«Это не байопик. В спектакле даже нет самого Маяковского». Так накануне премьеры говорила режиссер спектакля «Без галош элегантнее» Тереза Дурова. А что же там есть? Много музыки, уникальные стихи, эксклюзивный джаз, невероятные костюмы, потрясающие актерские работы, дух и время начала прошлого века, и…отсутствие «героя» как такового.
«Маяковский - гений, который гениально прожил свою короткую, очень насыщенную жизнь. Он жил в то время, когда "мир вывихнул сустав", говоря словами Шекспира. А появись он сегодня, то был бы очень известным блогером. Это был человек с очень хорошим природным вкусом, который изначально родился лидером, трибуном. Кровь у него такая. Внутреннее состояние плюс грузинское детство. У него было природное ощущение стиля», - рассказывала Тереза Дурова о работе над спектаклем одной из моих коллег.
«Без галош элегантнее» – эта строчка из рекламного текста Владимира Маяковского и стала названием постановки в Театре Терезы Дуровой. Не банальное «прочтение» биографии великого поэта представила режиссер спектакля и творческий коллектив постановки. В их интерпретации Маяковский модник, брутальный поэт, «многоуровневый» любовник, который своими невероятными рифмами сводил с ума не только революционных барышень.
В канун 130-го дня рождения «революционного» поэта Маяковского на сцене Театра Дуровой соорудили модную мастерскую, где кроят и шьют пиджаки, платья и брюки, которые впоследствии станут «наглядным пособием» эпохи. Именно Маяковский в поэтическом смысле и «творил» ту самую эпоху.
Актеры постановки одетые по моде (художник Виктория Севрюкова) начала прошлого века (пиджаки с яркими жилетами, брюки со стрелками, шляпы с широкими полями) спорят о том самом поэте, которого нет на сцене. И все это под невероятно красивую и созвучную времени музыку (композитор Сергей Кондратьев), да еще и совместно с инструментальным джазом в исполнении секстета театра.
Давид Бурлюк в красном цилиндре с моноклем в глазу читает стихи (их в постановке 30), так же как и его партнеры по сцене - Лифщиц, Хлебников, Крученых, но без Есенина. Все эти футуристы периодически «выходят» из своих персонажей, чтобы стать одним из пяти Маяковских. Именно столько (лиричный, эксцентричный, пластичный, наглец, обидчик) их в спектакле по замыслу режиссера Терезы Дуровой.
«Без галош элегантнее - это ложь! Вся элегантность от наших галош» - эти и другие строки поэта Маяковского актеры Руфат Акчурин, Сергей Батов, Михаил Бубер, Павел Повалихин и Георгий Шабанов «презентуют» зрителю эмоционально, театрально, эксцентрично и остроумно.
В финале постановки один из Маяковских читает фрагмент из «Облака в штанах», обращаясь к Богу – это и есть самая неожиданная и обсуждаемая (потом - в кулуарах и рецензорами) сцена спектакля.
Но, а Дурова не была бы Терезой Ганнибаловной, если бы не закольцевала все философски - Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо? А что такое плохо?» - зал подхватил, знакомые с детства строчи, и буквально «утопил» артистов в овациях.
«Захватывающее путешествие в стиле джаз по миру моды и чувственной поэзии» – так спектакль «Без галош элегантнее» характеризует режиссер Тереза Дурова. И у коллектива постановки это «путешествие» получилось как минимум не банальным, а как максимум – музыкально-поэтическим шедевром.
Светлана Юрьева.
Фото – Сергей Виноградов.