«Мстители: Финал» — грандиозное в своей эпичности событие в рамках собственной киновселенной, подводящее своеобразный итог одиннадцатилетней истории Кинематографической Вселенной Marvel. Сложно оценить, какое весомое место занимают Мстители в развитии поп-культуры 21-го века, сумев затмить собой даже современные «Звёздные войны», которые в своё время так же были символом целой эпохи. Оглядываясь назад, в самое начало, когда сложно было представить, что начавшаяся в 2008 году Сага бесконечности, со временем дорастёт до межгалактических масштабов, у которой не будет рамок, ограничивающих фантазию авторов. Однозначно, «Мстители» — это феномен целого поколения, выросшего вместе с полюбившимися за все эти годы героями. Мир наблюдал за их развитием и стал свидетелем того, как когда-то непобедимые и могучие герои Земли потерпели поражение, оправиться после которого им будет не так уж и просто.
Призванные сражаться там, где другие бессильны, Мстители несколько раз попадали в ситуацию, когда бой был почти проигран. Каждый раз они находили надежду и силы защищать Землю до последней капли крови. Но последняя битва Мстителей с могущественным титаном Таносом принесла слишком колоссальные потери. Щелкнув пальцами, Танос испепелил половину всех живых существ во Вселенной, после чего скрылся, оставив за собой лишь горечь поражения и невосполнимую утрату. Вся Вселенная стала свидетелем того, как зло одержало победу, разгромив физически и морально её главных защитников. Города на Земле опустели, боль проникла в каждый дом, а мемориалы памяти погибшим стали обыденностью в парках крупных городов. Танос собрал все шесть камней бесконечности, установив идеальный баланс, отправившись на свой заслуженный, как он считает, отдых, любоваться закатом благодарной Вселенной.
Вот только даже спустя года никто не смог забыть тот день, когда в одно мгновение триллионы живых душ развеялись прахом по ветру. Застрявший где-то далеко в космосе Тони Старк до сих пор винит себя и с ужасом вспоминает, как на его руках умирал Питер Паркер, на Земле Стив Роджерс не может смириться с поражением, но продолжает поддерживать в окружающих моральных дух, в своей фирменной манере. «Нужно жить дальше ради тех, кого уже с нами нет» — говорит Капитан. Сильнее всего досталось Клинту Бартону, на чьих глазах превратилась в прах вся его семья: жена, старшая дочь и двое сыновей. Обезумевший от горя отец превратился в убийцу, путешествующего по всей планете и убивающего бандитов, членов мафиозных кланов и картелей. Половина землян умерла, но среди выживших остались негодяи, с которыми он сражается их низкими методами. Выжившие герои столкнулись со смертью в таком количестве, о котором они даже и подумать не могли. Мстители были в ответе за весь мир и теперь всё, что у них есть — боль и бесконечное самобичевание.
Героям нужен ещё один шанс, чтобы всё исправить. «Мстители: Финал» — кино о последствиях поражения, о том, как посттравматический синдром влияет на психологическое состояние человека, целой нации, потерявшей надежду, но всё ещё продолжающей искать где-то в дали лучик света. Стоит вспомнить, что «Война бесконечности» Энтони и Джо Руссо отчасти стала революционным блокбастером, не имеющим как такового финала. Это был фильм, состоящий из двух актов. Центром истории выступал Танос, «Война бесконечности» — это его история. Режиссёры показали зрителям его мотивы, как он к ним пришёл и дали понять его идеологию, из-за которых он стал тем, кто он есть. Зритель увидел мир его глазами, пройдя с ним этот болезненный и сложный путь по сбору всех шести Камней бесконечности. И поскольку, щелкнув пальцами и осуществив свой план, Танос достиг своего пика, «Финал», что закономерно, целиком и полностью посвящён Мстителям, отодвинувших антагониста на второй, а скорее даже третий план.
На первый план выходит оригинальный состав Мстителей, а все действия концентрируются на трёх ключевых героях киновселенной: на Железном Человеке, Торе и Капитане Америка. Все остальные выжившие персонажи отведены на второй и третий план, на котором они и помогают своим товарищам. Вновь объявив общий сбор, Мстители отправились в путешествие, выполнять своё предназначение — мстить. По своей структуре «Финал» выглядит как одна большая трёхчасовая благодарность всем фанатам за то, что они были вместе с героями все эти годы. Сконцентрировав внимание на основной троице, четвёртые «Мстители» отдают им огромную дань уважения. С этих персонажей запускалась вся КВМ, они развивались в ней все эти одиннадцать лет и, как бы это печально не звучало, с ними пришло время прощаться. «Мстители: Финал» в какой-то момент начинают походить на экскурсию по всем фильмам Marvel Studios, что не может не радовать хардкорных фанатов.
Картина буквально переполнена всевозможными отсылками и пасхалками, и далеко не все из которых настолько очевидны и просты в распознании. Если «Война бесконечности» была фильмом про Таноса, то «Финал» — картина обо всех персонажах, когда-то появлявшихся в киновселенной. И пускай некоторые получили лишь короткое упоминание в диалогах или всего минутное экранное появление, стоит отметить, с каким трепетом и любовью режиссёры Энтони и Джо Руссо подошли к своей работе. Правда в этой самой любви и кроется фундаментальная проблема всего фильма.
«Мстители: Финал» слишком перенасыщены фан-сервисом, от которого отдельный подвид обезумевших фанатов будет только счастлив. Картина в какой-то момент попросту начинает разваливаться из-за попыток угодить всем и вся. Стоит вспомнить, что «Война бесконечности» была очень сбалансированной картиной, в которой идеально сочетались её амбициозность, бескомпромиссность по отношению к зрителю и всё тот же пресловутый фан-сервис, которые в первую очередь работали в симбиозе, от чего у братьев Руссо и получился настолько цельный блокбастер. «Финал» же делает, с одной стороны, всё тоже самое, но в нём заметен страх создателей и давление студии, нежелающей экспериментировать второй раз с жанром. Главная цель четвёртых «Мстителей» — очаровать всю аудиторию. Начиная от фанатов, заканчивая простыми зрителями, особо не разбирающихся во всех этих фильмах.
От этого пострадал в первую очередь сценарий. «Мстители: Финал» лишены индивидуальности, они похожи на любой другой крупный проект Marvel Studios. Если вглядываться в структуру «Финала», то, в отличии от «Войны бесконечности», он очень чётко делится на три акта. Буквально каждый час картины — полноценная самостоятельная арка. Первый акт — самая грустная часть картины, он посвящен оплакиванию погибших, он о последствиях поражения, он показывает, что стало с героями после поражения и как они учатся жить дальше. Второй акт, внезапно, превращается в первоклассную комедию. Герои шутят и всячески веселят зрителя, чтобы тот окончательно не вогнал себя в траур. Третий акт — цельно сваренный высококачественный экшен межгалактический, временных и фантастических масштабов. Подобного размаха финала, в рамках КВМ, ещё не было. Картина не утомляет своим хронометражем именно из-за своего разнообразия, поскольку акты очень сильно отличаются друг от друга. Пожалуй, связывает их лишь одна общая сюжетная линия — посттравматический синдром, с которым справляются не только супергерои в картине, но и простые люди.
Фильм не старается объяснять свои правила игры, что в конечном итоге идёт ему только в минус. Зачастую, творящееся на экране ахинея вообще не имеет смысла. Для КВМ в порядке вещей, когда макгаффины киновселенной используются универсально, зачастую совершенно безумным способом. Главное, чтобы сценарист захотел. И «Финал» в этом плане не знает никаких границ, из-за чего рушатся устоявшиеся правила всей киновселенной, а что-то и вовсе теряет смысл. Например, всю свою сюжетную арку в «Войне бесконечности» Тор собирал оружие, способное убить Таноса. После просмотра «Финала», тридцатиминутные скитания и попытки Тора заполучить Гром-секиру в «Войне бесконечности» теперь выглядят попросту смешными и ненужными, ведь оружие не пригодилось в итоге. Это очень грустно, ведь это не единственный момент, который обесценивает отдельно взятые фрагменты из «Войны бесконечности». Будет, наверное, лишним уточнять, как именно и что требовалось для создания Перчатки бесконечности в третьих «Мстителях»?
Все основные персонажи в картине достигают своего пика, как эмоционального, так и духовного. Вот только, к сожалению, в этом плане речь не идёт о главном злодее всей Саги. После «Войны бесконечности» смело и громко все заявили, что Танос — лучший антагонист всей КВМ. И с этим никто не спорил. Напротив, при детальном анализе персонажа, его психологии и характера, отрицать это утверждение было бы глупо. Но вот, наступил «Финал», который в одночасье расчётливого, жестокого, но умеющего чувствовать боль и сопереживать другим титана Таноса превратил в типичного для КВМ злодея на один фильм. Танос не боялся показывать свои эмоции, он морально был разбит после «Войны бесконечности». Пройденный им путь оставил незалечимую рану в его сердце. Он воспринимался, как полноценная личность, чьи мотивы были понятны. Его нельзя было назвать злодеем в чистом виде, поскольку он больше походил на антигероя, преследовавшего благие намерения. Лишь его методы оставляли желать лучшего. Однако в «Финале» он резко стал полноценным злодеем с манией величия и синдромом бога, главная цель которого: крушить и убивать, что очень сильно сказалось на восприятии всей картины в целом.
Что забавно, «Финалу» явно мало трёх часов, из-за чего у картины просто невероятно сумбурный и местами очень грубый монтаж. Слишком на многих сюжетных ветках фокусируется фильм в начале, которые он отчаянно пытается ближе к финальным титрам закрыть. Ко второму акту персонажи проворачивают некую махинацию, о которой лучше не знать перед просмотром, но умолчать о ней нельзя. Всё дело в том, что второй акт выглядит как стопроцентная фанатская теория, притянутая при этом за уши. Фанаты будут счастливы, поскольку именно такой финал они и хотели увидеть. Почему бред? Всё дело в том, что «Финал» просто переполнен сюжетными дырами и несостыковками. Многие сцены очень слабо вяжутся друг с другом, а некоторые выглядят как самокопирование. Единственное, что спасет «Финал» — это эмоции.
«Мстители: Финал» — это полноценный сценарный хаос, в котором невероятно сложно разобраться. И на самом деле, это далеко не тот блокбастер, требующий анализа и вдумчивого просмотра. «Финал» — три часа живых эмоций. Зритель будет плакать, кричать, разочаровываться, но равнодушным он остаться точно не сможет. «Война бесконечности» задрала слишком высокую планку, из-за чего «Финал» и смотрится настолько блёклым фильмом на её фоне. Но вряд ли у кого-то была цель превзойти третьих «Мстителей», поскольку четвёртые — совершенно другое кино. У «Финала» другая тональность, другие приоритеты и акценты, а его финал — самое трогательное, что было у КВМ за все эти годы. Это самый "зрительский" фильм из всей саги. Над ним не нужно думать, им нужно просто наслаждаться, окунувшись в него с головой, и только тогда он раскроется перед своим зрителем во всей красе.
Лишь испытав детский восторг можно уловить все те слова благодарности, спрятанные между строк создателями. Время идёт вперёд и это необратимо. Одни истории заканчиваются, а другие только начинаются. Именно за настолько трогательное прощание с уходящим старым и стоит смотреть 22-ой фильм Кинематографической Вселенной Marvel. «Мстители: Финал» — жирная точка, поставленная на последней странице одиннадцатилетней истории. Этот фильм нацелен на тех, кто ещё помнит свой поход в кино на первого «Железного человека». «Финал» в первую очередь старается напомнить, какие эмоции может вызывать массовое кино, сделанное с душой. Как бы это печально не звучало, но история подошла к концу, но это вовсе не значит, что после окончания финальных титров ничего нет. Напротив, киновселенная жива и будет развиваться дальше и вести её вперёд будут новые, молодые герои, которые смогут стать зеркалом уже подрастающего поколения, появившегося на свет относительно недавно.
Конец — лишь часть пути.
Оценка: 7 из 10
«Мстители: Финал» — в кино с 29 апреля
Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.