Дети, которых не любили в детстве, превращаются во взрослых, которые не умеют любить... Это, пожалуй, аксиома, которая, как известно, не требует доказательств. О незакрытых детских гештальтах, фатальном одиночестве и тотальной нелюбви спектакль Евгения Марчелли «Жестокие игры», премьера которого состоялась на сцене Театра имени Моссовета 30 октября 2021 года.
В основе постановки - одноимённая пьеса Алексея Арбузова, написанная в 1978 года и широко известная благодаря легендарному спектаклю Марка Захарова в «Ленкоме». В последние годы этому и некоторым другим произведениям Алексея Арбузова театры не уделяли должного внимания, и очень жаль. Хочется поспорить со стереотипом о том, что пьесы талантливого драматурга со сменой эпох стали менее актуальными: фундаментом каждого произведения Алексея Арбузова является человеческая личность, а она с течением веков трансформируется гораздо медленнее, чем сменяются социальные устройства и модные тенденции.
В этом сезоне ведущие театры столицы представили несколько ярких премьер по пьесам Алексея Арбузова.
Два месяца назад мы рассказывали о премьере спектакля «Счастливые дни несчастливого человека» в Театре им. В. Маяковского: https://worldpodium.ru/news/premera-spektaklya-pritchi-schastlivye-dni-neschastlivogo-cheloveka-v-teatre-mayakovskogo-ne .
В стоп-кадре фотоаппарата или кинокамеры разворачивается хроника событий и биографий, но жизнь - это не кино, здесь невозможно сделать второй дубль и заново переписать ту или сцену.
Сценография и костюмы Анастасии Бугаевой также погружают в абстрактное пространство фотостудии - каждый из нас художник своей жизни, а какая палитра красок будет превалировать на холстах наших судеб, во многом зависит от нас самих.
В центре сюжета - три друга детства, которым вместе комфортно помолчать, 20-летние молодые парни, ментальный и моральный возраст которых гораздо выше - их почти невозможно порадовать, вдохновить и удивить: каждый день героев - бегство от себя.
Кай Леонидов в прекрасном воплощении Мити Фёдорова - один из представителей «золотой молодёжи», родители которого откупаются от детей деньгами, апартаментами, бездушными письмами, напечатанными на машинке, но забывают о том, что это не заменит внимания и участия, тепла домашнего очага и тёплых объятий мамы.
На вопрос, что на свете лучше всего, Кай, не задумываясь, отвечает: «Детство!». Именно детство является символом беззаботности, беспечности и искренней радости. Взрослого Кая невозможно порадовать, кажется, он, словно простейшая медуза, забыл, чтоб бывает позитивная гамма чувств.
Не замечая яркого спектра в красках жизни, художник неистово, а порой безумно, пытается воплотить его в своих картинах в стиле боди-арта и дриппинга. Хаотично выплёскивая краски на полотно, абстрактно визуализируя разные образы на телах гиперболизированных до вульгарности моделей, Кай безудержно пытается пробудить в себе ребёнка, который искренне и непосредственно умеет радоваться каждому мгновению. Словно пленник «Снежной королевы» из сказки Андерсена, Кай живёт в оцепенении, скованный ледяными айсбергами равнодушия и цинизма.
Второй друг - победитель олимпиад и покоритель женских сердец, Никита Лихачёв, которого в разных составах воплощают Нил Кропалов и Антон Поспелов. Представитель внешне вполне благополучной семьи, в которой каждый погружён в самого себя и не интересуется жизнью другого, пытается во всём быть лидером, наверное, тем самым обращая на себя внимание окружающих и пытаясь заполнить внутреннюю пустоту. И хотя «бубенчик» громко звенит, эти переливы далеки от настоящей музыки.
Третий друг - Терентий. В воплощении Ивана Расторгуева это более земной, но совсем не приземлённый парень, который находит отдушину в выступлениях в самодеятельности, где его никто не перебивает. Увлечённо читая отрывки из «Демона» Михаила Лермонтова или с наслаждением смакуя чай с ягодами, Терентий не может пережить обиду детства - простить отца-алкоголика, из-за которого маленький мальчик перенёс много горя. Может быть, поэтому он почти по-отечески заботится о флегматичном Кае, подсознательно пытаюсь окружить друга той заботой, которой был лишён сам.
Образ отца Терентия, которого блистательно воплощают Виталий Кищенко и Александр Бобровский, тоже очень узнаваем: он признал и осознал неисправимые и неумолимые ошибки своего прошлого, мужчина готов на всё, чтобы сын простил его.
Показателен и отчим Кая в воплощении Дмитрия Щербины и Александра Яцко: молодому мужу матери взрослого сына абсолютно неинтересны проблемы пасынка, у него есть гораздо более весёлые и интересные дела.
Словно призрак, в одной из сцен возникает мать Нели (Лариса Кузнецова), слишком поздно раскаявшаяся в изгнании дочери из дома и причастности к убийству её нерожденного ребёнка.
И, наконец, главная героиня этой истории. С куклой, напоминающей о ребёнке, которому не суждено было появиться на свет, возникает на пороге квартиры Кая Неля (Екатерина Девкина). Эпатажная девушка, которая за свои 19 лет жизни уже неоднократно успела разочароваться в людях, борется за своё место под солнцем: за внешней эксцентричностью Неля прячет ранимую душу. Платить «телом» за ночлег для неё норма, но в глубине души этого «тела» ещё теплится огонёк надежды и веры в то, что не все люди жестокие. Может быть, поэтому в нарядах Нели превалирует розовый цвет - её «розовые очки» веры в человечество ещё не разбиты. К Никите, кажется, героиня проникается вполне искренним чувством, а, может быть, это иллюзия, и она просто играет со смазливым парнем?
Непохожий на всех тех, кого она встречала раньше, таёжный врач Миша Земцов, словно маяк надежды, на время пробудит в Неле веру в людей, но незавидная судьба героя, которого тонко и чутко воплощает Антон Аносов, разобьёт иллюзии девушки о возможности романтичной сказки в реальной жизни.
Персонаж Антона Аносова, кажется, самый положительный, честный в этой истории людских противоречий, сомнений и страданий. «Неосторожно мы к жизни относимся, невнимательно!» - говорит Миша в одной из сцен. Но, увы, и его жизнь совсем не похожа на тихую гавань семейного счастья и благополучия.
Герой искренне любит свою жену Машу (Ирина Климова и Яна Львова), которая намного старше его. Но для выросшей в детдоме Маши таёжная свобода и открытие месторождения нефти становится гораздо важнее рождения и воспитания собственной дочери, которую она, как кукушка, готова бросить на произвол судьбы…
За кадром сцен в тайге звучит гул вертолёта, воет пурга, а в комнате Миши и Маши вверх ногами лежит выкорчёванная таёжная ель, которая в данном контексте не атрибут Нового года и надежды, а наоборот, утрата почвы под ногами и корней, дисбаланс и диссонанс.
В одну из мизансцен, словно летний дождь и весенняя гроза, вторгается хор в цветных дождевиках и бахилах, в котором задействована почти вся труппа театра - актёры разных поколений и регалий.
Многоголосье великолепных голосов, как заклинание или манифест, поёт знаменитый хит «All I Need Is Your Love Tonight». Эта масштабная сцена - трагическая метафора, символизирующая, что «страшнее нету одиночества, чем одиночество в толпе».
Наверное, поэтому ярким в их жизни являются лишь дождевики, а наслаждение радугой эмоций для них невозможно. Хаотичные «картины» которые рисует Кай, разноцветные дождевики, даже огромная собака из воздушных шаров… «воздушные замки» иллюзий.
На занавес «Жестоких игр» вынесен эпиграф из пьесы Алексея Арбузова, который, в свою очередь, позаимствовал его в пьесе Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вулф»:
«…потом он подрос…
Ходил на прогулку… и шёл между нами, дав каждому ручку,
Зная, что мы поддержим и научим его уму-разуму,
Чувствуя нашу нежность и даже любовь…»
Это слова нерождённого ребёнка, а, может быть, аллюзия к тому, чтобы мы не убивали в своём сознании наивных и непосредственных детей, которые смотрят на мир широко открытыми глазами, мечтают, фантазируют, стоят планы и воплощают их в жизнь? Для детей нет границ и барьеров, каждое мгновение для них - возможность, дети точно знают, что волшебные сказки бывают в реальности! Но в процессе взросления многие люди, столкнувшись с подлостью, предательством и равнодушием, обрастают колкими шипами безразличия и цинизма, словно защитным панцирем, отгораживаются от внешнего мира, теряют способность отличать добро от зла и навсегда забывают чувство полёта на «крыльях фантазии», начиная играть в «Жестокие игры».
Градус отношений героев друг с другом и с самими собой накалён до предела, словно оголённый электропровод: они ведут «Жестокие игры» не только с окружающими, но и с собственным сознанием, а оно гораздо более непредсказуемый и опасный противник, чем все армии мира.
Спектакль Евгения Марчелли о действительно жестоких играх современных людей, которые утратили чувство эмпатии, сочувствия и сострадания не только к ближнему, но и к самим себе, погрузились в аморфное равнодушие и безразличие жизни по инерции. А по накатанной дороге, как известно, велик риск быстро скатиться в пропасть, выбраться из которой порой бывает не под силу.
Маша, одумавшись, забирает к себе родную дочь, Терентий впервые называет Константинова отцом, а Неля и Никита застывают в финальном стоп-кадре. Дальнейшую судьбу всех героев каждый зритель нафантазирует сам, но благодаря "Жестоким играм" Евгения Марчелли публика имеет возможность пересмотреть фотохронику своих поступков, мыслей, желаний и амбиций и понять, что детство навсегда остаётся в наших сердцах.
За «Жестокими играми» наблюдала корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии: пресс-служба Театра Моссовета (Елена Лапина и Кристина Вануни)
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.