Время – субъективно для каждого. Рецензия на фильм «ДОВОД»

Новости

Время – субъективно для каждого. Рецензия на фильм «ДОВОД»

Время – субъективно для каждого. Рецензия на фильм «ДОВОД»

В этой рецензии не будет ни слова про сюжет. Почему? Потому что вы его уже знаете – вы просто ещё этого не поняли.«Довод» – один из самых ожидаемых фильмов 2020 года от признанного в народе режиссёра-визионера Кристофера Нолана, целиком и полностью снятый на IMAX камеры и на 65-мм плёнку. Ещё со времён «Помни» Нолан успел зарекомендовать себя, как талантливого режиссёра, умело заигрывающегося с восприятием времени, при помощи которого ему удавалось создавать, с одной стороны, простые, как две копейки истории, а с другой – хитро закрученные в собственном цикле авторские высказывания. Кульминацией подобного подхода для Нолана стал «Интерстеллар», разделивший публику на два противоборствующих лагеря, создавшие вокруг фильма ауру неопределённости, «что же именно снял режиссёр?». И подобная судьба может постигнуть и «Довод».

В масс-медиа давно сформировалось мнение, что Кристофер Нолан – прирождённый гений, снимающий сложные, многоуровневые и умные фильмы. Так считает большинство. Но, при более детальном анализе, становится понятно следующее: Нолан – действительно гениальный режиссёр, который создаёт потрясающие с технологической точки зрения кино. Но вся гениальность Нолана заключается в простоте его мысли и идей, которые бывают зачастую настолько абсурдными, что некоторым зрителям не получается поверить в то, что именно об простом и говорит режиссёр в своих работах. Нужно понимать, что Кристофер Нолан – это автор, уже давно сформировавший собственное видение окружающего мира, в центре которого всегда будет стоять человеческая жизнь, чувства и эмоции – то, о чём он и пишет, и снимает.

Нолан создаёт кино о людях и про их чувства. И как бы ошибочно большинство не считало его фильмы эталоном научного подхода, для Нолана именно чувства и эмоции стоят во главе всего. Рациональность – это хорошо, но не в вопросах, связанных с человеческой жизнью. Наука в его лентах выполняет лишь вспомогательную функцию. Если Нолану будет нужно, он начнёт менять реальность и физику под себя, ведь для него, как для уверенного в себе художника, первостепенной задачей стоит донесение собственной абсолютной идеи до умов зрителей. Соглашаться с ней или нет – это уже личное дело аудитории. Любовь – мощнейшая сила во Вселенной? Идея – самый живучий паразит в человеческом мозгу? Кто-то согласится, кто-то нет. Но вот, что точно нельзя оспорить, так это выдающийся технический подход в картинах Нолана.

На бумаге все его работы ощущаются простыми, вот только почему же тогда Кристофер Нолан воспринимается в народе, как один из самых сложных для понимания режиссёров в истории? Скорее всего ответ заключается в том, как именно Нолан работает со своими сюжетами. Какими бы простыми и прямолинейными они не были бы – они безумно сложные и новаторские с точки зрения технологий и подачи. В сценариях Нолана не бывает ничего лишнего – каждая сцена работает, как на эмоции зрителя, так и на общую идею ленты. И поэтому многие не могут поверить в то, что при настолько монструозной технологической стороне, как, например, в «Интерстелларе», Нолан может снимать по-детски условные фильмы о любви, управляющая идея которых возведена в абсолют.

И да, всё выше сказанное – это лишь подводка к рецензии. Всю эту информацию очень важно держать в голове во время просмотра «Довода», ведь в противном случае – мозг попросту начнёт вскипать уже спустя час просмотра. Если зритель начнёт искать смысл там, где его нет – он сам примется находить в ленте Нолана то, чего там даже на уровне задумки не было. «Довод» – вообще уникальная работа в карьера Нолана, даже парадоксальная. Потому что с одной стороны – это вновь новый взгляд режиссёра на время, а с другой – полное отсутствие новых идей. Кристофер Нолан давным-давно уже изучил, что такое время, как оно работает для каждого и как оно воспринимается. Он прочитал и проанализировал все возможные теории по теме. Всё, что можно было, Нолан уже сказал в своих предыдущих работах.

Поэтому для многих фанатов работ Кристофера Нолана «Довод» может стать огромным разочарованием, ведь с творческой точки зрения в фильме нет ничего нового. «Довод» – это уже сформировавшийся, классический Нолан со всеми своими плюсами и минусами. Говорить про этот фильм без спойлеров – очень сложно, ведь, как в случае с «Интерстелларом», сюжет в «Доводе» представляет из себя один большой временной цикл, не имеющий чёткого начала и конца – все события идут по бесконечному кругу, в который зритель попадает в самом начале. Единственное усложнение, которое режиссёр намеренно привнёс в фильм, способное запутать зрителя – это инверсия.

Точнее то, что именно называется инверсией в «Доводе». Главная фишка ленты заключается в игрищах Нолана с обратным течением времени. Фильм работает, как грамотный шпионский триллер о путешествиях во времени, лишь с оглядкой на то, что перемещение из одного временного промежутка в другой осуществляется не за мгновение – это и называют инверсией в «Доводе». Время откатывается постепенно, оно реверсивно, идёт с такой же скоростью, что и обычно, только в обратном направлении. И то, как это показывает Нолан – вызывает бурю эмоций, особенно во время потрясающих экшн-сцен. Один только рукопашный бой главных героев с инверсированными противниками вызывает лютый восторг и отвисание челюсти. Ведь пока один герой движется вперёд во времени – второй движется назад.

Время в «Доводе» – субъективно. Кристофер Нолан хотел исследовать именно эту тему и именно вокруг этого он и выстраивает лейтмотив всего произведения. И как это частенько и бывает у режиссёра, сами персонажи его мало интересуют. Особенно в этом фильме. Нолан ставит на первый план идею субъективного восприятия времени, показывая одни и те же сцены с разных точек зрения. Из-за этого у многих зрителей и могут возникнуть колоссальные проблемы с восприятием первых 30 минут ленты. Всё дело в том, что именно за этот промежуток Нолан закладывает фундамент всех будущих событий фильма. Он толком ничего не объясняет, закидывая зрителя в самую гущу событий, в которой ему необходимо быстро понять, кто есть кто, за кем стоит и какие цели преследует.

Внимание к деталям – это и есть «Довод». И в детали необходимо всматриваться, необходимо запоминать и держать их в голове до самих титров. Иначе картина оставит больше вопросов, чем ответов. При этом не стоит думать, что уследить за сюжетом попросту невозможно. Нолан показывает все важные биты истории прямолинейно, ничего не скрывая. А недосказанность в начале – это важный нарратив всего фильма. Как говорят герои ленты: «Незнание – наша главная сила». И зрителя ждёт точно такое же путешествие по миру фильма, как и его персонажей: полное непонимание сменится озарением. У аудитории будет только одна задача: не накручивать себя и не забивать себе голову мыслями о том, что она, возможно, слишком глупая для «Довода».

В содержательном плане ничего сложного Кристофер Нолан в «Доводе» не сделал. Фильм представляет из себя один большой пазл, который собирается сам по себе по ходу сюжета. Зрителя сначала завлекут, потом всё покажут, разжуют (местами поиздеваются научными терминами), но по итогу: всё расставят по полочкам. Всё самое важное проговаривается в диалогах персонажами. Нолан не ставил перед собой задачи создать сложное, а уж тем более умное кино. В «Доводе» можно найти отголоски всех предыдущих работ режиссёра, из-за чего и складывается ощущения отсутствия новизны. Прогрессия персонажей вновь запускается из-за любви, рационализм и эмоции вновь сталкиваются лбами, а любимый у Нолана приём цикличности истории – снова на своём месте.

Революция начинается на уровне технологий. Кристофер Нолан был одним из первых режиссёров в мире, который начал снимать игровое кино на IMAX камеры. И год за годом он оставался лучшим в этом дело, что он в очередной раз и доказал в «Доводе». Мало того, что Нолан наконец-таки снял фильм полностью на IMAX камеры, из-за чего теперь форматы кадра не будут меняться от сцены к сцене, так он и его оператор Хойте Ван Хойтема смогли усовершенствовать IMAX технологию. Во-первых, сами камеры стали намного легче, что позволило оператору носиться по площадке вместе с актёрами, снимая всё происходящее с плеча – раньше приходилось использовать или кран, или рельсы, или съёмку с вертолёта (если нужен был план сверху). Во-вторых, 65-мм плёнка имеет особую картинку, особую текстуру и потерн, благодаря чему визуально «Довод» смотрится восхитительно.

Более того, сами сцены с инверсией – это всё не монтаж, как многие могли подумать. На съёмках актёры действительно двигались задом наперёд, чтобы затем в самом фильме двигаться вперёд, в то время, как окружение двигалось бы назад. Но самое удивительное здесь не то, как именно Нолан управлял огромной массовкой, а то, что эффект реверсии был достигнут непосредственно на самой плёнке, а не на этапе монтажа. Все сцены с инверсией и снимались на плёнку в обратную сторону, то есть – сразу с нужным эффектом. Для этого Нолану вместе с IMAX пришлось в очередной раз дорабатывать моторы камер, позволив им писать всю информацию на плёнку задом наперёд.

Несмотря на свой внушительный бюджет в 205 млн. долларов, «Довод» сложно назвать блокбастером. Можно даже сказать, что «Довод» – самый приземлённый фильм Кристофера Нолана за последние десятилетия. Всё дело в том, что в ленте почти полностью отсутствуют визуальные эффекты – их использование сведено к минимуму. Если Нолану нужна была погоня на трассе – они снимали на реальной трассе на скоростях в 60 км/ч и 90 км/ч. Если Нолану нужно было разбить и взорвать самолёт в кадре – он взрывал настоящий самолёт в кадре. Это позволило сэкономить режиссёру и команде, что точно пошло на руку фильму, ведь именно съёмки на натуре и сделали своё дело – на большом экране «Довод» попросту завораживает. В очередной раз возвращаясь к плёнке, 65-мм плёнка – самая дорогая плёнка на рынке.

Однако не только благодаря постановке и видению Нолана кино работает так, как в итоге работает. Отнюдь нет, полноценным персонажем «Довода» можно считать потрясающий саундтрек Людвига Йоранссона (Оскар за «Чёрную пантеру»), сменивший занятого на «Дюне» Ханса Циммера – любимого композитора Кристофера Нолана. Забавная деталь – музыка Йоранссона реверсирована точно так же, как и персонажи ленты. Это очень хорошо слышно в сценах, в которых два пути времени пересекаются благодаря параллельному монтажу. При естественном движении времени саундтрек звучит привычным образом, а вот во время инверсии – откатывается назад, из-за чего рождаются попросту необычайные с точки зрения восприятия ноты.

Но почему же нет ни слова про актёрский состав? Всё дело в том, что и для самого Нолана актёры в «Доводе» выполняли определённую функцию – они были для режиссёра инструментом, который в итоге помогает сюжету двигаться вперёд. При этом ни к работе Джона Дэвида Вашингтона, ни к Роберту Паттинсону, ни к потрясающей в этом фильме Элизабет Дебике (Тарантино будет рад), ни к Кеннете Брана с его очаровательным русским акцентом в оригинале – вопросов нет. Все актёры чувствуются на своих местах и все они действительно выкладывались на полную, что и видно в самом фильме. Но сами персонажи не так важны были Нолану: «Довод» – это кино про знакомые всем по предыдущим работам режиссёра архетипы, которые, в очередной раз будет сказано, нужны лишь для донесения мысли и идеи Нолана зрителю.

«Довод» – великолепный визуальный и аудиальный цикл в жанре шпионский триллер от уже классического Кристофера Нолана про субъективное восприятие времени. Все технические награды должны принадлежать именно команде Нолана. Этому фильму суждено вновь поделить зрителей на два лагеря: первые будут кричать о гениальности и о том, что Нолан вновь переосмыслил киноязык, открыв новую страницу в драматургии, вторые же будут ругать нелогичность, местами глупые поступки персонажей, условности в сценарии и антинаучную ахинею, которую Нолан «пытается» спрятать за вагоном научных терминов. Забавно здесь то, что обе стороны будут правы – ведь именно о двух сторонах конфликта и снят новый фильм Кристофера Нолана.

И что первым, что вторым обязательно нужно будет увидеть «Довод» как минимум два раза – иначе инверсия не сработает так, как её задумал Кристофер Нолан.

– «Как бы ты хотел умереть?»
– «От старости.»
– «Не ту профессию ты выбрал.»

Оценка: 8 из 10

«Довод» – в прокате с 3 сентября.

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь