«Упражнения в прекрасном»: ироничная, интеллектуальная, искренняя, исповедальная и… невероятно интересная история о людях искусства!

Новости

«Упражнения в прекрасном»: ироничная, интеллектуальная, искренняя, исповедальная и… невероятно интересная история о людях искусства!

«Упражнения в прекрасном»: ироничная, интеллектуальная, искренняя, исповедальная и… невероятно интересная история о людях искусства!

Многие из нас воспринимают жизнь людей творческих профессий как один сплошной праздник – красные дорожки, светские премии, постоянные путешествия, любовь зрителей и высокие гонорары… Но, как известно, в глянцевых мифах много лоска и блеска, но совсем нет тепла. И те, кто хотя бы раз сталкивался с изнанкой актёрской жизни или просто знаком с кем-то из творческой плеяды, чётко понимает, что у этой профессии, как у любой медали, есть своя обратная сторона.

Знаменитости – такие же люди, как и все мы, со своими проблемами и заботами, взлётами и падениями. Они также устают, сомневаются, мечтают и разочаровываются, переживают радость встреч и горечь расставаний… Только, пожалуй, творческие люди более ранимы и беззащитны перед окружающим миром, чем представители более «земных» профессий.

Вот уже 10 лет на «Сцене под крышей» Московского Театра им. Моссовета идёт замечательный спектакль «Упражнения в прекрасном», который покорил как Москвичей и гостей столицы, так и жителей разных городов и стран. Гастрольная комедия в 2-х действиях знакомит зрителей с кулуарами закулисной жизни антрепризной труппы актёров, колесящих по городам и весям со спектаклем «Трактат о счастье».

Поставил спектакль Виктор Шамиров, в чьём режиссёрском багаже огромное количество искромётных постановок, которые годами (и даже десятилетиями) не исчезают из афиш как репертуарных, так и антрепризных театров!

«Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природой», - афоризм Гёте стал эпиграфом спектакля, где насущное соседствует с высоким, а проза жизни с живительным эффектом сцены.

«Упражнения в прекрасном» искусно сотканы из разных ситуаций гастрольной жизни, порой безудержно смешных и нелепых, а порой по-настоящему серьёзных и даже трагичных. 

Диалоги - мощный энергетический заряд «Упражнений в прекрасном», которые изобилуют фонтаном цитат, ёмких и хлёстких.  А ещё в контекст действия затейливо включены остроумные и  изящные параллели с известными медийными личностями, чьи имена звучат из уст героев с иронией и добрым юмором, без зла и негатива.

Спектакль насыщен абсолютным множеством наблюдений, оригинальных находок  и очень колоритными и узнаваемыми персонажами, каждый из которых – собирательный образ, а в чём-то даже личный, почти исповедальный, типаж артиста.

Альберт, он же Алик (Александр Яцко) – интеллигент, не очень удачливый в профессии, хитёр, расчётлив, циничен, но при этом раним и чувствителен. Живёт с престарелой мамой, страдающей провалами в памяти, и кошкой, тайно и явно завидует успехам коллег и даже не пытается это скрывать. При всех противоречивых нюансах способен сохранять человеческое лицо, благородное достоинство, сочувствие и сострадание ближнему.

Василий (Константин Юшкевич) – душа компании, балагур и весельчак, который умеет много пить и при этом не выходить «из кондиции», никогда не держит «камень за пазухой» и «ножа за спиной»: искренен, открыт всему миру, по-детски трогателен,  по-мальчишески беспечен  и по-юношески увлечён жизнью! Карьера Василия развивается лавинообразно и нестабильно, пристрастие к «зелёному змию» перечеркнуло не одно перспективное предложение. Для этого героя гастроли с антрепризой – отдушина как в творчестве, так и в жизни, возможность вырваться на свободу от супруги -бизнес-леди, которая содержит семью и держит творческого мужа в «ежовых» рукавицах.  «Звезда по имени Солнце» под гитару, монолог о даче, сделанной своими руками, или увлекательный рассказ о написанном им сценарии…Каждая мизансцена выглядит в исполнении Юшкевича одинаково достоверно и органично. Обаяние Василия зашкаливает – ему можно простить всё, ну или почти всё…

Главная звезда гастрольной труппы – Евгений Калинин, он же Жека (Гоша Куценко), чьё лицо постоянно мелькает в разного калибра сериалах и периодически – в полных метрах. Калинин из тех, кого зрители обожают, критики громят в пух и прах, а коллеги  завидуют.  Но самого Евгения Калинина сложно назвать счастливым и гармоничным человеком.

Кастинги, съёмки, перелёты, переезды, переговоры с агентом, бездушные корпоративы, манёвренность в обсуждении ставок и бесконечные интервью… Налёт романтизма давно слетел под гнётом обстоятельств, а панцирь цинизма ещё окончательно не закрепился на ранимом актёрском теле. Вся его жизнь – забег на дальнюю дистанцию по дорожке,  проложенной параллельно с железнодорожными рельсами, по которым,  стремительно ускоряясь, мчится поезд успеха и признания. И как бы Жека ни старался бежать, силы не равны: поезд в любой момент может оторваться от него... Где же счастье и радость, где то разумное, доброе и вечное, Жека?..

Алиса (Юлия Хлынина) – единственная героиня среди харизматичных мужчин, даже имя которой символично. Как Алиса в страну Чудес, юная восторженная студентка 4-ого курса театрального ВУЗа попадает в коллектив именитых и не очень мэтров профессии. Девушка играет главные роли в студенческих спектаклях, читает умную литературу и искренне верит в силу актёрского предназначения. Даже знакомство с «монстрами сцены» для неё событие, а ей предстоит ввестись без репетиций в спектакль, который они играют много лет. Волнение, смущение и скованность сменяются уверенностью и силой духа, тем самым, что называют «актёрскими мышцами», которые формируются постоянной профессиональной закалкой и опытом.   На глазах зрителей героиня проживают путь от дебютантки до думающей актрисы и становится «своей» в устоявшемся коллективе.

Словно виртуозный дирижёр или вожатый в пионерском лагере взрослых детей, руководит этим темпераментным коллективом гастрольный директор (администратор антрепризы) – Андрюс (Владимир Прокошин). Он вынужден терпеть капризы и причуды таких разных артистов, ловко сглаживать конфликты и переводить в шутку ссоры, улаживать пьяные инциденты и дебоши, при этом сохраняя дипломатию с наглеющими «хозяинами» городов, которые жаждут, чтобы на вечерней трапезе компанию им составили залётные столичные звёзды.

А звёзды… Видят города из окон автобусов или гостиниц, часами переезжают из города в город, ведут бесконечные беседы о жизни, ссорятся и мирятся, дискутируют о высоком и насущном, могут «перебрать» с алкоголем, завести случайную интрижку или невольно стать участником каких-то разборок…

Перед зрителями проносятся разные локации: купе поезда и тесная кабина автобуса, гостиничные номера, холлы, провинциальные рестораны, театральные буфеты и… сцена театра, где, кажется, отступает всё насущное и банальное, а рождается что-то новое.

В финале спектакля герои, облачившись из походно-бытовых одежд в роскошные сценические костюмы и парики, выходят на сцену в том самом спектакле, с которым они гастролируют, и все конфликты, проблемы и сомнения нивелируются перед «Упражнениями в прекрасном».

 «Мы это делаем не потому, что мы такие умные, а потому, что мы – безумные!» - одна из реплик юной главной героини мудро объясняет суть как этого спектакля, так, собственно, и профессии! И это вовсе не показатель высокомерия или уверенность в своей исключительности со стороны актёров, а напротив –констатация их жизненного кредо!

Ведь настоящий актёр – это не тот, кого манит блеск софитов, золотые горы гонораров и узнаваемость публики, а тот, кто не может жить без лицедейства, для кого это необходимость, как воздух, кто не боится быть смешным, нелепым, немодным, не страшится экспериментов, не ломается от падений и критики, а упорно идёт вперёд и, вопреки всем преградам, занимается любимым делом. А успех и провал порой– разные грани одной медали, как признание и забвение неотделимы друг от друга. И даже добившись самых больших высот, рано или поздно придётся уступить Олимп кому-то ещё…

Каждому из таких узнаваемых героев «Упражнений в прекрасном» симпатизируешь и не веришь в наспех брошенную Жекой фразу о том, что «когда выдают актерский диплом, нравственные ориентиры отбирают». Это не так, совсем не так.

Все мы знаем избитые афоризмы о том, что надо любить «искусство в себе», а не себя в искусстве, и только, пожалуй, актёры могут точно охарактеризовать значение этих постулатов.

Кстати, на московские показы «Упражнений в прекрасном» очень сложно достать билеты -  они разлетаются мгновенно, как горячие пирожки, поэтому надо держать руку на пульсе, чтобы не упустить старт продаж на объявленные даты и оказаться в числе счастливчиков, кто успел купить билет.

Ироничная, интеллектуальная, искренняя, исповедальная и…невероятно интересная история о людях искусства, которым ничто человеческое не чуждо, совершенно точно стоит того, чтобы её увидеть!

 

В кулуары творческого закулисья погружалась корреспондент  Бурулёва Юлия

Фотографы: Елена Лапина, Сергей Петров

Читать также

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь