На сцене «Зимний сад» Московского театра «Школа современной пьесы» 10 и 11 сентября состоялась премьера спектакля «Бешеный хворост». Постановку можно назвать дуэлью прогнившей системы и свободной личности, а, может быть, наоборот? Все мы со школьных лет знаем, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются границы личного пространства другого человека, но все ли об этом помнят?
В основе спектакля Иосифа Райхельгауза - совсем новая пьеса Олега Маслова, представленная им в драматургическом конкурсе «Действующие лица».
![](/system/files/images/XR6lVepFgqg.jpg)
Сюжет метафоричен, а проблематика остра и актуальна.
Андрей Филиппов (Рузиль Минекаев), ученик 10 класса элитной гимназии провинциального городка замечен на протестном митинге. Двум педагогам (Джульетта Геринг и Валерия Ланская) во главе с директрисой (Татьяна Васильева) поручено проработать юного «мятежника». А также выяснить: кто был второй подросток, которого полиция не успела задержать? Впрочем, политический мотив здесь - всего лишь циничный блеф: местной администрации нужно освободить пару бюджетных мест для «блатных». Юноша подвергается жесткому прессингу: от увещеваний и обращений к здравому смыслу до самых шокирующих способов психологической манипуляции.
«Кто был с тобой?»: чтобы получить от подростка-бунтаря, у которого умерла мама и осталась только бабушка, ответ на этот вопрос, педагоги готовы на самые крайние меры - для них нет запретов, табу и границ.
Ответ на этот вопрос так и не прозвучит, зато заставит задать вопросы самому себе: а кто я такой? На что я готов, чтобы сохранить или приобрести свое место в обществе? Что для меня важнее - честь или выгода? Карьера или сопереживание? Социальный лифт или чувство собственного достоинства?
![](/system/files/images/o0gZUuHKpHo.jpg)
Иосиф Райхельгауз:
«Здесь нет плохих и хороших. Нет героев и злодеев. Нет революционеров и ретроградов. Каждый герой мотивирован и исполнен благих намерений, которыми, как все знают, вымощена дорога в известное место… Но совсем не обязательно туда радостно двигаться, хотя это, пожалуй, самый простой и не требующий нравственных усилий путь».
Спектакль Иосифа Райхельгауза, словно открытую рану, обнажает проблемы общества, в котором от эволюции до деградации всего один шаг, и многие, к сожалению, выбирают путь наименьшего сопротивления. Сложная, дерзкая, противоречивая и провокационная пьеса, поставленная и воплощённая на грани, на пределе, на разрыв.
Нет чёрного и белого, правильного и ошибочного, честного и подлого. Взрослые, умудрённые жизненным опытом педагоги, которые призваны сеять разумное, доброе, вечное, в реальности врут, лукавят и предают, участвуют в махинациях, пытаются оказать давление на подростка.
![](/system/files/images/pA3Ge3vA9V8.jpg)
Методы, которые используют педагоги, нельзя назвать не только гуманными, но даже человеческими.
Как вести себя подростку, если те, кто является образцом, опустился ниже человеческого достоинства и готов на всё ради достижения своей цели? Можно ли кому-то доверять в этом мире? Как не поддаться искушению и не попасть в капкан лести и лжи? Кто из героев вызывает сочувствие и сострадание (и есть ли такие), а кто ассоциируется лишь с негативом и недоумением? Какую роль в финале сыграет сын (Александр Сеппиус) самой беспринципной учительницы и не окажется ли эта роль фатальной «точкой невозврата»?
Мы не будем разрушать интригу: рассказывать детали содержания совсем новой пьесы - это всё равно что читать детектив с последней страницы.
![](/system/files/images/UbbABH0vbmc%20(1).jpg)
Безусловно, для каждого актёра участие в этом спектакле - роль на сопротивление и преодоление, протест против деградации, вызов бесчеловечности и беспринципности, корысти и алчности, подлости и пошлости.
И молодые актёры, и заслуженные мэтры сцены блестяще справляются со своими образами - на полтора часа динамичного действия они настолько воплощаются в своих персонажей, что веришь в реальность этих людей и событий.
Усиливает эмоциональный эффект сценическое пространство - артисты проживают ситуацию из судеб своих героев среди зрителей: сценическое пространство расположено между рядов публики, которая чувствует себя не просто свидетелем, а участником происходящего.
Костюмы художника Виктории Севрюковой как всегда тонко и точно отражают характеры героев, подчёркивая их индивидуальность и морально-нравственные черты.
![](/system/files/images/l8eLS8IJkH0.jpg)
Самое страшное, что многие персонажи нам до боли знакомы: неслучайно в афише спектакля указана «хроника наших дней».
Главное - в ритме и драйве этих дней, в пучине соблазнов, сомнений, стремлений и амбиций не потерять самих себя и не стать «Бешеным хворостом», который легко ломается и быстро горит.
В финале нас ждёт непредсказуемая и неожиданная развязка, которая вновь и вновь напомнит, что палач рано или поздно может сам стать жертвой и что закон бумеранга - гораздо более волатильная субстанция, чем что-то материальное.
Всё же хочется верить, что место для милосердия, чести и достоинства ещё осталось не только на страницах книг, но и в сердцах, душах людей.
Публика, которая стоя принимала премьерные показы парадоксального и небанального спектакля - прямое тому подтверждение.
Ближайшие даты рандеву смелой и слаженной команды «Бешеного хвороста» со зрителями: 21, 22 сентября и 10 октября.
На собрании-судилище в элитном провинциальном лицее присутствовала Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Школа Современной Пьесы
![](/system/files/images/241675482_4514158755314209_3772629439190346727_n.jpg)