Под занавес сезона в Филиале Театра имени Пушкина представили премьеру очень глубокого спектакля с метафоричным названием и до боли жизненным сюжетом – «Дорога перемен». В основу постановки легла драма Ричарда Йетса, по мотивам которой снят известный одноимённый фильм с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, завоевавший множество мировых наград.
Спектакль режиссёра Владимира Бельдияна несомненно будет очень интересен зрителям, каждый из которых посмотрит его сквозь призму своей личности.
В камерном пространстве театральной сцены режиссёру совместно с постановочной группой и очень талантливым актёрским ансамблем удалось воссоздать жизнь среднестатистической молодой американской семьи на рубеже 40-ых- 50-ых годов двадцатого века.
Эпоха и география персонажей в данном контексте весьма условны, потому что в этом тонком психологическом спектакле речь идёт о внутреннем мире героев, их взлётах и падениях, надеждах и разочарованиях, иллюзиях и амбициях, непрерывной борьбе с самими собой.
В главных ролях в «Дороге перемен» - семейная пара многогранных актёров, любимых зрителями по разнообразным ролям в кино, телесериалах, на сцене Театра им. Пушкина и в антрепризных постановках – Анастасия Панина и Владимир Жеребцов.
Когда Фрэнк (Жеребцов) и Эйприл (Панина) познакомились, он только вернулся с войны, а она мечтала стать актрисой. У обоих были большие планы на жизнь, и они считали себя достойными Большой Американской Мечты… Но годы брака, появление детей, работа в офисе и жизнь в пригороде всё больше отдаляют их от её осуществления.
Эйприл предлагает Фрэнку бросить вызов судьбе: уехать в Париж и начать жить «по-настоящему», с чистого листа. Но чтобы быть тем, кем ты действительно хочешь, нужна смелость…
«Дорогу перемен» смело можно назвать замкнутым лабиринтом иллюзий, выход из которого найти маловероятно.
Согласно оригинальной концепции режиссёра, хронология действия постоянно чередуется: вот, герои знакомятся и влюбляются друг в друга в 45-ом. Юные, порывистые, излучающие неиссякаемую энергию и полёт фантазии… Они уверены в том, что смогут в этой жизни всё, что захотят, и все дороги перед ними открыты. Оба убеждены, что «хотят жить по-настоящему, проживая каждую минуту!»
А вот уже 55-ый - спустя 10 лет внешне благополучная семья, в которой подрастают двое детей, находится на грани катастрофы. Как и почему между любящими людьми вырастает бетонная стена, вымощенная из кирпичиков обид, упрёков и разочарований?
А ещё зрители видят персонажей в 47-ом году, 53 –ем, и даже возвращаются в их детство – вместе со сценами воспоминаний, в которых герои пытаются найти истоки взрослых проблем.
Разные периоды жизни, рубиконы судьбы и локации событий – дом супругов, офис Фрэнка, любительский театр, в котором Эйприл пытается спастись от бытовой депрессии и хоть как-то проявить себя ещё где-то, кроме дома, кафе и бар, где герои встречаются с друзьями семьи…
Никакого диссонанса от фрагментарных телепортаций по разным периодам биографии героев у зрителей не возникает: всё структурировано логично и конкретно, в постановке нет лишних сцен и персонажей.
Сцена знакомства главных героев повторяется рефреном несколько раз, как и речь Фрэнка о том, что он «хочет жить по-настоящему, проживая каждую минуту!»
Другие герои спектакля, словно пазл или краски в акварельной палитре, дополняют действие и раскрывают внутреннюю трагедию Эйприл и Фрэнка.
Приторно-воспитанные соседи семьи Уиллер, Хелен и Эрл (Ирина Пулина и Виктор Васильев). Их психически нездоровый сын, кандидат математических наук Джон (Алексей Воропанов). Интеллектуал, морально «задушенный» собственной индивидуальностью, а также властностью и гиперопекой матери, не боится говорить то, о чём другие деликатно молчат.
Трагизм и актуальность этого героя пугают, а фраза Фрэнка о том, что люди со справкой из психиатрического диспансера ничем не отличаются от остальных, оказывается почти пророческой.
Как мудро замечает Эйприл, обращаясь к Фрэнку: «...быть психом - значит искать истину... Если это так, то мне плевать, даже если мы абсолютно сумасшедшие...оба…»
В хорошем смысле слова объёмны и узнаваемы и другие герои. Например, Анастасия Мытражик воплощает на сцене сразу два образа – подругу семьи Уиллер Милли, чей муж тайно влюблён в Эйприл, и обольстительную секретаршу Морин, с которой Фрэнк заводит интрижку на работе, чтоб отвлечься от постоянных истерик жены и беспросветной скуки.
В юности Фрэнк был уверен, что никогда не повторит судьбу отца и не будет заниматься тем, что ему не нравится, но, обзаведясь грузом ответственности семейных обязательств, он готов отказаться от своих фантазий. Эйприл же, напротив, не готова возложить жажду приключений на алтарь тихой гавани размеренной семейной жизни. Как за спасательный круг она хватается за идею - уехать в Париж.
Мечта о Париже, где, по-мнению Эйприл, их непременно ждут счастье, радость и гармония, также утопична, как возгласы Чеховских «Трёх сестёр»: «В Москву! В Москву!»
Ведь, как известно, от себя не убежать, как не скрыться от фатального одиночества и «безнадёжная пустота», поселившаяся в душе, не исчезнет ни в Париже, ни на Юпитере.
Строки Владимира Семёновича Высоцкого очень тонко подходят к внутренней борьбе героев:
«Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется, который год,
Что там, где я, — там жизнь проходит,
А там, где нет меня, — идёт!..»
Кто из нас не считает себя особенным? Не думает, что вот он-то точно не будет таким, как все?! Но не единожды столкнувшись с обычными жизненными проблемами, с непредсказуемыми поворотами судьбы, с равнодушием и цинизмом окружающей действительности, крылья фантазий вдруг инстинктивно складываются, превращаясь в колкие шипы скептицизма и неуверенности в себе, справиться с которыми подчас невозможно.
Уверенность в своей исключительности и безудержная вера в мечты потерпели крах, иллюзии разбились об айсберги бытовой рутины, амбиции утонули в нелюбимой работе и обыденности.
Градус противоречий и обид нарастает, но героев не хочется осуждать – они настолько симпатичны и знакомы каждому из нас, что вызывают сочувствие и сострадание.
Искренность и пронзительность, с которой Анастасия Панина и Владимир Жеребцов воплощают своих героев, отметим отдельно. Для актёров этот спектакль, в котором за три часа можно прожить очень обширную амплитуду эмоций и разный спектр чувств, настоящий подарок судьбы и бенефис в профессии. И Анастасия, и Владимир справляют с этой задачей блестяще.
Уютное пространство сцены разделено прозрачным стеклом на две плоскости, за отражением которого расположилась восковая фигура мужчины. Кто он? Внутреннее «я», синтез противоречий, разочарование, невозможность достичь желаемого, а может быть, сама Судьба? Решат зрители.
Спектакль насыщен тонкими нюансами и аллегориями, которые символично коррелируются с внутренним миром не только героев, но и, пожалуй, каждого из нас.
В руке у сумасшедшего Джона –виниловая пластинка, ассоциирующаяся с расхожим стереотипом повторения одного и того же и гонки по замкнутому кругу. По хаотичной окружности Фрэнк бежит по сцене и отчаянно крутит педали неподвижного велосипеда, который так и не тронется с места.
Также на протяжении всего действия разные герои меняют лампочки, словно пытаются вновь зажечь потухшие огоньки души.
Как в песне Земфиры: «Время сжигать мосты, время искать ответ. И менять сгоревшие лампочки…»
Мы неслучайно проводим в этой статье параллели с цитатами разных эпох, потому что герои «Дороги перемен» не имеют национальности и возраста, это собирательные образы каждого из нас, блуждающие по затейливым лабиринтам судьбы, решившиеся попробовать что-то изменить или так и не рискнувшие бросить вызов обстоятельствам…
Да, финал «Дороги перемен» Фрэнка и Эйприл трагичен, но наша жизнь – не спектакль или кино, а значит, каждому стоит задуматься и осознать, что популярная фраза «здесь и сейчас» - не в призрачном завтра или абстрактном потом, это сегодня, в нашем настоящем!
Не стоит ждать перемен: если что-то не устраивает, надо вступать в поединок со страхом и сомнениями и менять свою жизнь. Да, не факт, что получится, но пробовать надо. Главное помнить, что гармония – леди капризная, внутренний баланс – своенравный и довольно непостоянный джентльмен, а счастье заключено в мелочах, которые находятся совсем рядом с нами, только мы в погоне за призрачными ценностями и эфемерными мечтами его не ценим.
За маршрутом «Дороги перемен» наблюдала Бурулёва Юлия
Фото предоставлены пресс-службой театра, фотограф - Майоров Владимир
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.