Здесь люди так живут. Welcome to reality! Рецензия на мини-сериал «ТОПИ»

Новости

Здесь люди так живут. Welcome to reality! Рецензия на мини-сериал «ТОПИ»

Здесь люди так живут. Welcome to reality! Рецензия на мини-сериал «ТОПИ»

«Топи» – мини-сериал за авторством Дмитрия Глуховского, талантливого писателя, который последние несколько лет перебирается в мир большого кино. Однако ни один крупный проект Глуховского в кино как художественное произведение «Не выстрелил», кроме «Текста» Клима Шипенко. Но вместо сюжета самого фильма, зрители наиболее активно обсуждали интимную сцену с Кристиной Асмус, хотя вовсе не в эту стезю целился фильм.

А вот «Топи», на взгляд авторов этой рецензии, лучшее, что вообще писал Глуховский, как сценарист. Писательство и сценарное мастерство – это два разных направления. И если в первом Глуховский безоговорочно преуспел, то во втором – только начинает свой путь. И начинает, между прочим, весьма смело. В «Топи» есть всё, за что сегодняшние почитатели писателя знают Глуховского, как драматурга. Здесь есть и политические темы, гармонично вплетённые в арки персонажей в «Топи». Ещё Глуховский отражает суровую реальность, вновь показывая историю хороших людей, вынужденных подавлять добро в себе, дабы выжить – всё это знакомо фанатам писателя, который всё это перемешивает в сценарии «Топи» с мистикой. Благодаря этому сериал напоминает самобытный симбиоз серии игр «Silent Hill» (особенно вторую часть) и «Солнцестояния» Ари Астера. Чуть-чуть можно приписать сюда и «Твин Пикс», но это уже, скорее, как десерт.

Сюжет крутится вокруг группы молодёжи из пяти человек из Москвы, столкнувшихся с проблемами большего города и вынужденные бежать как можно дальше в регион. Путь заводит московскую молодёжь в деревню под названием Топи, близ которой находится монастырь, по легендам и мифам способным творить чудеса. Сам Топи находится вплотную с заводом, выбрасывающим в атмосферу розовый дым, окутывая жителей города, отравляя их лёгкие, разум и жизнь. Глуховский наделяет каждого центрального персонажа своим собственным характером и видением мира, играясь с драматургической формулой, сталкивая ожидания персонажей с реальностью, благодаря чему героев сценарист буквально ломает на протяжении всего сериала.

Персонажи:

Денис Титов – успешный 30-летний IT-шник, его играет Иван Янковский. Персонажу диагностируют рак в терминальной стадии, медицина оказывается бессильна и Денис, оказавшись в полном отчаянии и отрешение, решается отравиться в Топи в тот самый монастырь. Герою терять уже нечего, поэтому он сорит деньгами по пути, особо ничем не интересуется и думает только о себе. Денис – во многом неприятный молодой человек, главная ценность которого в деньгах, работающие на людей лишь в Москве, но не в регионах (иногда). И Янковский – стопроцентное попадание в образ, написанный словно специально под него.

Максим Кольцов – столичный журналист, пытающейся добиться всего на свете при помощи правды, однако быстро понимающий, что одной лишь правдой "войну" не выиграть. Максима сыграл Тихон Жизневский, до этой роли особо ничем не отличившийся (роли в блокбастерах не считаются). Но и Жизневский, как и Янковский, очень органичен в образе журналиста, глотнувшего желтухи и уставшего от московской журналистики, умершей больше двадцати лет назад вместе с Владом Листьевым в его собственном подъезде. Этого персонажа Глуховский как раз с правдой и сталкивает, да с такой правдой, с которой он не в силах совладать.

Следом идут три второстепенных персонажа, которых Глуховский явно списывал с типичных московских девушек. Есть здесь и Катя (Катерина Шпица), которую бросил парень и теперь она прыгает на первого встречного, беря от жизни всё и контролируя ситуацию, но на деле и её Глуховский с головой окунает в лужу суровой реальности, делая Катю главной жертвой сериала. Соня (Анастасия Крылова) – папина дочка, иными словами: хорошая девочка, всю жизнь прожившая в тени верующего отца, сбежавшая от него из-за смерти сестры вместе с остальными героями. И напоследок, Эля (Софья Володчинская) – чеченка, которая привыкла решать все вопросы при помощи силы и уверенности, однако именно силу, погружая персонажа в беспомощное состояние, Глуховский и забирает первым делом.

Всех этих персонажей-архетипов, отражающих реальных москвичей, Дмитрий Глуховский закидывает в деревню, сталкивая московскую молодёжь с жителями деревни, живущих совсем по другим правилам, законам и с совсем иными взглядами на жизнь. Нет в Топи ни связи, ни электричества зачастую, ни бензина, ни клубов с модными барами. Кругом леса, грязь, грядки, огороды и мистика, заполняющая каждый угол, витая в воздухе, пугая городских и совсем не удивляющая местных, привыкших жить бок о бок со смертью. В это плане Глуховский отлично передаёт весь дух конфликта город-деревня, разделяя Москву и Топи, делая из столицы отдельное от России государство, живущее не так, как вся остальная большая и могучая.

Атмосфера почти мёртвого, заросшего и меланхоличного региона, изолированного от всего остального мира, создаёт очень неуютную для зрителя атмосферу. Персонажи буквально никогда не находятся в безопасности, ведь под окнами гнилых деревянных домов мало кто может ходить, особенно в тихой глуши, к которой шумные и матерящиеся москвичи явно не привыкли. Из-за этого главные герои постоянно на взводе, что приводит их к нескончаемой веренице конфликтов, в которых Глуховский через изящные диалоги комментирует современную Россию, высмеивая и политиков, и продажных журналистов, и московскую молодёжь, живущую одним днём, и органы власти. Дмитрий Глуховский – талантливый писатель, и именно в диалогах это чувствуется лучше всего.

Режиссёром проекта выступил Владимир Мирзоев, наделивший проект потрясающей работой с камерой, из-за чего «Топи» смотрится не как мини-сериал, а полноценный 7-часовой фильм. Сильно ломает восприятие сериала лишь монтаж, который очень плох в вопросах, связанных с параллельными монтажом. Монтажёр зачастую на добрые 30-ть минут забывает про целые сюжетные арки, возвращаясь к ним очень нелепо и неуклюже. Зато всегда находится время на музыкальные вставки, обычно визуализирующие трипы персонажа Янковского, который видит мир по-своему из-за опухоли в голове. Звучит группа АИГЕЛ хорошо, но далеко не все её треки подходят атмосфере «Топи», выбиваясь из общей картины.

Но в целом, «Топи» – это камерное, можно сказать инди-событие в индустрии российских сериалов с великолепной атмосферой, приковывающей к себе всё внимание. Главное – вытерпеть первые 30-ть минут –не отражают общий тон сериала. КиноПоиск HD только начинает вставать на путь серьёзного производства, сотрудничая и спонсируя талантливых авторов с их авторскими сценариями. И хоть местами заметно, что бюджет у «Топи» был ограниченный, из-за чего редкий плохой хромакей режет глаза, видно, что каждую копеечку создатели вложили в производство. Особенно это касается натурных съёмок, в которых узнаётся визуальный стиль Эммануэля Любецки, с его любовью к широким углам, ракурсам снизу и естественному освещению (про съёмку ветвей против солнца можно и умолчать – здесь и так всё ясно).

Спасибо Дмитрию Глуховскому за смелость, которой «Топи» запомнится.

Уже на КиноПоиск HD  

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь