В Московском Губернском театре зима началась с премьеры. 1 и 2 декабря на Большой сцене Театра представили спектакль «Возмутитель», основанный на произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина. Владимир Малягин, искусно синтезировав цикл произведений Салтыкова-Щедрина, написал великолепную пьесу, во многом являющуюся зеркальной проекцией человеческого общества.
Режиссёром выступил Павел Артемьев, поставивший на Малой сцене МГТ спектакли «Прекрасное далеко» и «Урожай».
В «Возмутителе» органично и гармонично стирается грань между разными эпохам и географиями, фантазией и реальностью, тонким юмором и острой сатирой, задают вопросы и вместе со зрителями ищут на них ответы, размышляют над сутью человека и пороками общества.
МГТ продолжает в своих спектаклях развивать направление «Русского психологического театра», иccледовать природу человеческой личности и, надо констатировать, у Театра это блистательно получается.
Сергей Безруков, художественный руководитель:
«Мы продолжаем работать с классикой, выбирая произведения, которые поднимают темы, близкие для каждого, рассказывают о простом человеке, его радостях и горестях. В то же время мне кажется важным, чтобы наши артисты умели работать в различных жанрах, овладевали новыми профессиональными навыками, пробовали новые способы существования на сцене. Сатирическая проза Салтыкова-Щедрина в этом смысле — настоящее сокровище, и по актуальности, остроте материала, и по той необычной форме игры, в которую задумал облечь свой спектакль Павел Артемьев».
Действие сюжета происходит в Психиатрической больнице, куда принципиального помощника прокурора Семёна Берёзкина (Антон Богданов) упекли за то, что он распутал дело о взятках, в котором фигурируют более 140 чиновников.
Как поступит Правительство с принципиальным чиновником? Наградит или уничтожит? Зависит от того: дадут ли ход делу или в нём замешаны такие чины, что проще будет избавиться от одного честного человека, чем вызвать широкий общественный резонанс.
Исполнитель главной роли Антон Богданов, известный в большей степени комедийными ролями в кино и телесериалах, раскрывается в этом образе как мощный драматический актёр.
Попадая в незнакомую среду, Семён знакомится с другими персонажами – пациентами, врачом, инспекторами...
Великолепные актёрские работы Алексея Веретина, Ильи Малакова/Сергея Вершинина, Натальи Шклярук / Ирины Токмаковой / Софьи Володчинской, Андрея Щеткина, Андрея Исаенкова, Елены Цагиной и других актёров демонстрируют хрупкую грань между безумием и здравомыслием, адекватностью и расстройством психики. Участие в спектакле ребёнка (Ян Алабушев/ Саша Беляев) придаёт ещё большую характерность и колорит.
То, что действие происходит в 19 веке, зрители понимают по формулировке Губерний и знанию, что Салтыков-Щедрин жил в этом столетии.
Во всём остальном аналогичные события имеют место пристуствуют во все времена и во всём мире.
Собственно, наш мир фигурально и изображает психиатрическая больница, в пространстве которой монументально возвышается скелет мамонта, снова и снова напоминающий нам, что пороки общества неискоренимы, хаотичная свалка из кирпичей, фрагменты кораблей и затейливый лабиринт бутылок...
Художник-постановщик спектакля Екатерина Витковская. У всех элементов декораций и реквизита есть своё предназначение и ни одно. В каждой детали сценографии скрыто много смыслов, которые зритель интерпретирует сквозь призму своего индивидуального восприятия, как и весь спектакль.
Павел Артемьев, режиссер:
«Для меня это очень интересный опыт - прикоснуться к русской классике, к Салтыкову-Щедрину. Почему-то он как автор сейчас не очень востребован в театре, что странно, — ведь то, о чем он писал в свое время, актуально и сегодня. И сам его жанр сатиры – современен, злободневен. Мне кажется, он очень к месту именно сейчас, когда в обществе очень сильно разделение на «своих» и «чужих», идет война между «своими» и «чужими». И в своей пьесе по Салтыкову-Щедрину драматург Владимир Малягин как раз описывает это разделение, и делает это через юмор, смех. Мне этот подход очень близок: ведь смех, юмор могут помочь отстраниться от ситуации и тем самым избавить человека от страха, защитить его.
Это история про честного человека, который честно делает свою работу. Он попадает в эту ситуацию разделения на своих и чужих, и не может найти в ней своего места. И оказывается, что просто честный человек на самом деле никому не нужен — ни своим, ни чужим, ни власти, ни народу. То есть, мы говорим о каких-то серьезных, «больных» вещах, и при этом вся эта история пронизана смехом, юмором – как лекарством от этой печальной ситуации. Поэтому я надеюсь, что мы этим спектаклем одновременно и обнаружим какие-то раны, и попытаемся залечить их».
На одной чаше весов – честность, порядочность и достоинство, на другой – меркантильность, подлость, взяточничество и коррупция. И надо сказать, что весовые категории, увы, отнюдь не равноценны.
Человек в схватке с Системой подобен кораблю, попавшему в водоворот сильнейшего шторма. Шанс спастись есть, но процент выживших невелик. Можно ли побороть Систему? В одиночку точно нет! А вот в союзе шансы возрастают, хоть и не всегда значительно.
Сколько преступлений и разрушений видела История с молчаливого согласия большинства? А сколько палачей вершат свои деяния с попустительства, молчания и равнодушия общества? Вопрос риторический.
И хотя другой классик в том же веке задавал в своём произведении вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», ответ на него не получен до сих пор.
Чем дальше заходит действие спектакля, тем больше зрители понимают, что, в целом, наши герои отнюдь не больны, а скорее напротив – такой диагноз впору ставить окружающему обществу, утопающему в собственных пороках, алчности и эгоцентризме.
За тонким юмором, хлёсткой сатирой и ёмким гротеском в «Возмутителе» завуалированы размышления на очень серьёзные и острые темы, которые, словно торфяники, тлеют изо дня в день, периодически воспламеняясь.
Их, конечно, пытаются тушить и гасить разными методами – иногда такими кардинальными как в отношении с Берёзкиным, иногда более либеральными и дипломатичными, но не менее жёсткими и жестокими.
Спектакль поймут не все, и это логично – ассоциативное мышление у каждого из нас развито по-разному, да и о судьбе человечества у одних душа болит, а другие индифферентно воспринимают происходящее вокруг, боясь что Система затянет их в свой водоворот и они не выплывут, ну а третьи сами являются Системой и опасаются за своё хрупкое и зыбкое могущество, которое призрачно.
Но те зрители, кто оценит «Возмутителя» по достоинству, искренне порадуются, что они в своих мыслях, сомнениях, переживаниях и стремлениях не одиноки.
Плыть по течению или бороться с обстоятельствами? Решать только нам!
«Возмутителем» может стать каждый, не согласный с той или иной Системой координат.
И пусть вера в победу справедливости - пока утопия, надежда умирает последней и она ещё жива.
Но совершенно точно одно: Человеческой цивилизации без «Возмутителей» никак! Главное, чтобы они боролись за правое дело и энергия была направлена исключительно в гуманное русло!
Фотограф: Галина Фесенко, Николай Тарханов - пресс-служба МГТ