В погоне за новизной. Рецензия на фильм «НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2»

Новости

В погоне за новизной. Рецензия на фильм «НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2»

В погоне за новизной. Рецензия на фильм «НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2»

Роман Каримов дебютировал в полнометражном кино десять лет назад с комедией «Неадекватные люди», ставшей главным хитом в карьере молодого, на тот момент 26-летнего режиссёра, из-под чьей руки вышла на свет одна из лучших российских комедий десятилетия. И вот сегодня, столько времени спустя, когда у Каримова есть признание как среди зрителей, так и среди критиков, уже 36-летний режиссёр взялся за продолжение своего важнейшего фильма. Акцент на времени и возрасте очень важный в контексте, связанным с разговорами о сиквеле. Как сегодняшний Каримов мыслит, смотрит на мир и снимает кино – это совсем другой Каримов, нежели десять лет назад. «Неадекватные люди», ровным счётом, как и «Вдребезги», и «Всё и сразу» – фильмы молодые, очень простые по мысли, но очень дерзкие по форме высказывания, в отличие от вторых «Людей».

Визитная карточка Романа Каримова – диалоги, а именно: о чём говорят, как и какие выражения выбирают его персонажи. Всё это в совокупности определило режиссёрский стиль Каримова, чей профессионализм рос от фильма к фильму как в технологическом плане, так и в работе с людьми. Однако с возрастом режиссёр стал более сдержанным, не таким вызывающим и задорным, как десять лет назад. Каримова во многом полюбили за его детский взгляд на мир и его умение рассказывать даже самые трэшовые истории про пацанов, рвущихся к власти, так, чтобы было и весело, и было о чём задуматься. Уж есть во всех этих разговорах про счастье, поиски себя и в странных архетипических героях жизнь, особая магия, которую Каримов из раза в раз удачно рождал на экране.

Первые «Неадекватные люди» же и вовсе – эталон ламповой отечественной комедии о банальной, легкой и такой знакомой всем и каждому попытке нащупать человеческое счастье. Даже там, где нельзя. И вот вторые «Люди» – совсем другие, причём кардинально другие. Оно и неудивительно, за десять лет повзрослели не только персонажи, но и сам Роман Каримов. Причём здесь речь идёт вовсе не про возраст, а про внутреннее состояние как души, так и ума. Режиссёра стали волновать совсем другие вещи, он смотрит на мир под другим углом. Если ранний Каримов с упоением писал глупые, но очень живые диалоги, то сегодняшний – говорит о бихевиоризме, о личностном росте и "классовой" разнице между теми, кто способен делать людей счастливыми, и теми, кто этим счастьем питается.

«Неадекватные люди 2» – попытка Романа Каримова уйти в нарочитую серьёзность, сделать самый зрелый и амбициозный фильм в своей карьере. Об этом обо всем за режиссёра говорят и темы картины, связанные, как пример, с изменами, как и нелинейное повествование, обыгрывающее субъективный взгляд каждого человека на одни и те же события. Можно сказать, что Каримов даже пытается подражать Кристоферу Нолану, раз за разом возвращаясь к одной и той же сцене, показывая сначала одну точку зрения, а затем другую, раскрывая при этом новые детали, влияющие на основной сюжет. Подход, действительно, весьма интересный и любопытный, но не в случае с «Неадекватными людьми».

Будь новая работа Романа Каримова оригинальным фильмом – вопросов и претензий было бы на порядок меньше. Первые «Неадекватные люди» влюбляли персонажами в себя, из-за чего зритель не просто проникался к ним симпатией, а по-настоящему сопереживал им, следил за их успехами и ошибками. В сиквеле же – в центре истории совсем другие люди, во многом такие же неадекватные, но что расцветшая Ингрид Олеринская, что ставший ещё более мужественным Илья Любимов играют уж точно кого-то другого, а не Кристину и Виталия. Остался всё таким же зажигательно-великолепный Евгений Цыганов, покоряющий своей харизмой. Во многом актёры стали неким альтер эго режиссёра, отражающим его более зрелый взгляд на мир, нежели десять лет назад.

Полюбившийся и, как бы это странно не звучало, лучший Каримов присутствует лишь в первых десяти минутах фильма: в сцене, в которой четыре персонажа просто сидят за столом, ужинают и разговаривают. И говорят персонажи так, что зрителю становится по-хорошему очень смешно от происходящего, от того как и что обсуждают герои Каримова. Именно в диалогах режиссёр и раскрывается лучше всего. Тем не менее только сразу же после открывающей сцены «Неадекватные люди 2» превращаются в некое подобие головоломки: сцены накладываются друг на друга, события перемешиваются, а грань между флешбэками и настоящим стирается. Правят балом в сиквеле вечно томные взгляды героев и перебивающее основную историю и без того перегруженный фильм второстепенные персонажи и сюжетные линии.

«Неадекватные люди 2» очень затянуты (135 минут) и привлекают интерес, преимущественно, за счёт лавров первой части. Да, Каримов вырос как постановщик – он очень грамотный режиссёр, ловко манипулирующий эмоциями и чувствами зрителей, удерживающий темп и ритм в мизансценах на нужном уровне. Однако режиссёр манипулирует исключительно благодаря успеху первого фильма, так полюбившегося всем вокруг, благодаря чему Каримов вообще смог добиться успеха в индустрии. Будь вторые «Люди» не сиквелом, а самостоятельным фильмом со своими персонажами – таких положительных и отрицательных эмоций лента не вызвала бы. Она задержалась бы где-то посередине.

Роману Каримову больше всего удаются простые по своей концепции, но очень глубокие по итоговой мысли живые истории про обычных людей. Нет ничего предосудительного в том, что режиссёру на данном этапе своей карьеры, когда ничего уже его не ограничивает и не сдерживает, как автора, хочется чего-то нового. Но, во-первых, желание Каримова сделать что-то новое на старом фундаменте – очень сомнительное и странное, а во-вторых – чистейшая драма и чрезмерная серьёзность – это совершенно точно не тот цех, в котором режиссёр может создавать свои истории. Как бы через своих героев Каримов не говорил о поисках своего пути, свой творческий путь он давно уже нашёл. И не хотелось бы, чтобы российское кино потеряло одного из своих лучших режиссёров.

Оценка: 6 из 10

В прокате с 10 декабря  

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь