4 декабря на сцене театра «Русская песня» театральный проект «Русская классика на сцене» представил премьеру спектакля «Чудаки», поставленного режиссёром Олегом Куликовым по единственной комедии Максима Горького. «Чудаки» написаны легендарным писателем в 1910 году и по-прежнему остаются произведением, невероятно актуальным и для нас, жителей 21 столетия.
Публика во все года тяготела к классическим постановкам, где можно найти ответы на многие вопросы и тонко завуалировано огромное количество олицетворений и метафор, которые являются точной проекцией человеческого общества или какой-то его части. Классика вечна, как и бесконечное множество её интерпретаций, жарких дискуссий и точек зрения.
События «Чудаков» погружают нас в мир интеллигенции, праздно проводящей время за городом.
В центре действия талантливый, живущий эмоциями и увлечениями писатель Константин Мастаков (Александр Гундарев), который всегда находится в творческом полёте, поиске музы и вдохновения. Мастаков заводит интрижку на стороне с эффектной и не отличающейся строгими нравами соседкой Ольгой (Анастасия Макеева), при этом даже не предпринимая особых усилий, чтобы это не стало известно его супруге Елене (Елена Захарова). Елена беззаветно любит мужа и считает своим предназначением «служить» этому гению пера безраздельно и бескорыстно, прощая ему всё и всех.
В Елену безответно влюблён доктор Потехин (Кирьянов Никандр), который гостит на даче своего отца Вукола Потехина (Народный артист России Сергей Шакуров). Несмотря на старческий маразм и регулярные конфликты отцов и детей, Потехин-старший находится в здравом уме и точной памяти, он по-житейски мудр и проницателен.
Также не менее центральными героями истории являются девушка Зина (Ольга Турчак), её мама (Заслуженная артистка России Татьяна Бедова), бывший полицейский (Сиротин Евгений), а ещё незримо присутствующий на сцене смертельно больной жених Зины.
Судьбы этих людей в определённый момент времени переплелись в затейливый пасьянс, в котором мудрый Максим Горький изящно зашифровал множество философских истин и очевидных вещей, присущих природе человеческой личности и не изменяющихся с течением времён.
Любовь и ревность, верность и предательство, дружба и подлость, честность и лицемерие, призрачные фантазии и несбыточные иллюзии…
Продюсеры проекта "Русская классика на сцене" Сергей Брель и Наталия Тарыничева прекрасно понимают, что классические произведения требуют чётко выраженной формы и масштабных декораций.
Зрители оказываются в атмосфере загородной дачи, где течение времени неспешно, но также, как и везде, неумолимо. Интерьер дома и сад со скворечниками, река, в которой любят удить рыбку герои, колоритный самовар и другая самобытная утварь, которые блистательно воплощены художниками Корчагиной Наталией и Калининым Дмитрием.
На глазах зрителей сменяются времена суток и погодные условия – то на небесно-голубом небе плывут причудливые облака, то сгущаются загадочные сумерки, игриво подсвеченные озорной луной. В сценографию спектакля наряду с декорациями и реквизитом хорошо интегрирован мультимедийный экран, делающий пространство объёмным.
Усиливают атмосферу и подчёркивают характеры героев костюмы Елены Золотарёвой, которой удалось уловить индивидуальность каждого персонажа.
Отметим и оригинальную хореографию Анастасии Кониной – постановка органично дополнена экспрессивными танцевальными сценами, как дуэтными, так и сольными (например, хореографический этюд Елены Захаровой со стулом).
Неминуемы корреляционные параллели с Чеховскими персонажами, продолжением которых будто бы и являются персонажи «Чудаков» Горького.
Герои мечтают и разочаровываются, страдают и прощают, строят планы и «жгут мосты», ведут неспешные разговоры и развивают жаркие дискуссионные споры, разглагольствуют о политике и сущности жизни, философствуют и фонтанируют идеями, большинство из которых так и суждено навсегда остаться лишь в речах и размышлениях.
За всем этим «фасадом» отчётливо прослеживаются вечные ценности, неоспоримые истины и неискоренимые человеческие пороки.
Несколько цитат из произведения:
- «… паралич души у него… Нет, извините… мы все — злые, грубые… и ничего не любим… ни друг друга, ни себя самих, ни родину… У нас в жилах течёт дурная, холопья кровь… мы ещё не пережили крепостного права… мы — изнутри рабы…»;
- «Мне кажется, Лена, что все люди, все вокруг нас с тобой живут вторые, третьи жизни, они родятся стариками и жить им – лень! Стариками они родятся, а я родился впервые ребенком, я счастлив тем, что молод… и безгранично люблю все это… все живое!»;
- «Мне просто до боли жалко людей, которые не видят в жизни хорошего, красивого, не верят в завтрашний день… Я ведь вижу грязь, пошлость, жестокость, вижу глупость людей – все это не нужно мне! Это возбуждает во мне отвращение… но я же не сатирик. Есть еще что-то – робкие побеги нового, истинно человеческого, красивого – это мне дорого, близко… Имею я право указывать людям на то, что я люблю, во что верю? Разве это ложь? Разве хорошее менее реально, чем дурное?».
Так почему же вдруг жанр этой драматической истории определён, как комедия, и ей дано такое нестандартное название «Чудаки»?
А потому, что как произведение Горького, так и спектакль – острая и ёмкая ирония над людьми, со всей их гаммой чувств, противоречий и диссонансов, сомнений и стремлений, принципов и компромиссов, как с самим собой, так и с обществом, в котором, увы, один человек едва ли способен что-то изменить.
Неслучайно, спустя полвека после Максима Горького Владимир Высоцкий напишет:
«Бродят по свету люди разные,
Грезят они о чуде -
Будет или не будет?..»
Спектакль «Чудаки» - бесценный подарок любителям русского психологического театра, которые не приемлют самоутверждение на классике и по-настоящему ценят истинную глубину и вечные морально-нравственные смыслы шедевров литературы.
В следующий раз 15 декабря поместье «Чудаков» развернётся на сцене Дворца культуры «Выборгский» в Санкт-Петербурге.
В поместье у «Чудаков» гостила:
Корреспондент: Бурулёва Юлия
Фотографии предоставлены пресс-службой