Иллюзорность триумфа: азартные и амбициозные «Игроки» на сцене Московского академического театра сатиры

Новости

Иллюзорность триумфа: азартные и амбициозные «Игроки» на сцене Московского академического театра сатиры

Иллюзорность триумфа: азартные и амбициозные «Игроки» на сцене Московского академического театра сатиры

«Игроки» Николая Васильевича Гоголя - одна из бессмертных классических пьес: актуальность этой комедии, изданной в 1842-ом году, поражает и восхищает, а гиперболизированные персонажи, пожалуй, никогда не утратят своей современности, ведь страсть к хитрости, лукавству, плутовству и интригам в людях неискоренимы, как и жажда лёгких денег и стремление нажиться.  Парадоксально, но факт: это гениальное произведение великого классика считается незаконченной работой, хотя в «Игроках» все каноны драматургии соблюдены не просто идеально, а, словно в карточной колоде, разложены «по мастям».

 1 и 2 ноября на сцене Московского академического театра сатиры  режиссер Альберт Хасиев представил первую премьеру в год  100-летия  легендарного театра на Триумфальной площади - в спектакле "Игроки" молодой талантливый режиссёр погрузил героев Гоголя в атмосферу интриги и захватывающего детектива. 

В центре сюжета – картежник высшего класса Ихарев, честолюбивый авантюрист, считающий себя непобедимым. История провинциала, ставшего жертвой своих больших амбиций, разворачивается на протяжении одной ночи. Волею судьбы он оказывается вовлеченным в азартную игру и сам не замечает как из афериста и шулера превращается в добычу ещё более опытных и проницательных «Игроков».

Художественный руководитель Театра сатиры, народный артист России Евгений ГЕРАСИМОВ:

«Когда режиссер Альберт Хасиев поделился со мной идеей спектакля, я сразу понял, что нас ждет яркая, интересная постановка, которая займет достойное место на театральной карте Москвы. Убежден, что «Игроки» украсят репертуар театра в такой значимый для нас юбилейный год. И, конечно, планируем порадовать зрителя множеством премьер!»

Режиссер спектакля Альберт ХАСИЕВ:

«Игроки» - одна из немногих пьес в литературе, где вместе с главным героем обманывается читатель и зритель. Мы стараемся докопаться до той самой гоголевской фантасмагории, где есть место таинственности и некой чертовщине. И пытаемся достичь этого с помощью острого существования артистов, пластики, гротеска, буффонады и детектива, благодаря чему артисты ярко и остро раскрывают образы, обнажая подтексты, вторые планы своих персонажей.

ИЛЛЮЗИЯ ТРИУМФА

Все мы знаем, что жизнь - игра, но в этой непостижимой игре невозможно до конца «исследовать глубину познаний». Мы порой забываем об иллюзорности действительности: всё то, что мы видим, слышим, чувствуем и делаем, как правило, интерпретируем сквозь призму своих (а порой чужих) иллюзий - всё относительно и условно.

Сюжет премьерных «Игроков» строится на иллюзии достоверности, в которую главный герой-шулер вовлекается виртуозными мошенниками – не столько карточными приемами, сколько тонкой спекуляцией на воображаемых ценностях и человеческой добродетели.

Автор сценографии и костюмов Андрей Климов создал на сцене невероятно-красивое и атмосферное пространство: роскошное казино, где ставки высоки, а амбиции непомерны. Изысканный красный бархат и роскошные люстры, изящные подсвечники и другие предметы интерьера, а ещё….чемоданы и сундуки! Тонкая метафора одержимой жажды наживы и излишних накоплений, которые так присущи большинству представителей меркантильного общества потребления и навязанных ценностей. Наряды героев концептуально продуманы и подчёркивают их индивидуальность.

В образе Ихарева предстаёт Сергей Шнырёв. Актёр во всей гамме чувств воплощает терзания меланхоличного интроверта, одержимого жаждой «сорвать куш» ещё больше того, который фортуна уже ему подарила.  Но главный герой даже не предполагает, что станет пешкой в виртуозно разыгранной партии с привлечением подставных лиц и вымышленных событий, ловко спланированных ситуаций. В другом составе в роли Ихарева - режиссёр Альберт Хасиев.

Ферзём в игре с Ихаревым станет коварный, хитрый, изворотливый Степан Утешительный (Сергей Климов), который поставит «роли» для своих друзей и подельников и срежиссирует спектакль по обману "своей жертвы" без сучка и задоринки. Тонкий психолог и опытный шулер создаёт образ очаровательного простачка, от которого не ждёшь никакого подвоха и удара в спину, но именно этот чудаковатый герой является «серым кардиналом», искусно придумавшим и продумавшим всю стратегию происходящего. 

Помогут Утешительному в этом его «правая» рука, харизматичный, обаятельный, импозантный и брутальный Петр Петрович Швохнев (Игорь Лагутин) и «левая» - педантичный Полковник Кругель (Кирилл Анисимов, в другом составе – Александр Багрянцев).

Консервативного, солидного, мужественного Глова-старшего великолепно воплощает Юрий Васильев (в других составах - Юрий Нифонтов и Пётр Ступин). Ох, сколько же жизненной мудрости и опыта прожитых лет в этом колоритном персонаже, искренних переживаний за нерадивую молодёжь и неокрепшие умы! Никогда и не подумаешь, что эти речи произносит опытный мошенник и манипулятор!

Глов-младший (Максим Финогенов)  – олицетворение  неиссякаемой энергии, задора и куража юности!

Каждый актёр придаёт своему герою особую индивидуальность и колорит и для каждого персонажа Альберт Хасиев нашёл яркие приметы и отличительные черты темперамента.

Игра, как известно, Женщина, и как истинная леди, она очень капризна, противоречива, непостоянна, но так прелестна и притягательна!

В произведении Гоголя нет женских персонажей, в спектакле Альберта Хасиева прекрасная леди присутствуют в виде фантазий воображения: Янина Студилина восхитительно воплощает колоду карт, чарующую и пленительную Аделаиду, кокетливо вовлекающую героя в пучину соблазнов и амбиций. Аделаида не произносит за весь спектакль ни слова – этот образ решён языком танца.

Альберт Хасиев в тандеме с блистательными актёрами театра сатиры и высокопрофессиональной командой спектакля поставил не только драматический, но и пластический спектакль: движения героев порой гораздо более красноречивы, чем их речи, а танцевальные перформансы Янины Студилиной – отдельное эмоциональное и эстетическое, а в танце живота – даже эротическое удовольствие (разумеется, всё в рамках приличий)! Хореография и пластика -  Албертс Альбертс.

Вдвойне удивительно, что такой масштабный, многослойный и метафоричный спектакль поставил режиссёр-дебютант – в «Игроках» продуманы даже мельчайшие детали и нюансы. Изящная ирония, гротеск, сатира и тонкий юмор великого классика транспонировались на сцене в великолепный спектакль, острый, ёмкий и хлёсткий!

«В свете нужна тонкость. Я смотрю на жизнь совершенно с другой точки. Этак прожить, как дурак проживет, это не штука, но прожить с тонкостью, с искусством, обмануть всех и не быть обмануту самому – вот настоящая задача и цель!» -  кого из нас с разной степень периодичности не посещают такие мысли?

Многие из нас по природе падки на лёгкие деньги и склонны к авантюрам, и, увы, этот порок крайне сложно поддаётся лечению. Ихарев убеждён, что «игра - это не плутовство, а ремесло!» Он знает, что весьма преуспел в виртуозном шулерском ремесле, только вот окрылённый успехами герой утратил бдительность и забыл, что самый опытный игрок тоже может потерпеть фиаско.

В своём стремлении стать кукловодом, а не марионеткой, даже опытный шулер может попасть на крючок хитрого манипулятора, так стоит ли пытаться плутовать? Может быть, просто жить честно, не пытаясь кого-то обманывать и что-то выгадывать? В спектакле «Игроки» изящно и искусно синхронизируются многочисленные параллели и аллегории с обществом, а, может быть, и с каждым из нас. 

В ближайшие месяцы «исследовать глубину познаний» и сыграть в партию в тандеме с брутальными «Игроками» можно 17 ноября, 18 и 29 декабря, 5 и 25 января.

 

За захватывающей «Игрой» наблюдала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Московского академического театра сатиры  

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь