День американской независимости. Рецензия на фильм «ПИЛА: СПИРАЛЬ»

Новости

День американской независимости. Рецензия на фильм «ПИЛА: СПИРАЛЬ»

День американской независимости. Рецензия на фильм «ПИЛА: СПИРАЛЬ»

«Пила: Спираль» – второй спин-офф знаменитой хоррор-франшизы и попытка Криса Рока вдохнуть в неё новую жизнь. Попытка, честно говоря, крайне неудачная, но весьма интересная с точки зрения анализа. Хоть в режиссёрское кресло и вернулся режиссёр второй «Пилы» Даррен Линн Боусман, а в касте числится Сэмюэл Л. Джексон – ленту это на спасает. Хотя, в отличие от «Jigsaw» (превратившийся в руках отечественных локализаторов в «Пилу 8»), «Спираль» почти не пытается идти по протоптанной предыдущими фильмами серии дорожке, а выбирает свой собственный. Да, это всё ещё около детективная история с поисками подражателя Джону Крамеру, однако, совершенно внезапно, центром сюжета выступают политические и социальные высказывания авторов в лице студии и Криса Рока, ставшего исполнительным продюсером и главным актёром, играющий детектива. Заявка, честно говоря, очень любопытная.

Сам сюжет – это классическая лента про Пилу. Есть маньяк, есть ловушки, есть зверские убийства, есть детективная линия и целый вагон картонных, слабо прописанных персонажей с набором как положительных, так и отрицательных качеств. Вот только мотивы здешней Пилы вовсе не такие, какие были у героя Тобина Белла из оригинальных фильмов – Подражателем движут личные мотивы и обиды на правоохранительную систему. Джон Крамер пытался исправлять людей путем их участия в своих жестоких играх, а вот его последователь из «Спирали» – просто хочет очистить город от "грязных" коррумпированных полицейских, превышающих свои полномочия и действующих в угоду своих потребностей. При этом сложно сказать, возможно ли вообще одержать победу в играх из «Спирали», так как центральный злодей явно стремится как можно изящнее убить человека, а не перевоспитать его.

От такой проблемы страдали и предыдущие ленты серии, однако они позиционировали себя лишь как кровавый аттракционной. А вот «Спираль» – кино, критикующее современную систему американской полиции и, это прозвучит как бред, даже Дональда Трампа. Стоит вспомнить, что картина снималась летом 2019 года, когда Трамп ещё был действующим президентом США, а о BLM-сообществе никто даже подумать не мог. Поэтому фильм концентрирует своё внимание на тотальном недоверии общества к действующей власти и угнетении иммигрантов из Мексики, которых полицейские убивают то ради забавы, то ради личной выгоды. Забавно, ведь если бы не перенос фильма на целый год из-за пандемии Коронавируса, в 2020 году он вышел бы в прокат как раз на фоне стычек BLM-сообщества с полицией. Сделало бы это картине кассу? Вряд ли. Однако культовый статус она вполне могла бы получить.

«Спираль» даже на визуальном уровне рисует образ города таким, словно он охвачен огнём из-за аномально высокой температуры. Преимущественно рыжие тона на общих планах кричат зрителю о том, что город буквально горит из-за коррупции, лицемерия и эгоизма. Тем самым создавая некое подобие Ада на Земле, по которому гуляет главный герой в исполнении комика Криса Рока. Можно было бы даже пошутить и про то, что фирменный знак Конструктора в виде спирали – это аллегория на 9 кругов Ада, но это не так. Хотя религиозные мотивы в фильме и присутствуют, но уж в совсем откровенную ахинею они не скатываются.

И ведь всё это пускай и звучит как сущий бред и нелепица, но не согласится с тем фактом, что это хоть что-то новенькое в давно скатившейся франшизе – глупо. Авторы «Спирали» действительно постарались привнести хоть какую-то новизну в серию, сделав из хоррора политическую повестку. Однако дальше этого «Спираль» не уходит, так как помимо заявки на эту самую повестку и пары визуальных образов, подкрепляющих проблематику ленты, больше ничего и нет. Сама история с поисками Подражателя – это целая методичка по тому, как можно собрать в одном кино всевозможные клише и штампы из детектива про героя-одиночку. Даже говорят персонажи не как живые люди, а именно как картонки из какого-нибудь нишевого телевизионного проекта из 90-х про полицейских.

А сам Крис Рок играет настолько плохо, что уже становится даже не смешно от происходящего на экране. Рок то кричит, то театрально бьёт стены и кричит, то томно смотрит вдаль, а после – кричит. Причём Рок действительно старается играть. Он изо всех сил пытается выдавать эмоцию, но по итогу всё равно зритель не понимает, что именно актёр пытается показать. Герой Криса Рока – дерево без эмоций, за которым не только скучно наблюдать, так ещё и никакой симпатии оно не вызывает. Сочувствие к персонажу пытается вызывать сценарий, делая его изгоем в полицейском участке. И не потому, что он чернокожий, а потому, что, по мнению коллег, он стукач. Что такого он сделал? Сдал грязного полицейского, которого в итоге посадили. Но ведь это значит, что справедливость восторжествовала, так? Да, но полицию это не устраивает, а значит это повод воткнуть повестку!

Полиция в «Спирали» не защищает, а, как бы это плоско не звучало, крышует подонков и превышает свои полномочия. И всё это нужно для того, чтобы картина по итогу подвела своего зрителя к мысли о том, что современным американским правоохранительным органам необходимы кардинальные перемены. По сути, новый Пила не хочет менять людей, как это делал Джон Крамер – он жаждет изменить целую систему, убивая грязных полицейских, которые дальше собственного носа ничего не видят. Именно поэтому персонаж Криса Рока – изгой. Им движут исключительно благие намерения, он единственный, кто пытается добиться правосудия и хоть какой-нибудь справедливости, из-за чего и вынужден слышать оскорбления от своих коллег день за днём. Казалось бы, подобный сюжет можно грамотно и интересно подать. Однако «Спираль» просто кричит устами Криса Рока вместо того, чтобы прописывать персонажей, их характеры и их мотивы.

«Спираль» – не просто самый слабый фильм франшизы, а даже самый худший. Он уступает своим предшественникам буквально по всем фронтам, начиная с содержания, заканчивая технической стороной. Если заваленный в почти каждой сцене горизонт – это художественное решение, то оно столь же странное, каким оно было и в одном из худших фильмов в истории кино «Поле битва: Земля». При этом первым частям даже баснословные бюджеты были не нужны, чтобы вовлечь зрителя в происходящее. Просто напоминание: в первой «Пиле» препятствием у героев на пути к свободе была простая цепь на ногах, а не хитро-сложные механизмы, больше похожие на ловушки из какого-нибудь сай-фая. Всё же персонажи и их неоднозначные истории цепляют и работают намного лучше, чем пустые политические лозунги на манер фильмов Спайка Ли, лишь сотрясающие воздух.

 

Оценка: 3 из 10

В прокате с 13 мая

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь