Каждый из нас знаком с Великим романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: степень интереса публики к этому многогранному и многослойному философскому произведению невероятно велика, людей во все времена интересовали загадки мироустройства и разнообразные факторы, влияющие на нашу цивилизацию. Роман неоднократно экранизировали в кинематографе и инсценировали в лучах Мельпомены - каждый режиссёр и актёр, как и каждый читатель, интерпретирует этот шедевр сквозь призму своей личности и своего мировоззрения.
В основе невероятно масштабной и мощной постановки, которая, без сомнения, стала событием, история прокуратора Понтия Пилата, рассказанная Михаилом Булгаковым в гениальном романе "Мастер и Маргарита". Как правило, этой части произведения не уделяют должного внимания, некоторые и вовсе трактуют содержание рукописи Мастера, как иллюзорную фантазию, а, между тем, этот вектор, одна из важнейших философских частей гениального романа.
Прокуратор Иудеи, принявший решение тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана представлен личностью, полной противоречий, контрастов и трагических парадоксов, терзаемой своим решением – он, словно «узник вечности», не может обрести покой и освободиться от огромного камня, к которому приковал его грех - смертельный приговор Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат пытался спасти невиновного, но стал жертвой своей трусости. И это бремя для него оказалось непосильным.
Сложнейшую роль Понтия Пилата в разных составах во всей палитре чувств проживают Александр Балуев и заслуженный артист России Максим Аверин. Безусловно, каждый из выдающихся актёров находит свои краски и акценты этой роли, передавая весь её трагизм и драматизм.
В сцене допроса Иешуа (в разных составах – Роман Богданов и Дмитрий Ломакин) и во всём последующем развитии событий публика видит мучительные терзания Пилата и его расплату. Да, Пилат пытался добиться помилования Иешуа, но из-за коварных интриг оправдать было решено страшного преступника и разбойника, а праведника – казнить.
Трусость – один из самых тяжких грехов, а каждое сказанное слово и принятое решение может стать фатальным не только для, того кто делает тот или иной выбор, но и для человечества. Эти темы рефреном пронзают весь спектакль, который резонирует в сердце и затрагивает субстанции, в той или иной степени волнующие каждого.
Во времена, когда каждый член общества проходит проверку на человечность, особенно важно говорить о милосердии и сострадании – эти качества ни при каких обстоятельствах не должны исчезнуть из природы человеческой личности.
Гонимый и преданный, но не раздавленный и не разочаровавшийся в людях Иешуа, даже перед распятием убеждён, что «Все Люди Добрые», и ему веришь, в Него веришь!
В колоритном образе Воланда – великолепный Александр Домогаров. Народный артист России воплощает этого персонажа таким, каким его себе представляешь. Для Александра Юрьевича художники придумали очень оригинальный «говорящий» грим, точно обрамляющий образ, но блистательный актёр не пытается спрятаться за гримом: тонкий психологизм роли он передаёт и глазами, и душой, и пластикой, и магнетическим голосом...
В какой-то степени Воланд – символ вечности и мудрости, олицетворение неискоренимых человеческих пороков, над которыми он ловко и изящно иронизирует. Балансируя между добром и злом, благородством и подлостью, Воланд, являющийся антагонистом и представителем тьмы, снова и снова говорит, что не бывает исключительно отрицательных и абсолютно положительных людей. С каким достоинством Воланд даёт возможность Маргарите (в разных составах Анфиса Ломакина и Екатерина Шарыкина) изменить своё решение, спровоцированное Фридой. А как мощно звучит из уст Александра Юрьевича ставшая крылатой фраза: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» С каким спокойствием в финале Воланд даёт Мастеру возможность «освободить» Пилата от его тяжкого груза… Этот герой, который точно знает, что «рукописи не горят», снова и снова говорит, что у некоторых «тёмных сил» гораздо более строгий «кодекс чести», чем у тех, кто ловко, изящно и искусно прикрывается масками добродетели и благих намерений.
Каифа (Андрей Кайков) гораздо более подл, низок и омерзителен, чем Воланд.
Мастер (Максим Чиков и Константин Днепровский), хоть и не является центральным персонажем спектакля Александра Лазарева, но по-прежнему остаётся тем гениальным автором, который знает, что «правду говорить легко и приятно».
Другие персонажи независимо от сценического времени в спектакле наделены уникальной харизмой и определённой функциональной нагрузкой.
В каждой сцене, герое и диалоге завуалировано миллион смыслов и метафор, которые хочется расшифровывать и постигать сквозь призму своего мышления, сознательного и бессознательного…
«Роман» Александра Лазарева – постановка беспрецедентного масштаба и размаха, и это не пафосные слова, а констатация факта. По решению художника-постановщика и художника по костюмам Ольги Никитиной – задействована вся Большая сцена Театра Армии и вся машинерия – плунжерные подъемно-опускные площадки, два поворотных круга для создания постоянно меняющегося рельефа и объема, воздуха, для которого эта сцена создана. Впервые за много десятилетий открывается танковый подъезд, откуда появятся вороные кони.
Синтез изысканности и лаконичности, синергия философских смыслов и квинтэссенция эмоциональных чувств, смешение эпох и нивелирование границ между мирами….
В пластических хореографическим перформансах, филигранно поставленных балетмейстером Михаилом Колеговым, задействованы 60 танцовщиков!
Массовая сцена казни – одна из кульминационных в спектакле, она поставлена и воплощена феноменально! Четыре всадника Апокалипсиса на бравых конях - отражение фатальности судьбы и её предопределённости. Едва ли даже видавшие виды театралы вспомнят, чтобы сразу несколько вороных коней наравне с людьми участвовали в драматическом спектакле. Сцену чудовищной казни продолжает мощнейший вокальный плач, который доносит до людей фатальность произошедшего. Концептуально пластический рисунок спектакля обрамляет его драматургию – движения свиты Воланда и обычных горожан кардинально отличаются.
Центральный элемент сценографии – гигантский камень, в котором тоже скрыто множество аллегорий и ассоциаций. Главная из них – тот груз, который терзает Понтия Пилата и не даёт ему обрести покой в Вечности.
Световая партитура придаёт действию особую магию и мистику. Художник по свету — Евгений Виноградов.
Заслуженный артист России, композитор Николай Парфенюк, более 30-ти лет работавший с великим мастером Марком Захаровым, написал удивительную и обволакивающую музыкальную партитуру, переносящую зрителя сквозь пятое измерение, сквозь время.
В финале спектакля Мастер с лёгкой (или тяжёлой?) руки Воланда освобождает Пилата и происходит стремительная телепортация из прошлого в настоящее, где расположился Кабинет писателя в Советской Москве и другие «говорящие» интерьеры. В этом очень много метафоричного символизма: связь времён незыблема и непоколебима, и люди, живущие во все века, не должны забывать, что за любое решение придётся нести ответственность…
СПЕКТАКЛЬ-СОБЫТИЕ
Ранее мы рассказывали о философском «Беге» по знаковым страницам истории, поставленным Александром Лазаревым в «Ленкоме Марка Захарова» (рецензия по ссылке: Философский «Бег» по эпохальным страницам истории: премьера пронзительного, масштабного и многогранного спектакля в театре «Ленком Марка Захарова» https://worldpodium.ru/news/filosofskiy-beg-po-epohalnym-stranicam-istorii-premera-pronzitelnogo-masshtabnogo-i ) и о потрясающей «Поминальной молитве» Марка Захарова, которую Александр Александрович трепетно, бережно и проникновенно восстановил на родной сцене для этого культового спектакля (рецензия по ссылке: Эпохальная «Поминальная молитва» в театре «Ленком Марка Захарова»: «Путь каждого записан в книге судеб!» - https://worldpodium.ru/news/epohalnaya-pominalnaya-molitva-v-teatre-lenkom-marka-zaharova-put-kazhdogo-zapisan-v-knige). Нет никаких сомнений, что Марк Анатольевич Захаров из другого мира радуется и гордится успехами своего ученика.
«Роман» стал первым спектаклем, поставленным Александром Лазаревым в Театре Российской Армии в статусе Главного режиссёра, и можно смело сказать, что в этой уникальной постановке многогранный актёр и режиссёр в тандеме с командой и блистательными артистами аккумулировал всё мастерство и колоссальный опыт, наработанный годами.
«Роман» Александра Лазарева - творческий и человеческий триумф, спектакль, с первых показов вошедший в Историю театрального искусства.
И хотя «факт — самая упрямая в мире вещь», в данном контексте это аксиома, которая, как известно, не требует доказательств: эпохальный «Роман» непременно надо видеть и он вызывает непреодолимое желание вернуться и вновь погрузиться в эту невероятную атмосферу.
В ближайшие месяцы «портал» сквозь время на самой большой драматической сцене в Европе откроется 16, 18 февраля и 12, 13 марта.
В невероятный «Роман» погружалась корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии – пресс-служба Театра Российской Армии
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.