Лучано Паваротти – один из самых величайших итальянских оперных певцов в мире, при жизни ставший легендой оперы, навсегда войдя в её историю. Он прошёл долгий и тернистый путь творческого человека, оставшегося символом человеческой доброты как на сцене, так и за её кулисами. Его яркая улыбка завораживала аудиторию ничуть не меньше, чем его выдающийся голос. Паваротти недаром считают лучшим из того, что вообще случалось с оперой в ХХ веке. За историей его успеха на сцене наблюдал почти весь мир, но и личностные достижения Паваротти не оставались без внимания. Он любил людей, доверие к ним было смыслом его жизни. Подобная любовь выливалась в бесконечные измены, после которых первая жена великого тенора подала на развод.
В дальнейшей общество стало всё больше и больше возмущать и даже шокировать личная жизнь Паваротти, из-за чего к нему начала формироваться неприязнь. Но личная жизнь человека совершенно ничтожна перед лицом искусства. А искусству Лучано Паваротти отдавался целиком. Порой с такой самоотдачей, что его смело называли безумцем, коим, отчасти, он и являлся. Он посвятил свою жизнь музыке, можно сказать – подарил свой голос людям. Его злила несправедливость, с которой он активно старался бороться. Войны, бедность, болезни – складывалось ощущение, будто бы для Лучано Паваротти не существует невозможного. И пускай не на всех фронтам своей жизни он одержал победу, но его труды и жизнь определённо стали достоянием мировой истории.
Взяться за документальный фильм о Лучано Паваротти решился дважды оскароносный режиссёр Рон Ховард («Игры разума», «Аполлон 13»). У Ховарда уже имеется опыт работы в документальной сфере. Так, например, в 2016 году режиссёр выпустил картину о британской рок-группе «The Beatles», с подзаголовком: «Восемь дней в неделю». И про «Паваротти», равным счётом, как и про предыдущий документальный опыт режиссёра, сказать что-то особенное не получается. Последнее время Рон Ховард снимает исключительно академическое или же конвейерное кино, с завидной редкостью выпуская что-то стоящее. И на данный момент все его документальные ленты – академически грамотно выверены, структурно верно написанные и мастерски собранные на монтаже.
Режиссёр чётко понимает, в какой конкретно момент какой именно переход или звуковой эффект необходимо использовать, чтобы усилить эффект впечатление зрителей. Архивная хроника с Лучано Паваротти грамотно перебивается с интервью его близкими. «Паваротти» – мастерски сделанная работа, в которой, к сожалению, не чувствуется никакой художественной ценности. Всё снято, смонтировано и подано как в учебнике, без какого-либо авторского стиля или решений. Жизнь главной звезды оперы ХХ века подаётся с разных сторон. Помимо карьеры Паваротти в опере, фильм проводит зрителю экскурсию по закулисью, позволяя взглянуть на личную жизнь тенора. Картина охватывает не конкретный отрывок из жизни Паваротти, а берёт за основу полную его биографию.
Начиная свой рассказ в 1935 году с отца-пекаря и матери маленького Лучано, работающей на табачной фабрике, история плавно перетекает к взрослению и к началу творческого пути будущей легенды. За почти два часа, что идёт лента, она даёт очень большой поток информации, касающейся разных аспектов жизни Паваротти. И во всём этом потоке можно было бы с лёгкостью запутаться или получить банальный перегруз информации, из-за чего фильм перестал бы восприниматься. Но, к счастью, Рон Ховард умеет подавать истории, благодаря чему «Паваротти» не перегружает голову столь обширным количеством информации. Картина смотрится легко, а динамичное повествование не даёт заскучать. Более того, структура настолько правильно разбита по блокам, так или иначе связанных друг с другом, что лента ещё и заслуживает почётное звание разнообразной.
Но как бы академически правильно не был бы сделан фильм, огромная заслуга в успехе ленты принадлежит вовсе не его создателям. Лучано Паваротти был волшебником. Образно говоря, он превращал вещи в золото одним лишь своим прикосновением. И примерно это же и произошло с документальным фильмом Рона Ховарда – Лучано Паваротти превратил его в золото. Архивные записи с концертов зачастую пускаются в картине без перебивок на несколько минут для того, чтобы зритель смог насладиться выступлениями Паваротти. И конкретно за такое решение авторам стоит сказать огромное спасибо. Смотреть на величайшую звезду оперы одно удовольствие. Паваротти был невероятно жизнерадостным человеком, его неповторимая, словно голливудская улыбка очаровывала всех и вся. Складывалось даже ощущение, что он способен останавливать пули на лету своей роскошной улыбкой.
В Лучано Паваротти было что-то от ребёнка, он любил подурачиться, любил много и вкусно поесть, но больше всего остального он любил людей. В каждой, даже в самой неприглядной личности, он видел что-то хорошее. За всю эту доброту и любовь Рон Ховард с командой профессионалов решил отплатить Паваротти тем же. Документальный фильм «Паваротти» – словно отзеркаленные чувства и эмоции самого Паваротти, направленные в этот раз не в сторону всего человечества, а в него самого. Человек, сильнее других популизировавший оперу в ХХ столетии, как никто другой, определённо, заслуживает того, чтобы его помнили, знали и любили. Его голос навсегда вписан в мировую историю. И какой бы академической не была документальная работа Ховарда, сделана она, всё же, с огромным уважением.
Пускай «Паваротти» почти ничего нового не рассказывает о Лучано Паваротти, это не так страшно. Пересказывая давно известные миру факты, интервью и биографию, ленту можно назвать идеальным знакомством с творчеством великого тенора для тех, кто по каким-то странным причинам не слышал или просто не знаком с историей жизни Лучано Паваротти – величайшей в истории оперной звезды.
- «Вы доверчивый человек?»
- «Вы шутите, я не могу существовать без доверия к людям!»
Оценка: 8 из 10
«Паваротти» – в прокате с 25 июля