В конце августа 34-й сезон открыл театр Школа драматического искусства. Первый спектакль, который решили показать зрителям, – «Опасные связи» по роману Шодерло де Лакло в постановке Игоря Яцко. Премьера спектакля состоялась год назад.
Несмотря на название «Опасные связи», «связываться» с ШДИ в постпандемическое время совершенно безопасно. В театре соблюдены все меры: сотрудники театра постоянно сдают тесты на вирус, входящим меряют температуру, пускают всех в масках, стоят антисептики, и, увы, но пока так надо в целях безопасности, не работает буфет. В зале – шахматная рассадка. А на местах, которые остаются пустыми, прикреплены маленькие куколки ручной работы, сделанные в цехах театра.
«Письма, собранные в одном частном кружке лиц и опубликованные в назидание некоторым другим господином Ш. де Л.» – именно такой подзаголовок имеет единственная книга Шодерло де Лакло – роман «Опасные связи». Так как это – роман в письмах и в нем нет прямых диалогов, его нелегко ставить, при кажущейся легкости самого произведения. Да, в XVIII веке роман о нравах общества, наверное, был на злобу дня, но в наше время, если не вникать в глубинные пласты, он больше похож на водевиль. Игорь Яцко не стал передавать роман в чистом виде, а сделал его вне времени, ведь темы любви и интриг, страстей и измен актуальны всегда, меняется лишь отношение к ним, но без драмы не обходится и в наше время.
В первую очередь в постановке изменения коснулись текста. В спектакле используется пьеса английского драматурга Кристофера Хэмптона в переводе Сергея Таска, написанная по мотивам романа, но есть и оригиналы писем из романа. Да и этим не ограничиваются. Текст пьесы переплетается с современным, фривольным трагифарсом в стихами Леонида Филатова «Опасный, опасный и очень опасный», что придает кураж постановке.
Высокая масштабная черная конструкция делает спектакль двухуровневым (сценография – Николай Симонов). Этот спектакль таков, что его интересно смотреть с разных мест. И в ШДИ, в которой и так отовсюду хорошо видно, он с разных мест будет смотреться по-разному. И что еще любопытно: цеха не спрятаны за стенами. Если присмотреться в глубь площадки, то видно, что актеры гримируются и переодеваются, не уходя со сцены.
Вне времени в этом спектакле всё. Красное, черное, золотое, белое – основные цвета спектакля – цвета страсти, трагедии, богатства, чистоты, цвета греха, невинности, эмоций, чувств. Современное и историческое сочетаются и в костюмах – парики, барочность соседствуют с кедами на толстой подошве, солнечными очками, современными шапками (костюмы – Евгения Панфилова); в музыке звуки струнных сочетаются с современными мелодиями. Пластика и танцы тоже из разных времен, а в конце - герои совершенно по-настоящему фехтуют, сочетая современное спортивное фехтование с историческим дуэльным. Но именно это сочетание (прошлого и настоящего) придает драйв постановке. Ведь в современное время морализация французского общества XVIII века вполне может смотреться занудно, хоть в этом произведении и есть чему поучиться, если глубже вникать в смысл. «Опасные связи» Игоря Яцко начинаясь со смеха, интриг, фарса, постепенно переходят к трагическому финалу, показывая, как каждый сам рушит свою судьбу.
Виконт де Вальмон (Олег Малахов), порхая по жизни, ища развлечений и уже сбившись со счета от числа своих побед над прекрасным полом, слишком поздно понимает, что погубил в себе и в Госпоже де Турвель настоящее чувство. Но, хоть чувство и загублено, именно любовь спасает душу Виконта. Маркиза де Мертей (Ольга Баландина) – главная героиня истории, вокруг её интересов, её желаний сосредоточены все события. Она является «кукловодом» для людей, знает, как применять свои чары, знаток психологии других, но ведя свою игру, она теряет душу. Режиссёр даже нам решает показать, как изуродовали грехи Маркизу, создав ее стареющий, обезображенный портрет на котором и проявляются следы грехопадения (сразу вспоминается, что Игорь Владимирович не равнодушен к творчеству О. Уайльда).
Сесиль Воланж (Дарья Рублева), Шевалье Дансени (Анзори Шагидзе) погибают от своей наивности, так и не познав жизнь. Мадам де Воланж (Екатерина Кузминская) чрезмерно опекая дочь, не замечает, что сама же её подталкивает к «запретному плоду». Госпожа де Турвель (Ольга Бондарева) – доказательство того, что и чрезмерные попытки быть добродетельной, чрезмерное сдерживание себя, могут нанести вред. Все хорошо, но в меру, и когда знаешь ради чего. Как скажет ближе к концу спектакля госпожа де Розмонд (Мария Зайкова): «Если бы мы понимали, в чем истинное наше счастье, мы никогда не искали бы его за пределами, установленными законами божескими и человеческими».
--
Спектакль «Опасные связи» Игоря Яцко был представлен в трех номинациях в лонг-листе на премию «Звезда Театрала». И еще в двух номинациях представлен сам театр. Скоро узнаем, попали ли номинанты в шорт-лист. Желаем ШДИ удачи в этой непростой борьбе!
--
Ближайшие спектакли «Опасные связи» 16 и 17 октября.
--
Корреспондент: Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко