«Воображение важнее знания!»: спектакль Владимира Машкова «Ночь в отеле» в Театре Олега Табакова

Новости

«Воображение важнее знания!»: спектакль Владимира Машкова «Ночь в отеле» в Театре Олега Табакова

«Воображение важнее знания!»: спектакль Владимира Машкова «Ночь в отеле» в Театре Олега Табакова

Все мы с детства усвоили постулат, что Вселенная безгранична, но только с возрастом  начинаем в полной мере осознавать, что существует субстанция, более безграничная и многогранная, это человеческая Личность. Каждый из нас - уникальная Вселенная, непредсказуемая, непостижимая и неоткрытая, но её можно и нужно исследовать и изучать, открывать и постигать.

Только очень важно понимать, что все открытия  относительны, ведь они совершаются конкретной личностью и отражают её видение и трактовку чего-либо. Абсолютная величина, пожалуй, только Жизнь и Смерть, и то это вопрос довольно спорный, ведь как говорил Олег Табаков: «Очень важно не забывать тезу Владимира Ивановича Немировича-Данченко о том, что на нас жизнь не кончается».

9 сентября в Театре Олега Табакова под руководством Народного артиста России Владимира Машкова состоялось уникальное событие  - накануне сбора труппы и открытия сезона Театр пригласил зрителей и представителей СМИ на открытую репетицию спектакля "Ночь в отеле".

Этот спектакль по пьесе знаменитого британского драматурга, киносценариста и режиссера, лауреата самых престижных театральных премий Терри Джонсона в 2019 году стал первой постановкой Владимира Машкова в статусе Художественного руководителя Театра Табакова.

За два года спектакль "Ночь в отеле", поставленный на исторической сцене Театра, в угольном подвале на улице Чаплыгина, стал лидером продаж и настоящим бестселлером.

В этом сезоне постановку ждёт апгрейд - теперь «Ночь в отеле» будет идти на большой сцене Театра, а две из четырёх ролей сыграют другие артисты.

 Жанр спектакля определён как комедия относительности. Это очень точная и тонкая трактовка происходящих на сцене событий, которые каждый зритель воспримет сквозь призму своего индивидуального восприятия и воображения.

 Как говорил Альберт Эйнштейн: «Воображение важнее знания: логика приведёт Вас из пункта А в пункт В, а воображение в любые миры».

Вместе с героями спектакля, филигранно поставленного Владимиром Машковым и восхитительно воплощённого блестящими артистами, публика отправится в путешествие по безграничным мирам воображения, а, если оно позволит, прогуляется по таинственным лабиринтам своего собственного подсознания.

Сюжет пьесы захватывает и интригует метафоричностью, а множество аллюзий, аллегорий и аналогий, которые искусно завуалированы в спектакле Владимира Машкова, дарят безграничную палитру эмоций и колоссальный простор для размышлений, открывающих самые потаённые двери человеческой души и затрагивающих самые тонкие струнки сердца.

 Перед началом спектакля Владимир Машков обратился к зрителям:

«Невероятно приятно видеть полный зал зрителей, за исключением этих антител, которые рядом с Вами (прим.ред - так худрук назвал манекены, которые рассажены в зале для соблюдения социальной дистанции). Огромное спасибо Вам, что пришли. Сезон в театре ещё не начался - сбор труппы завтра, но наш Театр и Школа Олега Табакова и летом продолжали работу. Сегодня Вы на генеральной репетиции спектакля по пьесе  Терри Джонсона «Ночь в отеле». Эта пьеса была поставлена мной на исторической сцене, шла с успехом. Очень многие наши большие спектакли, такие как «Страсти по Бумбарашу», «Ревизор», «Матросская тишина», «Ночь в отеле» были задуманы в маленьком пространстве и дальше своей энергоёмкостью заслужили возможность выйти на большую сцену, где ещё большая возможность по открытию чувств, эмоций и соединению со зрителем. Наш Театр вырос и продолжает произрастать из нашего угольного подвала на улице Чаплыгина. Театр и Школа, наш Учитель, Олег Павлович Табаков и его учитель, Константин Сергеевич Станиславский, исследовали и исследуем историю Русского психологического театра. Мы - актёры Русской психологической школы.  Психологические и эмоциональные процессы слабо изучены, а наши ощущения, отношения, мотивации, реакции и оценки - основа жизни: они находятся в области чувств и эмоций. Психология - наука о душе и о характере, она исследует закономерности развития, возникновения, формирования человеческой психики и психики круга людей. Это то, чем непосредственно занимается Театр - практической формой исследования психологии человека, жизни человеческого духа, о чём говорил Константин Сергеевич Станиславский. Это невероятно сложный путь, который абсолютно завязан на личности актёра и человека. Помимо его навыков и опыта, существует его личность, гражданское существование. Наш Театр продолжает те исследования, которые начал Константин Сергеевич Станиславский.

Сегодня первая сценическая репетиция в смысле сценического самочувствия артиста. На любой репетиции, которая проходит в репетиционном зале или на сцене в декорациях, когда зритель не присутствует, это репетиционное самочувствие. Это момент поиска. Но момент сценического самочувствия - только тогда, когда в зале сидят зрители. Вся сверхзадача того, что будет происходить на сцене, рождается у Вас - Вы есть время и отражение его эпохи. У нас зеркальный театр - зеркало нужно только человеку. Пространство между сценой и залом называется «зеркало сцены» - мы ищем своё отражение, отражение своей души. Этот процесс очень трудный и бесконечный: в нашем Театре ни один спектакль не похож на следующий - материя развивается в движении. Любой спектакль либо становится лучше, либо хуже: он не может замереть как на киноплёнке или фотографии - это живой организм. И только вместе со школой, с изучением себя мы начинаем постигать эту профессию. Сегодня Вы увидите двух актёров, которые потратили на репетиции меньше времени, это был достаточно интенсивный, революционный ввод. Поэтому я вижу большую перспективу в том, что они делают. Мы выходим из маленького пространства в большое. Актёры провели большую работу по изучению персонажей, характеров, душ своих героев.

Пьеса о том, что в 1954 года в одном номере отеля встретились четыре выдающихся личности: гениальный учёный Альберт Эйнштейн, который приехал в Нью-Йорк на конференцию, актриса Мэрилин Монро, которая в эти дни снималась в знаменитом фильме, абсолютно влюблённый в Мерилин её муж Джо Ди Маджио - лучший бейсболист за всю историю, Сенатор Джозеф Маккарти, ярчайшая личность того времени - полунацист, фанатик, который устроил «войну на ведьм» - из-за него в Америке пострадало очень много людей с коммунистическими убеждениями: кто-то то погиб, а кто-то лишился всего, чего достиг в жизни. Это было очень острое время и очень острые персонажи. Хочу подчеркнуть, что очень сложно играть исторических личностей, это дополнительная работа для психофизики артиста.

Почему я говорю «Генеральная репетиция»: в этом или в другом виде спектакль выйдет через месяц, у нас есть месяц на продолжение работы. Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Сценическая репетиция со зрителем - это другая степень внимания и ощущения: зритель подсказывает». Олег Павлович Табаков говорил: «Зритель - это закрылки для артиста, чтобы он взлетел». 

Мы объявляем год науки, у нас будет продолжаться большая работа по изучению эмоций и чувств с психологами. Однажды на спектакль Мейерхольда пришёл критик и «разбомбил» постановку. На что Мейерхольд ему ответил: «Это первый спектакль на зрителя, приходите на пятидесятый!»  Критик пришёл на пятидесятый и сказал: «Это же совсем другой спектакль! Это же Великий спектакль!» На что Мейерхольд ему аргументировал: «Я же Вам говорил, чтобы не смотрели первый спектакль». Вот я Вам доверяю как критикам посмотреть ещё даже не первый, а потом, Дай Бог, прийти на пятидесятый! Хорошего Вам вечера!»

«Железный занавес» сцены, символизирующий политическую ситуацию 50-ых, которая, надо сказать, мало чем отличается от сегодняшнего времени, поднимается и начинается парадоксальное действие, за полтора часа которого зрители феноменальным образом узнают в персонажах не только великих личностей человеческой цивилизации, но и самих себя, со своими страхами, сомнениями, соблазнами, стремлениями,  незакрытыми гештальтами прошлого, мечтами, желаниями и амбициями.

Перед нами -  не просто великие и выдающиеся гении, а живые люди, которым ничто человеческое не чуждо.

Альберт Эйнштейн в воплощении Народного артиста России Авангарда Леонтьева трогателен и наивен. Всемирно признанный учёный, чья верная подруга и спутница Наука, не утратил способность удивляться и восхищаться, увлекаться, сочувствовать и сострадать. Его гложет страшное чувство вины, что он причастен к созданию атомной бомбы, а значит, виновен в гибели огромного количества детей.

Мэрилин Монро в воплощении молодой актрисы Анастасии Тимушковой - детская непосредственность и искренность, желание узнавать и учиться, а также боль от того, что все в ней видят только глянцевый образ кокетливой блондинки, но никто не хочет узнать - какая она настоящая.

Джо Ди Маджио в исполнении Заслуженного артиста России Сергея Угрюмова - мистер обаяние и мужская харизма, энергия и драйв. За большим и сильным телом немного неотёсанного, недостаточно образованного и грубоватого мужлана скрыта ранимая душа, которая любит и хочет быть любимой, мечтает о семейном счастье с женой, хочет, чтобы Мэрилин принадлежала не всему миру, а ему одному.

Джозеф Маккарти в трактовке Александра Фисенко - олицетворение зла, жестокости, агрессивности и бескомпромиссности.  Последователи таких сенаторов, возможно, наблюдают за пандемией коронавируса, которая уничтожает Человечество, но оставляет не тронутыми объекты урбанизации и инфраструктуры. И это снова относительно… Ведь до сих пор нет чёткого ответа - естественно ли возник этот страшный вирус или он был создан человеком и осознанно или случайно упущен из лаборатории?

Встреча четырёх стихий, каждая из которых в своей области совершенна, воплощена на сцене невероятно органично и достоверно: у зрителей не возникает никаких сомнений, что вся происходящая на сцене фантазия реально имела место быть в истории.

Какие это стихии? Автор этой статьи увидел в этих выдающихся личностях следующие стихии:

Альберт Эйнштейн - стихия воды, спокойная и бурлящая, живительная и спасительная, гармония и шторм, источник жизнедеятельности.

Мэрилин Монро - стихия воздуха, свобода и полёт. Если без воды человек протянет несколько часов, то без воздуха его минуты сочтены.

Джо Ди Маджио - стихия Земли, его разрывают земные страсти и желания, он не всегда способен контролировать свои эмоции, но его мечты очень понятны  - он любит и хочет быть любим, мечтает об обычном человеческом счастье - дружной семье, тепле домашнего очага.

Джозеф Маккарти - стихия Огня, уничтожающая и испепеляющая всё на своём пути, воплощение зла, жестокости, бессердечности, у которого нет оправданий. Но ведь из века в век в человеческом роде такое Зло продолжает появляться! И печальные уроки истории, увы, не служат для него барьером.

Подчеркнём, что как и любая трактовка, это мнение относительно… Тем более, что в каждом из героев периодически просыпаются и открываются черты других стихий, а на сцене, как и в жизни, эти стихии сталкиваются и синхронизируются, словно сообщающиеся сосуды.

Человеческую личность нельзя охарактеризовать монохромно - чёрная или белая, добрая или злая: в каждом из нас в разных пропорциях сочетаются полярные черты, которые в тех или иных обстоятельствах проявляются по-разному.

Души Великих людей не уходят навсегда - они где-то рядом: одни - Ангелы-хранители, а другие - змеи-искусители. Исследуя и анализируя их опыт, знания, достижения и ошибки, возможно, мы сможем предотвратить какие-то фатальные решения в своей судьбе.

В сценографии спектакля много символизма и тонко зашифрованных аналогий.

Из окна номера отеля открывается вид на оживлённый Нью-Йорк - на этом подоконнике прекрасная Мэрилин исполняет культовый номер с развевающемся под вентиляторами платьем.

На стене висит картина, на которой рыбами изображена восьмёрка. Знак бесконечности игриво обрамлён зодиакальным знаком великого учёного, разрушившего стереотипы и сделавшего необъятными горизонты человеческих возможностей.

Интригующий солипсизм, терпкий любимый аромат Монро Chanel №5, загадочный пистолет сенатора и возвышающие над сценическим пространством бомбы, так напоминающие неумолимый маятник времён, который рано или поздно остановится для каждого из нас…

После показа потрясающего спектакля состоялась глубокая и проникновенная дискуссия со зрителями: Владимир Машков и актёры откровенно поделились сокровенными мыслями о пьесе, о своих героях и о психологическом театре, который является мощной созидательной силой для человеческого сознания, импульсом к познанию миру и постижению лабиринтов своей собственной души и мудрой энциклопедией, в которой можно найти ответы на многие вопросы, волнующие каждого из нас.

Владимир Машков: «Три года назад я стал художественным руководителем нашего любимого театра, хочу поделиться с Вами одной историей, которая произошла со мной накануне моего вступления в эту должность. Иногда ты ищешь ответы у пространства и хочешь, чтобы природа подсказала какой-то знак, символ. Если очень хотеть и эмоционально внимать, обязательно увидишь эти знаки. Я люблю гулять по Москве, перед тем как прийти в театр, поехал на самокате во дворик Леонтьевского переулка, где жил Константин Сергеевич Станиславский. Время три часа ночи, двор пустой и горят два красных глаза сигнализации. Взволнованно посмотрел по сторонам - больше знаков не увидел. Собрался уходить, и вдруг на большой массивной двери (кто был в этом дворике, понимает - о чём речь) увидел наклеенный листок с бумагой, на котором на принтере напечатана фраза «Толкайте от себя!» Парадоксально, но в этих трёх словах и есть система: действуйте, живите от себя, от основы, как маленькая искра, которая разожжёт бумагу образа! Путь знакомства с собой очень сложный, его мы пытаемся исследовать.

У нас на «Атоме солнца» написана фраза Олега Табакова: «Театр - единственное место, где чудо ещё сохранилось!» Ни один зал никогда не повторяется - он состоит их Ваших знаний, чувств и атмосферы, которая рождается здесь и сейчас.

Любая история, связанная с воображением, эмоциями и чувствами, а тем более с Теорией относительности - очень относительна с окружающими. У каждого человека свой взгляд и воображение. Этот спектакль - невероятно энергоёмкий, требующих больших затрат, пьеса написана не русским и не американцем, а англичанином, который смотрит с острова на мир. Взяв за центр мира этих фальшивых или не фальшивых Богов.

Об этом говорит Альберт Эйнштейн: «Мы ставим фальшивых Богов и поклоняемся им». Так появилась Мэрилин Монро, которая ненавидела свой образ, но была в нём роскошна. Сама она мечтала о судьбе Элизабет Тейлор.  Джо Ди Маджио - великий спортсмен, обладающий невероятными кинестетическими способностями: он был быстрее, ловчее, обаятельнее всех. Сенатор Джозеф Маккарти - яростный человек, который за собой вёл убеждённых людей. Эти состояния почти нацизма так желанны для людей, а ведь они рядом с нами. Это четыре стихии, которые существовали в то время - огонь, воздух, вода и земля, они всё время в столкновении и необходимы друг другу. И сейчас наши кумиры - учёные, политики, спортсмены, артисты: так или иначе, эти стихии что-то нам открывают и закрывают. Конечно, это плод воображения. Наша задача, пройдя через эмоциональный процесс от себя, исследуя структуру каждого образа, найти в себе соединение этих стихий и идти дальше. Эволюция человечества как прогресс непрерывно продолжается, а эмоции и чувства остаются прежними. Наши худшие чувства и эмоции не уходят, они остаются с человеком из века в век. Например, не исчезла зависть, которая бывает чёрная и белая. Зависть как мотивация: я хочу быть таким же, как он. Чёрная зависть: я хочу, чтобы он таким не был. Религия учит нас радоваться, но ведь трудновато: радость - самое сложное эмоциональное состояние. Для меня эта встреча четырёх стихий происходит в реальности - эти личности встретились!»

Авангард Леонтьев: «Режиссёр увлёк и захватил нас этой историей. На репетициях он сыграл нам все роли: настолько актёрски-заразительно погружался в каждого персонажа. При работе над ролью важно схватить «блесну» -  на эту «леску» выстраивается образ. В процессе подготовки к спектаклю я, конечно, читал книги с биографией Эйнштейна, но настоящим открытием для меня стала книга Максима Чертанова, автора, который пишет под псевдонимом биографические книги. Он настолько интересно раскрыл образ, что после прочтения я понял, что очень похож на человека, который описан. И, конечно, подключилась фантазия. Очень помогала пьеса: она ловко написано и даёт возможность зацепиться за этих людей. То, что удаётся сделать сегодня, это начало - хочется соединиться с этим образом, чтобы Вы пришли и сказали, что это и есть Эйнштейн!»

Анастасия Тимушкова: «Про Мэрилин Монро снято много фильмов. Чтобы понять, какой она была в реальности, мне очень помогли опубликованные записи её разговоров с психологом. Она очень стеснялась того, что у неё были пробелы в образовании, и на протяжении долгих лет оттачивала этот комплекс - стремилась узнавать и постигать, развивать свой интеллектуальный уровень. Возможно, у неё не было в планах покончить жизнь самоубийством, велика вероятность, что в депрессивном состоянии она за одной таблеткой приняла вторую, которая была уже не нужна, потом третью… И случилось то, что случилось. Она хотела, чтобы её знали и принимали такой, какой была Норма Джин, а не Мэрилин Монро, не понимала - почему ей дают только роли легкомысленных блондинок и не видят в ней серьёзную драматическую актрису».

Сергей Угрюмов: «В Америке бейсбол - игра номер один. Огромное количество людей собираются на больших стадионах и наблюдают, как люди бегают за мячом, который настолько маленький, что его даже не видно. Любимые команды, любимые игроки, семейные традиции ходить и смотреть игры. Среди всех этих игроков есть непревзойдённый и уникальный, человек-легенда! Никто до сих пор не добился таких результатов, которых достиг Джо Ди Маджио. Он был гениальным и чрезвычайно выносливым человеком, который продлил свой успех на протяжении многих лет: Ди Маджио был создан для этого и был совершенен в этом. Играть это невозможно. Наша история о столкновении людей, каждый из которых в своей сфере совершенен. Это самое интересное, что надо было исследовать и правдоподобно оживить, присвоить это себе, чтобы зрители поверили, что это живой человек - так он говорит, переживает, так любит! Совершенный игрок, итальянец с экспрессивным темпераментом. Да, он был не образованный сын рыбака, которого вознесли на пьедестал, и на этом пьедестале он оказался с прекрасной женщиной. Было очень интересно - как эти две прекрасные глыбы могли общаться. Это невозможно узнать, можно только вообразить. Джо Ди Маджио много снимали - все хотели понять его физику, как он движется, насколько он грациозен в движении. А как в жизни? Я смотрел фотографии с Мэрилин, на которых видно, насколько он счастлив и одурманен этим счастьем! Ему хотелось видеть рядом с собой женщину, как любой итальянец, он мечтал о семье и детях. Ничто человеческое этим людям было не чуждо, мне это было интересно! Друзья, коллеги, кто описывал этих людей, они представляли свой взгляд и свои впечатления, это их субъективное мнение. Я пытаюсь пробиться дальше и продолжу совершенствовать этого человека. Безумно благодарен Владимиру Машкову, который подарил мне эту роль, чтобы Вы смотрели и сопереживали. Нам очень важны Ваши эмоции и впечатления».

Александр Фисенко: «Я благодарен нашим педагогам, которые нам помогают, Олегу Павловичу Табакову, который собрал нас вместе, Владимиру Львовичу, благодаря которому я появился в этом театре. Мы получаем от разных людей знания, умения, а потом применяем их. Благодаря этому комплексу, мы учимся делиться этим: если наше творчество вызывает отклик у публики, значит, мы идём в правильном направлении. Что касается моего героя, к сожалению, так или иначе зло не имеет мотивации. Мы сталкиваемся с ним и не можем понять - почему человек так себя ведёт? Возможно, сама жизнь, заставила его быть таким. Люди рождаются, но кто-то из них становится злом. Безусловно, влияют характер, гены, воспитание, окружение, социальный фактор. Но как так складывается, что зло выносит на поверхность? В одной книге я прочитал хорошую фразу: «Выбор сковывает волю». Это странно и парадоксально, но, когда ты ещё не сделал выбор, ты больше свободен, чем тогда, когда ты уже принял решение, так как другого варианта уже нет. Зачастую многие руководители агрессивны и раздражительны: они вынуждены делать этот выбор, брать на себя лидерство и ответственность, отказываясь от многого другого. В этой пьесе есть некая притча: собрались выдающиеся представители четырёх ярких профессий. Сказать, что это лучшие люди? Нет! Но от этих людей зависит будущее мира, хотя у них самих много проблем. Но всё равно должны быть люди, которые совершают поступки и берут на себя ответственность».

В завершении жаркой и очень глубокой дискуссии Владимир Львович ответил на вопрос, что он хотели донести до зрителей этим спектаклем?

Владимир Машков: «У Константина Сергеевича Станиславского есть такое понятие «Я есмь». Это значит: меня не было, меня могло не быть, меня, может, не будет, меня не будет. Весь этот разговор только об этом: брать ответственность за свои поступки или не брать? Для меня это и есть изучение себя, степень своей ответственности. Ответственность Великого человека за то, что он убил детей атомной бомбой. Я не понимаю ужаса, который мог охватить Эйнштейна. Моего личного опыта не хватает для осознания этой трагедии Вселенского масштаба. Тут я как в зеркале проецирую и свою ответственность. Вы слышали про человека по фамилии Петров, который в 1983 году не нажал ядерную кнопку? Он подменял аналитика на новой системе, и как раз в этот момент загорелись тревожные лампочки, по сигналу которых Петров должен был нажать ответный удар. А он засомневался, стал звонить, анализировать и не нажал эту кнопку. В итоге сигнал был ложный. Он не выполнил приказ, его понизили в звании, но этот человек спас мир. Спасибо ему за это! Главное нам всем хотя бы по чуть-чуть двигаться в правильную сторону, которую мы определяем».

Такие спектакли, как «Ночь в отеле», дарят нам уникальную возможность путешествовать по галактикам безграничной Вселенной, выходить на новые Орбиты в познании себя и в постижении мира и открывать в самих себе яркие планеты, а, может быть, зажигать внутри себя Звёзды и Маяки, которые для нас самих и для других людей-кораблей, блуждающих в туманных и зыбких морях жизни, будут яркими ориентирами, указывающими верные векторы движения.

И хотя всё в этом мире относительно, хочется верить, что в безграничном калейдоскопе каждого из нас рано или поздно начнут преобладать положительные черты, которые сеют и приумножают разумное, доброе и вечное, зеркально излучают свет и транспонируют в мир, где человек человеку друг, товарищ и брат, милосердие, гуманизм и гармонию!

Ближайшие сеансы «психоанализа» у четырёх совершенных стихий пройдут 9 и 22 октября. Несомненно, эту «Ночь в отеле» мы не забудем никогда!

 

По безграничным мирам воображения путешествовали:

Корреспондент - Бурулева Юлия

Фотограф - Абдуллаева Ирина

Читать также

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь