Вслед за навсегда ушедшим в вечность новатором Борисом Моисеевым в возрасте 69 лет от сердечного приступа в Каире скончался выдающийся режиссёр Франко Драгоне, который ещё при жизни стал классиком и легендой!
С его именем, прежде всего, связан мировой успех Cirque du Soleil - Франко Драоне поставил девять фееричных шоу, среди которых «Nouvelle Experience», «Saltimbanco», «Alegria», «La Nouba», «O», «Quidam», «Mystere».
В собственной компании Dragone режиссёр, словно добрый волшебник из сказки, воплощал в жизнь гениальные идеи и делал невозможное реальностью. Благодаря Селин Дион с Франко познакомился Король Российской эстрады Филипп Киркоров.
Именно этот режиссёр воплотил грандиозное шоу «Я», приуроченное к юбилею Филиппа Киркорова и покорившее весь мир.
Филипп Бедросович скорбит по ушедшему режиссёру, который стал ему настоящим другом:
«Гений, до знакомства с которым, Я, Филипп Киркоров, был совсем другим, в сотрудничестве, с которым, не буду льстить себе, а отдам должное Маэстро, приблизился к сценическому абсолюту, а после которого… останусь тем, чьи шоу, чьи песни, чьи мысли будут всегда… мыслями a la Dragone»… Вечных тебе аплодисментов, гений! Вечных тебе аплодисментов, друг!»
В блоге ПТЖ ( источник - https://ptj.spb.ru/blog/pamyati-franko-dragone/ ) Франко Драгоне проводил в Вечность его многолетний соратник, режиссер и хореограф Павел Брюн:
«…Мы встретились с ним в 1989 году в Квебеке, куда по чьей-то доброй воле (или, скорее, недосмотру) нас с Валентином Гнеушевым выпустили из СССР для знакомства с недавно зародившимся и весьма ярко заявившим о себе канадским цирком Cirque du Soleil. И уже тогда очевидным «сердечником творческого реактора» этого молодого и даже еще совсем неумелого цирка был удивительно живой в каждом своем движении, темноглазый неаполитанец Франко Драгоне.
По мизерной сумме каких-то междометий и штрихов в обычном диалоге мы с Франко поняли друг друга практически мгновенно. Точнее, не «поняли» (потому что в «поняли» сидит какая-то заунывная законченность!). Мы начали взаимодействовать. Слушать и слышать. Смотреть и видеть.
И в последующие тридцать лет наше с ним взаимодействие, зачастую оборачивавшееся весьма жесткими и беспощадными сторонами к нам обоим, вылилось в 5 шоу Cirque du Soleil, шоу «A New Day» для Селин Дион и LE REVE (оба в Лас-Вегасе), «Я» для Филиппа Киркорова в России, LA PERLE в Дубае и в великое множество замыслов, о которых мы говорили и писали друг другу еще несколько часов назад. Несмотря и вопреки…
…Как часто мне, в ходе бесконечных и изнуряющих репетиций, приходилось оказываться в числе тех, кто «знает, КАК БУДЕТ ЛУЧШЕ», именно в тот священный момент, когда парадоксальное существо Франко Драгоне лишь только начинало «чувствовать, КАК НЕОБХОДИМО». Но наши с ним драгоценные взаимоотношения были и останутся драгоценными и тем, что мы всегда, зачастую дорогой ценой, давали друг другу право на ошибку. И шанс понять ее и исправить…
Споры о том, что такое Cirque du Soleil — «театрализованный цирк» или «театр с цирковым ингредиентом» — еще вчера казались бесконечными. Но вчера судьба поставила в этих спорах весьма ощутимый и жесткий знак препинания: Cirque du Soleil — это в первую очередь режиссерский метод Франко Драгоне. Не соблазнительные для торопливого глаза мегамиллионные бюджеты, вложенные в архисложные сценические эффекты и приспособления, а выразительный человек в пустом пространстве — вот приоритет и основа мироздания Франко Драгоне, которыми он никогда не поступался.
Многие ученики, независимые последователи или даже оппоненты Франко — Даниэле Финци Паска, Робер Лепаж, Мишель Лаприз и другие — подхватили океанскую волну, поднятую девятью шоу, сделанными Франко в Cirque du Soleil. Кто-то из них мыслит и чувствует сходно с Франко. Кто-то совсем иначе. Не об этом речь. И не о «праве первородства», которое, как мы знаем, иногда выменивается и на чечевичную похлебку. Речь о Памяти.
И о благодарности за Дерзновение и Риск…
…Первейшими словами Франко при начале новой работы с артистами над новым шоу всегда были «Let’s shake the Stage!» — «Давайте встряхнем Сцену!».
И в этом не было панибратства или фамильярности. В этом было неподдельное желание увидеть пробужденного артиста в пустом пространстве. Встряхнуть не для того, чтобы повредить. Встряхнуть, чтобы добиться и услышать резонанс. И войти в диалог, в сотворчество, в созидание. В диалог, над которым бессильна даже смерть».
Как и ранний уход Бориса Моисеева, безвременная кончина Франко Драгоне для издания World Podium - очень личная утрата.
Напомним, что с момента зарождения идеи шоу «Я» до его триумфального покорения мира мы освещали этот уникальный проект.
О том, как начиналось шоу «Я» - репортаж Романа Родина с пресс-конференции в преддверии старта кастинга в балет, которая состоялась осенью 2015 года: https://worldpodium.ru/news/zhdite-my-idem
Репортажи об эпохальном «Шествии шоу «Я» по миру» аккумулируются в нашем издании в отдельной рубрике: https://worldpodium.ru/kategoriya/shestvie-po-strane-shou-ya
Одна из цитат Франко Драгоне:
«Каждая мелочь, даже самая тривиальная, может быть изобретена заново с помощью воображения, как если бы она была увидена глазами ребенка».
Скорбим по гениальному творцу и фантазёру.
Будем стараться продолжать Его дело - «сотрясать сцену» трудом, творчеством и талантом!
Корреспондент - Бурулева Юлия
Фото - Архив World Podium