Начало 20-го века для женской моды является практически полным продолжением прошлого столетия. Начало первого десятилетия (1900-1910) не показало значительных изменений в женском костюме. Если внешний вид оставался почти таким же – уже привычным и «праздным» – то сам костюм всё же был устроен иначе.
Существует теория, что мода всегда стремилась к свободе, что в будущем подтвердят Поль Пуаре, Коко Шанель и другие великие модельеры, без упоминания которых нельзя говорить об одежде 20-го века. В костюмах дам вырез стал более глубоким, если сравнивать с прошлым столетием, ткани стали легче, в связи с чем произошло облегчение внешнего силуэта платья. Строгий стройный силуэт фигуры подчёркивался корсетом. Юбки – в пол, удлинены сзади. Рукава платьев претерпевали незначительные изменения из года в год первого десятилетия. Это могли быть полностью прилегающие рукава, а могли быть пышные, подчёркивающие плечи, а-ля Белоснежка. Однако позже, вероятно, в целях практичности, юбки укорачивались и всё меньше покрывали пол, а количество складок и «рюшек» на них уменьшалось. С начала столетия мода уходила от праздности, всё больше и больше стремясь к комфорту, но желая сохранять привычные устои.
В начале века торжествует ампир, слегка надоевший, но уже привычный большинству женщин. Новое поколение позволяет себе больше фривольностей, упрощая и облегчая привычный женский костюм. Медийные незамужние женщины уже в тот момент могли предстать в сексуальном и откровенном (по меркам того времени) наряде. В начале века свой модный салон открывает Поль Пуаре. Его первой и самой знаменитой клиенткой становится Габриэль Режан, французская актриса.
Поль Пуаре начинает модную революцию, освобождая женщину от корсета. Он создаёт платье «La Vague», юбка которого продолжается под грудью, но сама одежда всё ещё закрывает всё тело. Теперь женщины носят свободные платья, а тюрбан, который станет одним из самых модных аксессуаров в будущем, используют в качестве дополнения, завершающего образ. Ещё одним ярким дополнением образа станет парфюм, созданный в это же время всё тем же Пуаре. Модный ассортимент расширяется. Выбора становится больше.
К концу десятилетия Поль Пуаре, давший женщинам возможность в буквальном смысле вдохнуть полной грудью, снова сковывает их. Он создаёт платья, вдохновлённые гейшами, в которых носящие их могут передвигаться лишь маленькими шагами, почти на цыпочках. Отсутствие комфорта снова торжествует. В творчестве Пуаре явно читается направление на восток: золотая вышивка, перья, бахрома, жемчуг и тюрбаны. В конце 1910 Поль Пуаре зовёт себя султаном, правя модным миром.
Первое десятилетие 20-го века стремилось к свободе, но люди всё ещё не выходили из привычных рамок, почти полностью закрывая себя, лишь аккуратно подчёркивая фигуру. Поль Пуаре – революционер, однако он не так долго находился на своём троне модной индустрии, о чём мы расскажем в следующих статьях цикла «Мода 20-го века».