В Вахтанговском театре развернулись нешуточные Итальянские страсти – 25 января на Большой сцене легендарного театра представили премьеру спектакля «Суббота, воскресенье, понедельник», основанного на одной из самых популярных пьес драматурга Эдуардо де Филиппо.
Режиссёр спектакля –итальянец Лука де Фуско, директор неаполитанского Театро Стабиле ди Наполи и художественный руководитель Неаполитанского театрального фестиваля.
В постановке звучит легендарная музыка Никколо Паганини.
Сотворчество трёх гениальных итальянцев в тандеме с блистательными Российскими артистами и уникальной атмосферой Театра им. Вахтангова подарили публике прекрасную постановку, которую смело можно назвать гимном ценностям семьи и незыблемой связи поколений!
За три увлекательных действия перед зрителями разворачиваются три дня из жизни семьи неаполитанского торговца, где все поколения живут вместе.
Если абстрагироваться от итальянского колорита и неаполитанской эмоциональности, то смело можно сказать, что аналогичные события могут происходить в любой точке Земного шара.
Если в Италии национальным блюдом являются макароны и рагу, то, например, в России это могли бы быть пельмени, на Украине – борщ, в Японии – суши, а в Германии – традиционные колбаски.
Но речь далеко не о еде, хотя всё действие спектакля происходит на кухне и в столовой. Приготовление к традиционному воскресному обеду, сама трапеза и её послевкусие – возможность поговорить со зрителями на важные и нужные темы: разобраться в причинах ревности и взаимных упрёков, недомолвок и обид, нарастающих, словно снежный ком.
В спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник» с помощью многочисленных метафор и гротеска, наглядно продемонстрирована пропасть, которая образуется между людьми просто потому, что они не могут или не хотят услышать близкого человека, понять мотивации его поведения или запомнить вкусовые предпочтения, без сарказма воспринять его надежды и мечты, даже если они кажутся иллюзорными, авантюрными и бесперспективными.
Прекрасный ансамбль артистов, словно на струнах виртуозной скрипки Паганини, затрагивает самые потаённые струнки человеческой души.
В роли вспыльчивого главы семейства Пеппино Приоре – Евгений Князев, его супругу Розу великолепно воплощает неповторимая Ирина Купченко. Их непохожих друг на друга, но дружных и воспитанных детей, играют – Ася Князева, Леонид Бичевин/Фёдор Воронцов, Олег Макаров.
Характерна и эксцентрична сестра Пеппино, в эффектном воплощении Анны Дубровской. Самоуверенная, эгоистичная и очень красивая женщина и гиперболически заботливая мать сына Аттилио (Евгений Пилюгин) – синтез гротеска и иронии.
Очарователен персонаж Рубена Симонова (отец Розы), снова и снова обращающий внимание зрителей, насколько важно уважать и не забывать стариков, которые с возрастом становятся капризными и обидчивыми, словно малые дети, и требуют не меньшего внимания и заботы, чем малыши.
Дружелюбные, сахарно-приторные соседи семейства Луиджи и Елена (Михаил Васьков и Ольга Гаврилюк) импонируют своей трогательной заботой и неподдельным вниманием, способностью сохранять спокойствие и выдержку даже в откровенно конфликтных ситуациях.
Служанка Вирджиния (Полина Чернышова) и её воинственный брат Микеле (Денис Самойлов/Витайлис Семёновс) доносят до зрителей, что миролюбие, добро, искренность укрощают даже самые строптивые характеры.
Также колоритны и масштабны и другие герои спектакля. Брат Пеппино (Сергей Пинегин), сделавший своим хобби игру в любительском театре; жених младшей дочери Пеппино и Розы Фредерико (Эльдар Трамов), готовый простить невесте все причуды и капризы; дипломатичный Доктор (Александр Павлов) и выдержанный Портной (Анатолий Меньщиков), с уважением и пониманием относящиеся к причудам эмоциональных членов семьи Приоре.
Искромётные диалоги и зажигательные сцены постановки на протяжении трёх с половиной часов удерживают внимание публики, вызывают то непринуждённый смех, то улыбки умиления, то слёзы сострадания.
Многие, надо сказать, узнают в тех или иных героях спектакля себя и своих близких. Любовь, уважение и нежность друг к другу на одной чаше весов, и взаимные упрёки, обиды, скандалы, тотальное непонимание на другой.
Сценографию и костюмы спектакля воплотила Марта Кризолини Малатеста.
В сценографии спектакля много окон и света, от которого значительную часть действия пытается оградиться главный герой, замуровавший сам себя во внутреннем карцере ревности, сомнений и подозрений.
Те или иные ассоциации, выводы и вердикты каждый из нас формирует сквозь призму личного восприятия и индивидуальных особенностей, иногда похожих с другими, а часто - кардинально отличающихся.
Между людьми всегда существуют границы, барьеры, рубежи, но можно и нужно их преодолевать! Для этого очень часто требуется не так много: всего лишь наступить на горло своему ЭГО, услышать и понять того человека, который рядом и не пытаться его переделать и трансформировать в угоду своим представлениям об идеалах.
После насыщенных выходных Понедельник (третье действие спектакля) приносит умиротворение и разрешение конфликтов, из которых каждый герой сделает свои выводы.
Даже самый затяжной ливень рано или поздно на небосклоне сменит яркое солнышко, так и в жизни любой конфликт найдёт то или иное решение.
И хотя распространённый афоризм гласит, что искусство — это начало Вселенского хаоса, такие спектакли, как «Суббота, воскресенье, понедельник» показывают и доказывают обратное!
Постановка для многих семей может стать мощным терапевтическим эффектом, помочь осуществить «перезагрузку» отношений, преодолеть фатальные разногласия и понять, что в любой ситуации можно найти компромисс, главное – захотеть.
Если Вы уже решились испытать на себе жаркие Итальянские страсти, то напоминаем даты ближайших спектаклей: 1 и 14 февраля, 8 марта и 22 марта.
Поздравляем всех причастных к созданию великолепного спектакля с Премьерой глубокой, тонкой и многогранной постановки, воплощённой с безграничным уважением к человеческой личности, что прекрасно синхронизируется с жизненным и творческим кредо Театра им. Евгения Вахтангова!