Нашу планету населяют миллионы Людей... Сменяются эпохи, ценности, трансформируются моральные, культурные, этические нормы, но факт остаётся фактом: и в 21 веке, когда инновационные технологии достигли запредельного уровня, самой большой загадкой, как и раньше, остаётся Человек.
Сколько людей – столько разных судеб: жизненный путь одного человека не похож на судьбу другого, но все мы – люди, и у многих из нас есть общие черты – в характере, поведении, привычках и, конечно, в лицах. Неслучайно специальный раздел науки под названием физиогномика занимается анализом и изучением лиц. Глаза, улыбки, мимика могут многое рассказать и о нашем внутреннем мире, который, подобно безграничной вселенной, необъятен и до конца не известен даже нам самим...
16 и 23 апреля на Новой сцене Театра «У Никитских ворот» популярный певец, поэт и композитор, телеведущий Марк Тишман представил моноспектакль «Лица: эффект отсутствия». Постановщик - Артем Голубев.
Спектакль проходит по аккомпанемент музыкантов - Сергея Хащевского, Игоря Бабко, Василия Зубкова, Константина Солдатова.
В постановке аккумулированы истории и судьбы людей всех возрастов разных эпох, географий, национальностей, социальных категорий.
Известные личности органично взаимодействуют с лабиринтами жизненного пути других людей.
Всем известные, любимые миллионами символы эпохи Евгений Евтушенко, Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Андрей Вознесенский, Мэрлин Монро, Чарли Чаплин… И наши современники и предшественники, среди которых поэт, прозаик, эссеист и журналист Мария Степанова, драматург Люба Стрижак, которая является автором текстов в спектакле.
Разумеется, мы не будем пересказывать всё содержание моноспектакля, который, словно искусное кружево, в самой широкой амплитуде эмоций отражает многоликую палитру человеческих судеб, чувств, мыслей, поступков и мотиваций.
Все лица Тишман транспонирует на себя, ведя диалог от первого лица. Нет, ни в коем случае никого не пародирует, а является проекцией того или иного человека.
Например, повествуя о личности Евгения Евтушенко, ушедшего из жизни 1 апреля 2017г., Марк читает метафоричное стихотворение «Зашумит ли клеверное поле…», напоминающее о хрупкости, зыбкости и мимолётности нашей жизни.
Говоря о Юрии Никулине, делится забавной историей, которая во время войны спасла юному солдату и его друзьям жизнь.
В блоке о Людмиле Гурченко артист рассказывает о последних предсмертных записях в её личном дневнике и исполняют песню «Мария», на которую Людмилу Марковну вдохновила реальная история - телевизионная новость, где судили матроса, не побоявшегося прокричать о своей любви на весь мир с помощью сигнала радара. Музыку на эту песню актриса написала в те годы, когда её совсем не приглашали сниматься…
Есть в постановке и рассказ о самом Марке Тишмане, с нежным трепетом ностальгии и безграничной любви затронута история судьбы его бабушки Анны. Уроженка Бессарабии, юная Анна оказалась в фашистском гетто, после освобождения из которого всю жизнь прожила в Советской Махачкале, работала учителем иностранных языков, воспитала дочь и двоих внуков…
Одним из героев «Лиц» стал собирательный образ «Неизвестного солдата», кому поставлено больше всего памятников на Земле.
Другое из «Лиц» - проекция среднестатистического офисного сотрудника, типичного жителя современного мегаполиса, с циничным менталитетом и равнодушием к окружающему, который параллельно живёт в виртуальном и реальном мирах.
От Лица Чарли Чаплина актёр пронзительно декламирует легендарное письмо Чаплина своей дочери Джеральдине, многие цитаты из которого стали крылатыми фразеологизмами.
Один из них: «Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги».
Ещё один герой спектакля – поэт Андрей Вознесенский, автор культовых «Я тебя никогда не забуду» и «Миллиона алых роз». 12 мая Андрею Андреевичу исполнилось бы 85 лет.
Основной посыл творчества Андрея Вознесенского, по словам поэта: «В милости к павшим и любви к неближнему!»
Именно об этих вечных ценностях и ведёт речь Тишман в своём моноспектакле. Мощно, проникновенно, метафорично артист воплощает многогранную природу человеческой личности.
Спектакль «Лица: эффект отсутствия» представляет собой целостное театральное действие, в котором гармонично и органично сочетается музыка, поэзия и потрясающее актёрское мастерство, сценическое действие искусно синхронизируется со световой и звуковой партитурой, детально продуманным видеорядом.
Великолепно вплетены в спектакль песни самого Марка Тишмана – «Навигаторы», «Моя актриса», «Мельницы моей души»…
Марк Тишман о спектакле: «Для меня это спектакль про Человека, про то, что нас всех, несмотря на порой экстремальные различия, одолевают одни и те же вопросы. Про то, что время стремительно несётся вперёд, а душа человека, его поведение, то, чем он руководствуется при принятии решений, остаётся неизменным. Я остро ощущаю влияние каждой из рассказанных историй на мою жизнь, на жизни моих друзей: они как бы руководят нами, задают нам сценарии, или же мы все просто являемся частями неведомого целого, которое просто не в состоянии увидеть. Я также уверен, что если долго всматриваться в лицо даже самого неприятного тебе человека, спустя какое-то время ты начинаешь его понимать и даже любить. Это заложено в нашей природе. Мы представители одного вида – эмпатия неизбежна».
Сергей Есенин мудро сказал: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье».
В моноспектакле «Лица: эффект отсутствия» Тишман говорит о том, чтобы в погоне за модным, успешным и трендовым, мы всегда сохраняли свою личность и уникальную индивидуальность. Не замещали реальное виртуальным, глобальное - локальным, а настоящее -призрачным, заменяя свои естественные лица сотнями фильтрованных фото в социальных сетях, ретушированными образами и фальшивыми масками.
Символично, что в названии спектакля есть словосочетание «эффект отсутствия»: человеку в стремлении за призрачными материальными, карьерными и другими амбициозными ценностями, в меркантильном ритме и драйве жизни очень легко потерять самого себя.
Может быть, пора хоть на минуту остановиться в этой динамичной гонке за успехом и постараться задуматься о том, почему так происходит?
Почему триумфальные ценности человечества, которые вырабатывались тысячелетиями, вдруг нивелировались и канули в лету цивилизаций? Деньги стали важнее дружбы, карьера приоритетнее любви, а меркантильность в рейтингах личностных принципов зачастую поглощает милосердие?
Напоказ выставляется личная жизнь, лица родных и близких мелькают в бесконечном калейдоскопе трафиков, графиков и лент, но мы всё реже говорим: как мы их любим и что они нам нужны…
Моноспектакль Марка Тишмана без назидательных нравоучений, а чутко и тонко, сквозь призму своего личного восприятия, помогает ответить на эти и многие другие вопросы.
И это важно, ведь именно от них зависит: сумеем ли мы сохранить свои лица и продолжим носить гордое звание Человека или деградируем в бесконечной эволюции галактик.
Поздравляем всех причастных с премьерой!
Следующий показ моноспектакля «Лица: эффект отсутствия» 20 мая на Новой сцене Театра «У Никитских ворот».