«Анна Каренина»… Едва ли в нашей стране да и, наверное, во всём мире найдётся человек, который в той или иной степени не соприкасался с этим многоликим уникальным романом гениального Льва Николаевича Толстого. Кто-то читал в юном возрасте — поверхностно, не пытаясь вникнуть в глубинные идеи и бесконечные аллегории и метафоры, кто-то в течение разных лет жизни перечитывает произведение - с глубоким осознанием, тонким размышлением и философским подходом… Для многих тысяч людей этот роман — любимая книга, которая сопровождает по жизни и в которой находят ответы на многие нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы.
Имена персонажей Великого романа Льва Толстого на протяжении почти 150 лет не оставляют равнодушным ни скептиков и циников, ни тем более - лириков и романтиков... Вот уж точно, классика - вечна, как и бесконечное множество её интерпретаций, трактовок, жарких дискуссий и точек зрения.
Произведение прочно вошло в историю человечества, и сейчас, в 21 веке, «Анна Каренина» актуальна, интересна, остра, у каждого в душе оставляет свой уникальный отпечаток - ведь восприятие искусства индивидуально, как и его произведений.
Роман многократно экранизировали, ставили на театральной сцене. И у каждого режиссёра, сценариста, актёра своё прочтение классики, их нельзя сравнивать!
Во второй день лета, 2 июня, в столичном кинотеатре "Каро 11 Октябрь" состоялась премьера новой работы Карена Шахназарова - картины "Анна Каренина. История Вронского". В основе сценария - классический роман Льва Толстого, а также произведения Викентия Вересаева о русско-японской войне.
Среди гостей на премьере присутствовали: Михаил Швыдкой, Владимир Меньшов, Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Ренат Давлетьяров и Евгения Малахова и др. Праздничную атмосферу вечера подчеркнул партнер премьеры - игристые вина итальянского дома Mondoro.
Свою кинотрактовку легендарной истории первым зрителям представили создатели фильма: продюсер Антон Златопольский, продюсер и режиссер Карен Шахназаров, члены съемочной группы и исполнители главных ролей - Елизавета Боярская, Максим Матвеев, Виталий Кищенко, Кирилл Гребенщиков, Татьяна Лютаева и др.
Карен Георгиевич признался, что для него было огромной честью работать с артистами проекта, подлинными мастерами.
СИНОПСИС ФИЛЬМА «АННА КАРЕНИНА. ИСТОРИЯ ВРОНСКОГО»:
1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Российский военный госпиталь, отступая, занимает полузаброшенную китайскую деревню. Начальник госпиталя, Сергей Каренин, узнает, что раненый офицер, которого он оперирует, – граф Вронский, – тот, кто погубил его мать, Анну Каренину, и послужил косвенной причиной смерти отца. Не питая иллюзий и не ожидания ответа, Каренин всё же идёт к Вронскому и задаёт вопрос, который мучил его всю жизнь: что заставило его мать переступить черту? Граф Вронский, в свою очередь, узнает, что врач – тот самый Сережа Каренин. После некоторых сомнений граф соглашается поведать историю своей трагической любви к Анне Карениной, заметив, что люди помнят лишь то, что им удобно помнить. Погрузившись в свое прошлое, Вронский начинает переосмысливать произошедшее почти тридцать лет назад и наконец понимает, что долгие годы находился во власти давно минувших событий. И кто знает, найдутся ли у него силы и захочет ли он, освободиться, отпустить то, что должно стать просто памятью.
В роли Карениной и Вронского – Елизавета Боярская и Максим Матвеев.
Шахназарова в своей картине интересовала именно история Карениной и Вронского. Персонажа Левина в фильме нет, Кити появляется в одном эпизоде, что вполне объяснимо – история Левина и Кити Щербацкой слишком обширна, чтобы делать её частью рассказа об Анне и Алексее и пытаться вместить в хронометраж фильма. Лабиринты судьбы Левина и Кити достойны отдельной экранизации.
Съёмки поражают своим размахом, костюмы и интерьеры –роскошью и изыском! В общей сложности работа на площадке заняла более 100 съёмочных дней. Съёмки начались в середине октября 2015г. и завершились в июне 2016г.
На 6 тысячах квадратных метров «Мосфильма» специально для фильма воссоздали Петербург XIX века. Русско-японскую войну снимали в Крыму, там построили китайскую деревню, а сцены ипподрома- в Московской области.
Специально для картины сшиты роскошные костюмы, полностью соответствующие эпохи и колориту. Чтобы воссоздать атмосферу времени при съемке интерьеров полностью отказались от электрического освещения. Актёры, словно персонажи Толстого, живут в чарующем мире свечей. В сцене бала, например, одновременно горело 1200 свечей. Раз в три часа, когда они прогорали, команда из 20 человек опускала люстры с 10-метровой высоты и заменяла свечи. На это уходило в районе 40 минут.
Анна Каренина - символ истинной Женщины, готовой во имя безграничной Любви и всепоглощающей Страсти на всё. Благородный бравый офицер Алексей Вронский аккумулирует все настоящие мужские качества - глубокий, порядочный, мужественный, но в тоже время — ранимый и тонкий.
Симпатию вызывает и сын Анны – военный врач в прекрасном воплощении актёра Кирилла Гребенщикова. В роли его отца и отвергнутого мужа предстаёт актёр Виталий Кищенко, Алексей Каренин в его прочтении вызывает не столько негатив, сколько жалость и сочувствие.
Герои Толстого - в какой то степени проекция реальной жизни, и в каждом из них можно увидеть себя, они вроде иллюзорны и вымышлены, но в тоже время так земны и достоверны. Каждый человек в той или иной степени сталкивается с диссонансом причинно-следственной связи потребностей и возможностей, желаний и обязательств, целей и задач.
Как мудро заметил в своём романе Лев Николаевич Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Финал истории «Анны Карениной» всем известен, он драматично отражает трагедию потерянной человеческой личности, почувствовавшей себя «лишней» в обществе, потерявшей ориентиры в пространстве, разочаровавшейся в окружающем мире, в людях, в себе…
Фильм неслучайно называется «Анна Каренина. История Вронского» - уже само название говорит зрителям о том, что это не прямая экранизация романа Толстого, а кинолента, снятая по мотивам произведения великого классика!
Одни являются сторонниками разных интерпретация классики, другие – ярыми противниками. Действительно, у Толстого в оригинале Каренина бросилась под поезд, Вронский уехал на войну, но едва ли кто-то из читателей не задавал вопрос: «А что стало с ним дальше? Как сложилась судьба Серёжи Каренина и общей дочки Анны и Алексея?» Да, безусловно, восприятие искусства - вещь индивидуальная. Как, например, эпиграф, которым Лев Николаевич сопроводил свой роман: «"Мне отмщение,и Аз воздам"?», - каждый интерпретирует по-своему.
Карен Шахназаров предложил зрителям свою трактовку развития событий, на наш взгляд зрелищную, логичную и захватывающую, с восхитительным художественным решением и прекрасным актёрским ансамблем.
Этот фильм точно стоит посмотреть и составить своё собственное мнение о содержании и концепции.
"Анна Каренина. История Вронского" выходит на экраны страны 8 июня.