Скованные одним режимом. Рецензия на короткометражный фильм «BEHOLDER»

Новости

Скованные одним режимом. Рецензия на короткометражный фильм «BEHOLDER»

Скованные одним режимом. Рецензия на короткометражный фильм «BEHOLDER»

«Beholder» - уже вторая официальная экранизация компьютерной инди-игры в карьере молодого режиссёра Никиты Ордынского, отличившегося в том году успешной адаптацией «Papers, Please!». И, с одной стороны, «Beholder» ничего нового в плане истории и её идеологии не несёт, структурно повторяя «Документы», но, в то же самое время, в своей новой работе Ордынский не просто в очередной раз изучает проблему морального выбора, совершаемого в первую очередь человеком, а старается намного глубже изучить мир тоталитарного режима, в котором общество хоть по-прежнему и делится на находящихся под защитой госслужащих и на ограниченных в правах простых граждан, но теперь грань между ними стирается режиссёром, от чего даже приближенные к власти личности не имеют стопроцентной гарантии на безопасность.

Одноимённая видеоигра, разработанная российской командой разработчиков Warm Lamp Games и изданная Alawar Entertainment, была выполнена в жанре стратегии. Главным протагонистом игры выступал чиновник по имени Карл, работающий управляющим в многоквартирном доме, в котором он проживал вместе с семьёй. У игры была всего лишь одна цель - следить за жильцами и писать на нарушителей государственных директив доносы. А вот будет ли игрок выполнять указания правительства - это уже его личное дело. «Beholder» давал необходимую для комфортной игры свободу выбора. Можно было совершенно не следить за жильцами, даже активно помогать им, нарушая вместе с ними те самые директивы правительства, преследуя, зачастую, свои личные цели. Самым интересным в «Beholder» было то, что моральный выбор давил на эмоции игрока. Например, у Карла есть семья. У него есть жена, старший сын и маленькая дочка. Опять же, быть любящим отцом или стать настоящим тираном семейства - сугубо личный выбор игрока, зависящий от конкретного отыгрываемого персонажа.

Если игрок выбирал путь примерного семьянина и ответственного госслужащего, то в определённый момент его ждал очень неприятный для его персонажа моральный выбор. Правительство издало новую директиву, запретив импортные лекарства. И для Карла это было максимально не вовремя, поскольку его дочь серьёзно заболела, а отечественные лекарства не помогают - ей жизненно необходимы импортные. Моральный выбор заключается в следующем: добыть нелегальным путем лекарства и надеяться на то, что рано или поздно за семьей Карла не придут люди в погонах, или остаться законопослушным гражданином и госслужащим. Не стоит забывать и про вариант с кражей, ведь один из жильцов как раз прячет в своём шкафу необходимые герою лекарства, но кража карается расстрелом. Такая же судьба может ждать Карла и в случае, если он не сообщит в департамент о жильце.

И в этом и заключается главная прелесть «Beholder» - при любом моральном выборе кто-то страдает. Выбрать путь максимального альтруиста игра попросту не позволяет, что, несомненно, играет ей на руку. Но игра и кино - это два абсолютно разных инструмента в руках автора, рассказывающего историю. Видеоигра «Beholder» работает именно потому, что игрока вовлекают в процесс и не заставляют его смотреть на чей-то выбор, в то время как экранизация Никиты Ордынского подобного предложить не может.

Но ругать фильм за отсутствие интерактивности попросту нельзя. Всё дело в том, что у экранизации имеется ряд других проблем. Как уже стало понятно, игра очень медленно и аккуратно вводила не знающего игрока в свой мир, знакомила с ним, оглашала правила тоталитарного мира и наглядно давала понять, что будет с Карлом и его семьёй, если пойти против государства. Проблема экранизации вовсе не в её хронометраже в девять минут, а в том, что зрителя очень сумбурно вбрасывают в мир фильма, о котором ничего толком не дают информации, как было в тех же «Документах».

За основу сюжета экранизации взята именно арка с запрещёнными иностранными лекарствами и больной дочерью, на которой выстроена вся личностная драма управдома (Евгений Стычкин), переживающего за своего ребёнка и понимающего, что с одной стороны он может достать лекарства, поскольку один из жильцов как раз прячет под своим шкафчиком полную стеклянную банку таблеток, а с другой он понимает, что, умолчав о хранении, он нарушит нескольких директив правительства и ничего хорошего тогда его не ждёт, но и обрекать любимую дочь на смерть протагонисту тоже не очень-то и хочется. И по сути, весь фильм управляющий сидит перед мониторами слежения и просматривает у себя в голове все возможные варианты событий, каждый из которых ужаснее другого.

Звучит всё это не настолько захватывающе, как выглядит на деле. Режиссёр прекрасно понимает, что кино - это визуальное искусство, в котором персонажам не обязательно говорить, чтобы рассказать свою историю. «Beholder» представляет из себя чёрно-белое немое кино, снятое невероятно стильно и в чём-то виртуозно, хоть и не имеющее свой оригинальный шарм, поскольку представляет из себя коллаборацию стиля одноимённой игры и «Города Грехов» Фрэнка Миллера, которым авторы вдохновлялись. Фильм очень медитативно рассказывает историю, а каждый его кадр можно разглядывать часами, в то время как давящая атмосфера удерживает зрителя и не даёт ему отвести взгляд ни на секунду. Держит так сильно, что зритель начинает чувствовать себя таким же заточённым в “цепи” тоталитарного режима человеком, как и герои на экране.


Очень жаль, что при такой отличной и профессионально сделанной технической стороне проекта, его история совершенно никак не цепляет эмоционально. В первоисточнике игрок успевал привыкнуть к семье Карла, прежде чем наступит сюжетная арка с злополучными лекарствами, отчего за судьбу дочери действительно было страшно. В экранизации же зритель впервые в жизни видит и управдома, и его дочь, и жену. Только вот старший сын в фильме отсутствует, что в общем-то неплохо, поскольку его наличие и не нужно истории. Из-за того, что экранизация очень сумбурно и прямолинейно начинается и остаётся таковой до самого конца - в ней полностью отсутствует эмоциональная привязка к персонажам.

Талантливый актёр Евгений Стычкин, конечно же, пытался спасти ситуацию своей сильной актёрской игрой, но, к сожалению, о его герое зрителю мало какой информации дают, из-за чего хоть за ним и интересно наблюдать, но совершенно никакого сопереживания не появляется, в чём, опять-таки, вины актёра нет. Не стоит забывать и про то, что ни один из актёров за весь фильм не проронил ни слова. Вся актёрская игра строится исключительно на эмоциях персонажей, в достоверности которых сомневаться не стоит. Если в «Ваших документах» Игорь Савочкин был главным украшением, то в «Beholder», этот титул по праву должен принадлежать Евгению Стычкину.

К слову о «Документах». Действие «Beholder» происходит, как и в игре, в многоквартирном доме, но, в отличии от предыдущей работы Ордынского, в мир фильма не веришь. Хоть при просмотре «Ваших документов» зритель 90% времени прибывал в будке таможенной службы, но он чувствовал, что за её стенами находится не съёмочных павильон, а могучая и строгая Арстоцка. У «Beholder» с этим всё не так гладко, как того хотели бы авторы, поскольку за окнами квартир хоть что-то и виднеется, но невооружённым взглядом виден не очень хороший хромакей, режущий местами глаза, из-за чего рушится вся магия, а вместе с ней и общее ощущение от мира.

«Beholder» по очень многим аспектам проигрывает «Документам», но справедливости ради стоит отметить, что несмотря на все огрехи, вторая попытка экранизировать именитый продукт у режиссёра вышла весьма удачной. Самое главное то, что «Beholder» в первую очередь не представляет из себя вторичное дополнение к игре для фанатов, а является самостоятельным фильмом по мотивам, хоть и сильно зависящим от первоисточника, поскольку людям не игравшим в оригинальную игру будет намного сложнее понять происходящее, чем зрителям игравшим. Стоит вспомнить, что «Ваши документы» работали одинаково, вне зависимости от осведомлённости зрителя об игре.

Но это не так страшно, ведь «Beholder» очень тонко и искусно доносит всё же до зрителя свою идею, показывающую, что при тоталитарном режиме не просто не будет людей, делающих выбор за других и страдающих от чужого выбора, а выбора не будет попросту ни у кого, кроме действующей власти, для которой чужие жизни - всего лишь имена в документе на расстрел.

Оценка: 7 из 10 

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь