Искромётная феерия чувств и зажигательный калейдоскоп эмоций: эти эпитеты очень подходят к спектаклю «МОЛЬЕР, avec amour» в постановке Сергея Газарова, премьера которого состоялась в январе 2021 года в Театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской).
Спектакль-праздник, который изобилует множеством оригинальных находок, появился в репертуаре Театра очень во время: всем нам, уставшим от негативных новостей суровой, а подчас жестокой реальности, очень важно и нужно «переключаться» - отвлекаться от локальных и глобальных проблем, бесконечной суеты, погружаясь в мир экспрессии и фантазии!
«Полоумный Журден» далек от социальной сатиры, хотя желание нуворишей «вращаться в обществе маркизов» актуально во все времена. В пьесе Булгакова мы видим театр в театре. Здесь появляются не только персонажи «Мещанина во дворянстве», но и артисты мольеровского театра, причем в экстремальной ситуации.
Театр в театре - это в квадрате, а «МОЛЬЕР, avec amour» - это театр в геометрической прогрессии и множестве превосходных степеней: настолько много красок в этой жизнеутверждающей палитре персонажей и впечатлений, и главное - все краски яркие, позитивные и радостные. Меланхолии и ипохондрии в этом спектакле места нет - только праздник, хорошее настроение и карнавал событий!
Спектакль начинается уже на входе зрителей в зал - публике предлагают заглянуть в кулуары репетиции: артисты разминаются, общаются, упражняются в фехтовании и других приёмах.
В начале действия импозантный актёр Бежар (заслуженный артист России Сергей Угрюмов) филигранно даёт мастер-класс по фехтованию своим младшим коллегам.
После продуктивного дня Мольеровская труппа собиратся расходиться отдыхать вдруг получает новое задание - Мольер внезапно заболел, и вместо него роль Журдена придется играть актеру Бежару … Наскоро распределив роли среди труппы, Бежар излагает содержание предстоящего спектакля так: «Журден, парижский мещанин, богатый человек, помешался на том, что он - знатный дворянин, вот и все».
В спектакле «МОЛЬЕР, avec amour» зрители являются не просто свидетелями, а участниками карусели событий, которая кружится с невероятной динамикой и драйвом - периодически артисты вступают с публикой в интерактив, всё больше и больше вовлекая в этот многоликий калейдоскоп.
Сценография художника Александра Боровского представляет из себя вдающийся в зрительный зал подиум, на котором и происходит действие, напоминающее модное дефиле в стиле Жан-Поля Готье.
Художник по костюмам Мария Боровская и художник по гриму Нина Гарлушко создали какое-то невероятное количество колоритных образов, каждый из которых можно назвать произведением искусства! Парики, боа, воротники, манжеты, рюши, воланы…в образе каждого героя бесконечное количество деталей и аксессуаров.
Режиссер Сергей Газаров: «Спектакль называется «МОЛЬЕР, avec amour». Название пьесы «Полоумный Журден» готовит нас к тому, что эта история о каком-то сумасшедшем, и к нам она не имеет никакого отношения. Не хочется мне загонять героя сразу в рамки «полоумного», ведь Журден, прежде всего, влюбленный, а это состояние знакомо почти каждому. Безумия во влюбленности тоже достаточно, но радости и позитива от такой встречи нас ждет гораздо больше.
Что касается жанра – здесь столько всего переплелось, что я, при всем желании, так и не смог его точно определить. Но в любом произведении и жанре для меня самое ценное – человек. Все, что касается его жизни, причин и следствий поступков – чрезвычайно интересно. Визуально спектакль решен неожиданно, очень смело и непривычно - зрителей ждет сюрприз».
Режиссёр скромничает и немного кокетничает, потому что зрителей ждёт не просто сюрприз, а целый карнавал сюрпризов и событий, которые увлекают в манящий, пленительный театральный мир и дарят безграничную гамму чувств и позитивных эмоций, безмятежную радость, детский восторг, юношескую эйфорию и искренний смех, который, как известно, продлевает жизнь.
Зрители, сидящие вокруг подиума и фактически внутри сцены, могут не переживать за своё здоровье: поединки фехтования, акробатические и другие танцевальные мизансцены поставлены филигранно - шпагой никого из публики не заденут, максимум, что им может «прилететь», это конфетти из перьев, визитки мага, в свободное время преподающего философию, или деньги турецкого султана. Но зрителям всё равно придётся контролировать свои эмоции и поведение - в каждой сцене спектакля энергия зашкаливает настолько, что трудно усидеть на месте, а не броситься в виде подарочного плюшевого мишки к артистам, чтобы покуражиться и «оторваться» вместе с ними на сцене!
Журден в трактовке Сергея Угрюмова - очаровательный богатый чудак, доверчивостью которого ловко пользуются нечистые на руку люди, откровенно разводящие его на деньги. Но назвать Журдена полоумным было бы как-то грубо и обидно - конечно, он слишком доверчив и нелеп в своей жажде принадлежать к знатному сословию и носить почётный титул, но при этом безвреден и наивен, как ребёнок. Малинового пиджака, как у истинного «нового русского француза», у Журдена нет, зато его утренний туалет украшают модные малиновые штаны и башмаки в тон к ним, которые надевают по утрам только благородные персоны.
Госпожа Журден в блистательном воплощении Александра Фисенко - однозначно «Гвоздь программы», хедлайнер и вкусная вишенка на торте, которая венчает новую коллекцию коллаборации «Газаров - Булгаков- Мольер».
Мужественный, брутальный и харизматичный Фисенко настолько органично и гармонично перевоплощается в женщину, что благородной осанке, стройным подтянутым ножкам, изящной походке и кокетливой пластике супруги Журдена позавидуют даже самые гламурные леди, и это мы ещё о бюсте не упомянули, который тоже является одним из предметов гордости госпожи. Как Александр умудряется настолько грациозно и изящно ходить на высоченных каблуках в обтягивающих ботфортах и давящих кринолинах? Парадоксально, но факт! А какой «разбор полётов» устроит Госпожа Журден супругу в стиле «Мемуаров гейши» или ловких восточных единоборств с ножами, когда застанет в гостях у супруга Маркизу, в которую мещанин влюблён как мальчишка?!
Учитель музыки (Павел Шевандо) и учитель Танцев (Павел Чернышёв) владеют виртуозно не только музыкой, вокалом и хореографией, но и «кружевом интриг» - они вместе «дружат» против учителя фехтования и педагога по философии. Наблюдая за тем как алчные педагоги и беспринципные придворные откровенно разводят на деньги богатого, но при этом совсем беззлобного мещанина, в памяти всплывает множество жизненных ассоциаций о том, как нечистые на руку и на совесть люди пытаются погреться и «нагреться» в зените чьего-то благополучия или чьей-то славы.
Учитель философии Панкрасс (Игорь Петров) - коуч, который и карму очистит, и бан по фото снимет, и лайки с подписчиками накрутит, и научит туповатого Журдена отличать поэзию от прозы.
Педагог по фехтованию (Александр Лимин) может обучить не только искусному владению шпагой и приёмам на рапирах, но и другим пластическим наукам - его сексуальный наряд активно на это намекает.
Но, пожалуй, ещё больше искусства обольщения можно подсмотреть в пластике восхитительного квартета из двух соблазнительных парочек - это дочка Журдена Люсиль (Анастасия Богатырёва) со своей служанкой Николь (Анастасия Тимушкова) и её возлюбленный Клеонт (Владислав Миллер) со своим находчивым слугой Ковьелем (Станислав Смышников). В сердцах даже самых скучных зануд и скептиков этот «вулкан страстей» разожжёт настоящее пламя!
Ничто человеческое не чуждо и благородным представителям высшего сословия, Маркизе Доримене (Ксения Утехина) и Маркизу Дорант (Никита Уфимцев). Их чарующая румба буквально завораживает и пленяет.
Одна из сюжетных линий, изящно интегрированных в действие, посвящена турецкому султану. А какой Восток без танцев живота? Трио великолепных актрис, Яна Сексте, Арина Автушенко и Наталья Качалова, так лихо отплясывает танец живота, что у публики нет никаких сомнений, что они специализируются на этом всю свою жизнь.
Некоторые сцены выстроены на грани фола, но ни в одном мгновении постановки нет пошлости и примитива, зато много куража, неиссякаемой энергии и неуёмной фантазии!
Над хореографией и музыкальной составляющей спектакля работала потрясающая команда: режиссёр по пластике Леонид Тимцуник, хореограф Александр Лимин (он исполняет роль учителя фехтования), постановщики сцен фехтования Виктор и Олег Мазуренко, педагог по бальным танцам Елизавета Дивак-Никовская, педагог по восточным танцам Анна Жлудова. Обрамляет хореографическое мастерство многогранная музыка композитора Алексея Айги, о музыкально-поэтических спектаклях которого мы неоднократно рассказывали в своих репортажах.
Павел Шевандо продемонстрирует блестящий вокал, профессионально исполнив оперную арию, словно звезда Большого или Мариинского театра. Владислав Миллер, Севастьян Смышников, Анастасия Богатырёва и Анастасия Тимушкова ловко отобьют чечётку, а присоединившаяся к трио Восточных танцовщиц Милана Бру добавит ещё больше «перчинки» и «остринки» в этот коктейль счастья и фонтан энергии, в котором так гармонично миксуются разные вкусы и настроения!
Происходящие в спектакле «МОЛЬЕР, avec amour» события, словно «кубик-рубик», вызывают бесконечное множество аналогий и параллелей.
Например, какие ассоциации у нас вызывает модный показ и дефиле?
С одной стороны, праздник, блеск, роскошь, изысканная атмосфера эпатажа и гламура! Какие-то вещи кутюрье навсегда останутся только на подиумах, какие-то уйдут в народ, станут трендом на долгие годы, которому мы будем следовать.
С другой стороны, подиум и дефиле на сцене - изящная, искусная ирония над «брэндоманией»: погоней за новыми коллекциями и пафосной помпезностью, на которую многие настолько падки, что обложка и внешний вид человека становится для них приоритетнее красоты души и интеллекта. Эта ассоциация изящно коррелируется и с поведением грезящего о дворянском титуле Журдена: малиновые штаны, которые носят благородные особы, мещанину как бальзам на душу.
У любого подиума есть задняя часть: в спектакле «задник» сцены ловко трансформируется в портреты Булгакова и Мольера, которые с помощью распахивающихся дверей то соединяются друг с другом, как пазл, то разъединяются вновь.
Так всегда и во всём: у любой медали есть обратная сторона, как у театра кулисы. За невероятным праздником, который дарят артисты зрителям, стоит долгий, невероятно трудоёмкий, а порой мучительный творческий процесс, в котором важен не только талант, но и терпение, чувство партнёра и, конечно, фарт и фортуна!
Только артисты, постановщики и отчасти их близкие знают, какой титанический труд является фундаментом того, чтобы подарить людям праздник и сделать их жизнь добрее, насыщеннее и ярче!
Театром в театре вдохновлялась, наслаждалась и заряжалась корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.