«Взгляните на меня с любовью!»: масштабный и многогранный «Заповедник» в Театре Пушкина

Новости

«Взгляните на меня с любовью!»: масштабный и многогранный «Заповедник» в Театре Пушкина

«Взгляните на меня с любовью!»: масштабный и многогранный «Заповедник» в Театре Пушкина

«Взгляните на меня с любовью!»: эта фраза из знаменитой повести «Заповедник» Сергея Довлатова стала лейтмотивом одноимённого спектакля режиссёра Игоря Теплова, премьера которого с успехом прошла в декабре 2020 года в Театре Пушкина.

За полгода существования спектакль, словно цветок, раскрылся и задышал многогранной гаммой эмоций, восторженных отзывов публики и положительных рецензий критиков - можно быть уверенным, что «Заповедник» надолго и всерьёз занял достойное место в репертуаре легендарного Театра, и это заслуженно!

Спектакль поставлен с любовью и по большой любви, без которой, как известно, всё не имеет смысла.

Постановка пронизана любовью к Довлатову и Пушкину, которые дивным образом встречаются на территории творчества и таланта, к людям, со всеми их достоинствами и недостатками, соблазнами, противоречиями и мечтами, к Родине, к культуре и родному языку, к душевности, искренности и наивности…

Художественным руководителем спектакля является художественный руководитель Театра Евгений Писарев. Под его чуткими наставлениями актёр и режиссёр Игорь Теплов придумал и создал совместно с художником Ольгой Кузнецовой масштабную, объёмную инсценировку спектакля. В «Заповеднике» всё, как в жизни - комедия граничит с трагедий, фарс - с абсурдом, смех - со слезами, гротеск и ирония кружатся в увлекательном рандеву, а юмор и сатира танцуют под хиты 70-ых в искромётном исполнении модного вокально-инструментального ансамбля «Маленькие трагедии», созданного из студентов Школы-студии МХАТ мастерской Евгения Писарева.

Каждый день служителей, гостей и жителей «Заповедника» начинается с погружения в «Лукоморье», в которое вдохновенно и энергично, с драйвом и задором приглашает всё тот же ВИА своим многоголосьем.

В центре истории повести Довлатова - писатель, проблемы которого мало чем отличаются от Пушкинских: творчество и власть, долги и обязательства, семья и вдохновение…

Интеллигентный писатель Борис Алиханов приезжает в музей-заповедник Пушкина «Михайловское» подработать экскурсоводом. Под яркими лучами «солнца русской поэзии», в пушкинской ясности мысли, в его отношении к жизни и литературе, Алиханов ищет убежище от личного и творческого кризиса и сам почти превращается в причудливого персонажа заповедника...

Пересказывать сюжет «Заповедника» мы, конечно же, не будем.

В роли Бориса Алиханова предстают в разных составах актёр Театра Пушкина Владимир Жеребцов и приглашённый артист Павел Баршак.

Подчеркнём, что в спектакле нет первого и второго составов - каждый актёр равноценен и равнозначен, просто в наше неспокойное время очень рискованно ставить масштабный спектакль, в котором задействовано огромное количество артистов и технического персонала, без возможности замены - если вдруг один артист заболел, отменять придётся весь спектакль.

Мы смотрели состав с Владимиром Жеребцовым, очень талантливым, многогранным актёром. Владимир прекрасно совмещает съёмки в кино и службу в театре. Ранее в наших репортажах мы рассказывали о замечательных спектаклях Театра Пушкина «Тартюф» (https://worldpodium.ru/news/tartyuf-v-teatre-pushkina-vo-vse-vremena-i-epohi-kleymit-beznravstvennost-i-slavit-dobrodetel ) и «Дорога перемен» (https://worldpodium.ru/news/zamknutyy-labirint-illyuziy-anastasiya-panina-i-vladimir-zherebcov-v-spektakle-doroga-peremen ), в которых Владимир Жеребцов блистает в главных ролях, а также делились рецензией на смелый, эффектный и элегантный антрепризный спектакль «Ladies’ Night. Обновление»  (https://worldpodium.ru/news/erotichnaya-energichnaya-ekscentrichnaya-effektnaya-i-elegantnaya-feeriya-ladies-night).

В спектакле «Заповедник» действие происходит как в настоящем, так и в прошедшем времени – реальность и воспоминания, действительность и иллюзорные фантазии героя переплетаются настолько изящно и искусно, что у зрителей не возникает диссонанса, а, напротив, вырисовывается полная концептуальная картина произведения, в котором так тонко и трепетно отражена природа человеческой личности.

В спектакле два Алиханова – сегодняшний, который приехал работать экскурсоводом в Михайловское. Владимир Жеребцов воплощает рефлексию писателя в переломный момент жизни очень тонко и точно — писатель в исполнении актёра потерянный и растерянный, но не потерявшийся и не предавший самого себя, запойный, но не спившийся, сохранивший интеллигентность, благородство и честь, несмотря на все жизненные перипетии и разочарования, с которыми он столкнулся.

Словно флэшбэки, в сознании Алиханова всплывают воспоминания из прошлого, как в песне нашего времени «Я скучаю по нам по прежним, где каждый мечтал о своём». Неслучайно мы проводим аналогию с современностью - герои и их проблемы вне времени, они созвучны со многими из нас: меняется форма и антураж, государственный строй и политика, но человек трансформируется гораздо медленнее.

Герой в воспоминаниях обращается к себе молодому, полному неиссякаемой энергии юности и задора, авантюризма и азарта. В финале молодость и зрелость встретятся на дуэли, словно Онегин и Ленский, и, поскольку Алиханов вызвал на дуэль самого себя, определить победителя будет крайне сложно.

Бориса Алиханова в молодости (в разных составах) прекрасно воплощают Кирилл Чернышенко и Фёдор Левин.

Супругу Бориса Татьяну во времени повествования играет Анна Кармакова, а в юности в образе героини предстают - Вероника Сафонова и Дарья Балабанова.

Анна Кармакова проживает на сцене судьбу верной спутницы жизни Алиханова и матери их дочки, любовь Бориса и Татьяны проходит разные испытания, но не угасает. Да, Татьяна готова уехать за границу, не зная, решится ли в конечном итоге это сделать Борис, но она искренне продолжает любить мужа, только ей известно - чего женщине стоит это решение.

Все другие герои представляют из себя калейдоскоп образов, карнавал характеров и настроений.

Пролог начинается ещё на входе в зал — Назар Сафонов, исполняющий роль грубоватого официанта готовит кафе к приёму посетителей и иронично приглашает публику в 70-ые. К слову, в модных для той эпохи бакенбардах официанта многие мужчины, жившие в том времени, узнают себя в юности.

Режиссёр Игорь Теплов при работе над спектаклем полностью погрузился в эпоху: «Заповедник» изобилует огромным количеством колоритных персонажей, эффектных образов, эксцентричных, чудаковатых и невероятно обаятельных.

Каждый из героев вносит свою лепту в увлекательное захватывающее действие и погружает в атмосферу происходящего.

Харизматичная и гиперболизированная Марианна Петровна (Ирина Пулина), не потерявшая надежду встретить своего «Пушкина» Галина (Эльмира Мирэль и Наталья Рева-Рядинская), яркая леди «в активном поиске» Аврора (Екатерина Рогачкова).

Парадоксален и по-своему очарователен алкоголик, не пропивший галантные черты джентльмена Сорокин (Владимир Майзингер), контрастны, противоречивы, но обаятельны Потоцкий (Александр Анисимов) и Митрофанов (Алексей Рахманов)...

Такие же восхищённые эпитеты можно смело применять ко всем персонажам этого спектакля - на сцене органично и гармонично взаимодействует блестящий актёрский ансамбль, который, словно многогранная музыка, воплощает симфонию чувств и гамму событий.

Кстати, о музыке! В прекрасном исполнении ВИА «Маленькие трагедии» всё действие пронизывают шлягеры 70-ых: здесь и «Барабанщик», и «Не плачь, девчонка», и «Шагает солнце по бульварам», и многие другие мелодии.

Рефреном на протяжении всего спектакля звучит «Берёзовый сок».

Одно из самых ностальгических и трогательных посвящений нашей Родине на стихи поэта Михаила Матусовского и композитора Вениамина Баснера, словно изящное кружево, искусно вплетено в настроение спектакля. Сначала - фрагментами, в конце - в пронзительном исполнении под живой аккордеон. В этом много символизма, драматизма и душевности.

Никому не нужный, отвергнутый и опальный в родной стране писатель, погрязший в невостребованности, запоях и долгах, упорно не хочет покидать Родину, потому что убеждён: «На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать…»

Не берёзки и просторы необъятной страны держат Алиханова в Союзе, а нечто другое - то, что невозможно увидеть глазами и описать словами. Также резонируют в сердца зрителей аккорды песни «С чего начинается Родина?», интегрированные в одну из сцен.

Безусловно, придаёт особую достоверность всему этому тот факт, что повесть Довлатова во многом автобиографична. Писатель написал «Заповедник» в 1978 году, в последний год жизни в Ленинграде. Повесть впервые была опубликована уже после эмиграции Довлатова, в 1983 году в нью-йоркском издательстве.

Атмосфера, которая царит в Пушкинском «Заповеднике», напоминает Советский пионерский лагерь - идея и идеология, мечты и лозунги, контрасты и парадоксы, реальность и иллюзия.

В более глобальном смысле - это аналогия на весь Советский Союз, где, безусловно, было очень много хорошего и достойного, но с этим соседствовал абсурд, доведённый до апогея, и хаос.

«Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растёт», - ещё одна из острых, ёмких и хлёстких, но при этом беззлобных и ироничных цитат, которыми насыщена повесть Довлатова, и, соответственно, спектакль Теплова.

Декорации спектакля оригинальны и метафоричны.

Видеоинсталляции с пейзажами Михайловского мгновенно сменяются ветхой хибарой, комнату в которой арендует Алиханов у Сорокина.

Интересным акцентом сценографии являются берёзы, которые аллегорично представлены не белыми с чёрными полосками, а чёрными с белыми светящимися вставками. Как ассоциация с перевёрнутым с ног на голову миром, где в чести банальность и примитив, верность партии и солидарность с властями, а выдающиеся таланты - в опале и гонениях.

«Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый - гений?!!»

О гениях. Одной из важных тем, которые Игорь Теплов затрагивает в своём спектакле, является тот посыл, что любить людей, ценить их заслуги, помогать в реализации желательно всё же при жизни, а не спустя годы после ухода.

Кульминацией «Заповедника» становится сцена с Александром Сергеевичем Пушкиным, который в воплощении актёра Игоря Хрипунова, как видение, является в похмельном воображении Алиханова. С огромного экрана гений по-отечески заботливо и любя смотрит на почти раздавленного писателя и словно бы приободряет его, наставляя не сворачивать с выбранного пути и не изменять себе.

6 июня мы отметим 222-летие Александра Сергеевича Пушкина. Отпразднуем громко, торжественно и помпезно, но, увы, при жизни к писателю далеко не все и всегда были также благосклонны.

3 сентября исполнилось бы 80 лет Сергею Довлатову. Ему было отмерено на нашей Планете меньше полувека - Довлатов ушёл из жизни в Нью-Йорке на 49-ом году жизни, но навсегда остался в истории литературы и в наших сердцах.

С каждым годом популярность писателя только возрастает, его тонкий, лёгкий, изящный и ироничный слог и персонажи, такие близкие и родные многим из нас, всегда будут интересными и актуальными.

Заключительный в этом театральном сезоне показ «Заповедника» состоится 4 июня. Если не успеете в июне - непременно следите за афишей осенью. От души рекомендуем этот спектакль к просмотру, чтобы поближе познакомиться и с Довлатовым, и с Пушкиным, и самими собой, и ощутить «и жизнь, и слёзы, и любовь, и вдохновенье…»

 

 

Увлекательную экскурсию по «Заповеднику» совершала Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра Пушкина

Читать также

World Podium © 2015 - 2022.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь