С 13 ноября в Москве вступили в силу новые ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Продлятся эти ограничения до 15 января. На этот раз под удар снова попали театры, кинотеатры и концертные площадки. Так, их наполняемость будет ограничена лишь четвертью от максимально возможной. Люди, работающие в этой сфере, уже говорят о целом ряде возникающих, в связи с новыми ограничениями, проблем. Большинство жалуется на то, что работа театров и концертных площадок при такой заполняемости станет убыточной и её будет дешевле остановить. Кроме того, для многих площадок остаётся вопросом, что делать с заранее распроданными билетами, которые распространялись ещё до того, как стало известно о новых ограничениях.
Ситуацию прокомментировал Художественный руководитель театра «Модернъ» Юрий Грымов.
-Юрий, скажите, как в целом Вы оцениваете ситуацию в мире театра в России в период пандемии?
-Как достаточно разнообразную. Надо разделить театры на те, которые государственные, и те, которые частные. В России ситуация с театрами на порядок лучше, чем в других странах. У нас очень много государственных театров. В одной Москве только около ста государственных театров, в том числе есть федеральные. И это замечательно.
-Некоторые говорили о том, что есть вероятность подъема цен на билеты в связи с тем, что сейчас, к примеру, разрешают заполнять зал только на 25%.
- Да, наверное, учитывая эти обстоятельства, мы процентов на 10-15 поднимем цены на билеты. Просто чтобы совсем в долги не уходить. Долги, конечно, будут, но так они будут хоть не такими большими.
-Многие обратили внимание на то, что Большой театр так и не объявил старт продаж билетам на новогодний "Щелкунчик"...
-Каждый театр сам для себя устанавливает правила. Если Большой театр так решил- значит, так и будет. Мы же сохраним на Новый год все, что у нас было в репертуаре, может быть, добавим количество спектаклей для того, чтобы большее количество зрителей могло эти спектакли посмотреть. Но что касается меня лично, что мне, конечно же, очень жаль, что "Щелкунчика" не будет. Мы бы, конечно, спектакль бы не отменяли. Если спектакль не будет играться полгода или год- его крайне сложно будет уже восстановить в том формате, в котором он был
-Не было ли желания поставить спектакль на тему ковид?
-На эту тему можно шутить только косвенно. К примеру, спектакль "Маскарад" можно сегодня подать в новом свете- как обязательство соблюдения масочного режима, "Месяц в деревне"- про самоизоляцию, которая постигла всех нас этой весной.
Мы скоро, в конце ноября, выпускаем спектакль "Кладбище понтов"- мы смеемся не над пандемией, а над понтами, с которыми мы столкнулись в связи с пандемическими ограничениями. Кроме того, мы видим сегодня, что идет переоценка ценностей- отношение общества к деньгам, к медицине, к безопасности.
Последние лет 5 стали политики для нас как рок-идолы. Они женятся на прекрасных девушках. Раньше в шоу-бизнесе обсуждали на ком женился, сколько заработал, сейчас то же самое обсуждаем насчет политиков.
Мы видим, как парламентарии дрались, и сквернословили, занимались стяжательством, сегодня они свои методы поменяли, но тем не менее остаются в топах. А если в целом обсуждать тему ковида- я считаю, что театр не должен заужать тему.
-Многим театрам приходится сокращать штат сотрудников. Коснулись ли эти изменения вас?
-Мы не сокращали. Крайне неправильно было бы сокращать. Накладывает конечно, отпечаток общая ситуация, когда на удаленке работают люди. И театр тратит деньги, заработанные вчера. Тратим финансовую подушку.
Приглашенные артисты, которые получали деньги только за выход на сцену- их мы тоже стараемся поддержать.
В ближайшее время, возможно, очень тяжелой будет ситуация для всех театров. Но я не стал бы сгущать краски, всем нам тяжело, все мы находимся в одинаковых условиях.
-В последнее время стало всплывать много видео знаменитостей, которые их порочат. Не кажется ли Вам, что эти видео- это просто попытка отвлечь людей от проблемы?
-Вы так спрашиваете, что как будто какие-то заговоры. Не верю я в них. СМИ- это большая информационная пушка, она накрывает собой, забывая о том, что есть люди, которым крайне тяжело следить за информацией, за неосторожным словом ведущего. Культура- это эмоциональное влияние со знаком плюс. А такие вбросы- это влияние со знаком минут.
-Как сегодня изменился зритель?
Сегодня зритель уникальный. Случился отсев. Те, кто сегодня приходят- они хотят этого контакта, как с близкими людьми. Артисты на сцене после спектакля стоят плачут и зрители плачут. Считаю, что сегодняшняя ситуация- это отдельный разговор с психологами и с театроведами.
-Как Ваш театр пережил первую волну пандемии?
-Считаю, что нормально и достойно. Была финансовая подушка, и мы всех поддерживали. Встреча в зуме- нормальная, хотя репетиция в зуме- это клиника.
-Декабрь и январь обычно- топовые в плане продажи билетов. Как в этом году?
-Вообще-то самый топ октябрь- ноябрь, а потом- начало января. Потери, конечно, в этом году будут колоссальные, и сложно заранее прогнозировать, какого объема они будут.
-Валерий Меладзе призвал артистов к забастовкам. Как Вы это можете прокомментировать?
-Это невыполнимо. В шоу-бизнесе, как и в театре, очень много работающих слоев. И работают не только звузды.
К тому же репертуарный театр показывает, что он является по сути дела единственным жизнеспособным.
-Влияет ли пандемия на Вашу творческую искру?
-Конечно, влияет. Нарушился ритм, появился страх за актеров, страх за будущее.
Нет желания у людей прийти на комедию, чтобы только посмеяться. Поэтому и репертуар наверняка поменяется.
-Спасибо!