Представляем Выпуск №. 1 ежедневной хроники с 43-го Московского международного международного кинофестиваля от кинорецензента World Podium Горелова Даниила: Дневники 43-го ММКФ. День 0: «Капитаны Заатари», «Человек божий» и «Синий цветок».
КАПИТАНЫ ЗААТАРИ (2018) – Конкурс документального кино.
реж. Али Эль Араби.
«Капитаны Заатари» – полнометражный дебют египетского режиссёра Али Эль Араби в документальном кино, рассказывающий простую историю двух друзей по имени Махмуд и Фавзи. Оба живут в иорданском лагере беженцев «Заатари» и мечтают стать профессиональными футболистами. Несмотря на жизненные трудности, товарищи продолжают тренироваться день за днём в надежде, что рано или поздно им повезёт вытянуть счастливый билет в мир большого спорта. Так и происходит – в лагерь приезжает спортивная академия и даёт Махмуду и Фавзи шанс осуществить все свои мечты.
Для какого-нибудь художественного фильма подобный сюжет избит до безобразия, но только не в случае с документальными «Капитанами Заатари». Режиссёр рассказывает реальную историю двух подростков, готовых горы сворачивать ради своей мечты. И фильм не старается как-то выпячивать это, пытаясь пробивать зрителя на слезу или провокацию какими-нибудь политическими или же социальными темами – здесь этого нет. Да, он использует весьма классические штампы спортивной драмы, но накладываются эти самые шаблоны на реальную жизнь, а не придуманную, чем лента и подкупает в итоге. При это, если не смотреть на простоту рассказанной истории, на первый план картина Эль Араби выводит качественные съёмки и отличную работу с монтажом, выполненную по всем канонам игрового кино.
Хоть это и документальный фильм, но в нём зритель не найдёт ни одного интервью с людьми на фоне стены. Режиссёр в первую очередь показывает всё визуально, а говорят за него главные герои. Эль Араби выстраивает мизансцены таким образом, будто бы зритель смотрит именно художественное кино: здесь и съёмка футбольных матчей на широкую и длиннофокусную оптику, и темпо ритм монтажа как в качественной байопике про простых парней, рвущихся к вершине, и подобающая работа со звуком и цветокоррекцией. Картинка не смотрится дешёвой даже при знании того факта, что снималась лента на обычные фотоаппараты. Вот что значит, когда руки у авторов из правильного места растут. Режиссёр не изобретает велосипед, а весьма простенько рассказывает красивую историю всего за какие-то 73 минуты, в которых нет ни одного лишнего кадра.
4 из 5
ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (2021) – Основной конкурс
реж. Елена Попович
«Человек божий» – очень неровный греческий биографический фильм о последних тридцати годах жизни епископа Нектария Эгинского за авторством режиссёра и сценариста Елены Попович. Как однажды сказал Герман Манкевич, невозможно рассказать о жизни человека за каких-то два часа. И именно этим и грешит «Человек божий» – это картина, которая хоть и снята весьма красиво, но она слишком много на себя попыталась взять. За 109 минут своего хронометража лента сначала показывает, как Нектария Эгинского выгнали из Египта с формулировкой: "не смог ужиться с климатом" – это отправная точка сюжета. Затем, быстро-быстро знакомит зрителя с его "скитаниями" в Греции, а уже после – приходит к основанию Свято-Троицкого женского монастыря на острове Эгина.
Все эти события показаны настолько вскользь и без каких-либо на то акцентов со стороны режиссёра, что зачастую фильм сам сбивается со своего пути и начинает топтаться на месте. Более того, хоть картине и без того очень тесно в двухчасовом хронометраже, за который Попович пытается показать 30 лет жизни человека, так фильм ещё раз за разом находит время на абсолютно ненужные сюжету сцены. То в некоторых эпизодах проговаривается та же информация, что уже была озвучена зрителю несколько раз, то находятся и такие, которые вообще никакой информации за собой не несут – они просто есть ради красивого кадра.
Буквально весь фильм тащит на своих плечах актёр Арис Серветалис, очень органично сумевший вписаться в образ Нектария Эгинского. Он и голосом отлично передаёт все внутренние переживания своего героя, и языком тела, и даже глазами. Эгинский в его исполнении действительно ощущается особенным персонажем в истории фильма, являясь аналогом святого человека. Да и если говорить про актёрскую игру, то именно с ней у ленты почти всё безупречно. Почти… Главная проблема картины – Александр Петров на одной из ключевых второстепенных ролей. Да, именно Петров. Тот самый из «Притяжения» и «Т-34» снялся в греческом кино. Разговаривающий на ломаном английском и нервно дёргающейся в каждом кадре Петров – не просто одна из причин смеха в зале у зрителей, но и главный генератор испанского стыда у не без этого слабого фильма.
2 из 5
СИНИЙ ЦВЕТОК (2021) – Основной конкурс
реж. Зринко Огреста
Одна из главных задач любого фильма – рассказать историю. В эту самую историю авторы могут что-то вложить, чем-то поделиться со зрителем. Ведь не просто так люди смотрят на движущиеся картинки, да? «Синий цветок» – это именно набор картинок, двигающихся непонятно зачем, непонятно куда, непонятно для чего. Вроде бы где-то там между строк разглядывается история о женском кризисе среднего возраста, но однозначно дать определение центральной темы картины трудно. Это тот случай, когда режиссёр в лице Зринко Огреста что-то очень активно пытается донести до зрителя, но это что-то понятно только ему.
И ладно бы «Синий цветок» был каким-нибудь арт-хаусом, который будет понятен только элите и самым умным зрителям. Но нет же. Картинка активно старается подражать зрительским лентам о повседневности, укладывая сюжет в события почти одного дня из жизни женщины средних лет, чьи лучшие годы остались далеко позади. «Синий цветок» – это настолько пресное кино, что про него даже толком нечего сказать после просмотра. Оно попросту не работает ни содержательно, ни визуально, ни аудиально. .
1 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!