Наша жизнь, словно поезд метро, стремительно мчащийся на бешеной скорости...В течение столетий, в результате влияния тех или иных факторов меняются ценности и нравы, трансформируются тенденции и правила, но неизменны глобальные ориентиры и чувства, которые в большей или меньшей степени испытывает каждый человек. Вероятнее всего, по этой простой закономерности, также как и в 19 веке, в 21 столетии нам близки персонажи Фёдора Михайловича Достоевского. Творческое наследие Достоевского, словно безграничный лабиринт, преодолевая который можно взглянуть со стороны на наш мир, со всей его гаммой чувств - страстями, сомнениями, страхами, преодолением и бесконечной борьбой человека с самим собой.
С 20 января по 26 февраля в Театре Мюзикла новый блок спектакля «Преступление и наказание». Премьера состоялась в марте 2016 года и была приурочена к 150-летию выхода романа Федора Достоевского.
Музыка Эдуарда Артемьева, созданная более 35 лет назад, либретто легендарного Юрия Ряшенцева воплотились в затейливом рисунке режиссёра-постановщика спектакля Андрея Кончаловского, ставшего триумфатором прошедшего «Золотого орла» за фильм «Рай». Пока «Рай» приковывает внимание зрителей в кинотеатрах, «Преступление и наказание» в Театре Мюзикла спешат увидеть москвичи и гости столицы.
К слову, многие посмотревшие спектакль год назад, возвращаются повторно, это неоспоримый показатель интереса и признания публики. Ещё больше подогревает внимание зрителей тот факт, что спектакль номинирован на престижную премию "Золотая маска" сразу в 6 категориях, в том числе претендует на звание «Лучший спектакль».
Всем нам известно, что каждый спектакль – не статичная субстанция, а живой организм, который в процессе развивается и трансформируется. С момента премьеры прошёл почти год, но «Преступление и наказание» продолжает совершенствоваться. Например, к новому блоку практически полностью видоизменена начальная ария постановки.
Создатели спектакля пошли на рискованный шаг – телепортировали героев бессмертного романа в реалии лихих 90-ых, растворив время в сценическом пространстве, стерев границы, стереотипы, предрассудки.
На сцене разворачивается Петербург, основное место действия - Сенная площадь. Повозки с лошадьми и телегами молниеносно транфсормируются в переходы и вагоны метро, уличные киоски, бары и площади, населённые маргинальными элементами.
Во всех героях с первых мгновений спектакля узнаёшь персонажей Достоевского, но они - в трактовке постановки абсолютно реальны в условиях недавней действительности.
Раскольников - молодой парень, стремящийся к справедливости, угнетённый и разочарованный жестокостью и беспринципностью происходящего вокруг. Именно непонимание и отрицание хаоса наталкивают юношу на мысль - Переступить черту. Извечный нетленный вопрос, который когда-либо задавал себе каждый: «Тварь я дрожащая или право имею?» Ох, как же сложно найти на него ответ! Летающий над сценой топор будоражит сердца зрителей, стирая грани между зрительным залом и сценическим пространством.
Также на характер и поведение Родиона влияют детские психотравмы, преследующие героя. Рефреном повторяется кошмарный сон - фрагмент детского воспоминания, где маленький Родя стал свидетелем жестокого обращения с лошадью и людской агрессии, беспочвенной, необъяснимой. Лошадь благодаря виртуозной работе профессионалов кукольной анимации выглядит абсолютно органично. Мы наблюдаем сцены городских бунтов и столкновения народа и властей, горящие мусорные контейнере, защитные щиты вооружённого оцепления.
В комнате парня висит портрет Ленина, он читает учения Маркса и Че-Гевары. Спектакль снова и снова показывает зрителю, что революция назревает в умах, насилие приводит не к прогрессу, а регрессу общества, и также постановка констатирует, что радикальные потрясения - путь в никуда.
И противовесом жестокости и ярости на протяжении всего действия встаёт Библия, святое писание и видеоряд с куполами церквей, заливисто переливающихся мелодичным звоном.
Ещё два занимательные рефрена, периодически возникающих в спектакле: уличный музыкант в форме афганца, вещающий свежие городские новости, и шарманщик, в котором абсолютно прозрачно узнаётся сам Достоевский, олицетворяющий честь и совесть.
Антипод достоинству – бесчеловечная старуха-процентщица, отнявшая паспорт у юной проститутки Сони Мармеладовой. Старуху на сцене блистательно воплощает мужчина – Антон Аносов. Символично, что при появлении процентщицы звучит хит 90-ых «Два кусочека колбаски...», атмосферно вписавшийся в действие.
Соня Мармеладова – совсем не наивная барышня 19 века, а вполне современная девушка, которая думает, что может за себя постоять и не верит людям. Ранимая «Веточка вербная», на чью долю судьба послала суровые испытания. Случайная встреча Раскольникова и Сони, искренние чувства героев, которые мы видим в финале, дарят публике надежду на исцеление всего общества и наталкивают на мысли, что гармония возможна, если сердце способно верить, надеяться и любить!
Хочется выразить восхищение актёрским ансамблем спектакля, в котором задействовано несколько составов актёров, каждый из которых пронзительно и мощно передаёт весь спектр эмоций в самой широкой амплитуде, дарит возможность зрителю поверить в происходящее и до мозга костей проникнуться действием.
В рок-опере участвует более 60 артистов. Раскольникова на сцене Театра Мюзикла великолепно воплощают: Станислав Беляев, Александр Казьмин, Александр Бобров и Денис Котельников. В роли Сонечки - Мария Биорк, Галина Безрук, Екатерина Новосёлова. Свидригайлов — Евгений Вальц, Александр Маракулин; Порфирий Петрович — Ефим Шифрин и Владимир Ябчаник.
Разумеется, следует отдельно сказать о техническом и художественном оформлении постановки. Декорации созданы по эскизам сценографа Мэтта Дилли, активно сотрудничающего со многими театрами мира. В спектакле используются новейшие инновационные технологии и достижения: как например, 6D-видеомэппинг, проецирующий изображения на любой движущийся предмет.
Костюмы, воплощенные по эскизам театрального художника Тамары Эшбы, творческий подход художника по гриму Марины Дьяковой наделяют каждого героя своим уникальным характером, стилем, настроением - от мрачного аскетизма до яркого гротеска, от меланхоличной грусти до эффектной сатиры. Черный колпак Родиона помогает ему скрыться от суровой действительности. Рваные лосины, малиновые пиджаки, цветные парики, шляпы, платки и другие детали колоритно обрамляют образ каждого персонажа.
Конечно, сколько людей - столько и мнений. Возможно, кто-то из скептически настроенных зрителей скажет, что такая интерпретация классики слишком смела и своевольна, а мы с уверенностью констатируем, что в каждой сцене этого великолепного спектакля ощущается незримое присутствие самого Достоевского, с его чутким отражением и глубинной философией личности.
Создатели сценической версии «Преступления и наказания», как и сам Достоевский, обнажили эпохальные проблемы человеческой личности, деградацию общества, обесценивание нравственных ценностей, ощущение фатальной несправедливости, агрессию, расчётливость и меркантильность. Какую бы политику не проводила государственная власть, какие бы нормы, идеи и ценности не пропагандировало общество, каждому времени - свой Раскольников, Соня Мармеладова, Порфирий и Свидригайлов.
Но спасением от всех напастей, конечно, служит Любовь и Вера, способность во что бы то ни стало оставаться Человеком!