Александр Зацепин: "Алла Пугачева раньше была иной"

Новости

Александр Зацепин: "Алла Пугачева раньше была иной"

Александр Зацепин: "Алла Пугачева раньше была иной"

Рыцарь советской эстрады- таким его помнят очень многие поколения зрителей. Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, композитор Александр Зацепин – легенда нашей эстрады. Впрочем, массовому зрителю просто мало известны и другие грани его таланта, а ведь творческий путь Зацепина начинался не с песен, а с балета «Старик Хоттабыч», музыка к которому стала дипломной работой Александра Сергеевича. Балет входил в репертуар Алма-Атинского театра оперы и балета 15 лет.

Сольные концерты автора 300 песен и музыки более чем к 120 фильмам и мультфильмам в 2016 – 2017 годах проходят в рамках юбилейного тура композитора, который отметил своё 90-летие. Так путь привёл Александра Зацепина и в Витебск на "Славянский базар", где мы с ним и побеседовали.

-Александр Сергеевич, Вы прожили очень долгую жизнь, и что в ней для себя Вы сами считаете важным?
- Поступил в Тюменское пехотное училище, участвовал в армейской самодеятельности, меня перевели в Новосибирский военный округ. Аккомпанировал, сам играл на музыкальных инструментах, мы ездили на гастроли. Стал сочинять пьески. Потом начал работать в Новосибирской филармонии, окончил Алма-Атинскую государственную консерваторию по классам фортепиано и композиции. В 1958 году переехал в Москву, где познакомился с режиссёром Леонидом Гайдаем, с ним мы сотрудничали много лет.
-Когда Вы поняли, что музыка- это Ваша судьба?
-Когда учился в музыкальной школе- вообще не думал об этом. В армии у меня командиром взвода был всем известный Матвеев, которого потом перевели в ансамбль Новосибирского округа- уже что-то было. Конечно, я и в детстве пытался уже что-то сочинять, но что получилось- все вы и сами знаете.
-В 1987-1988 годах Вы с Ильей Резником решили предложить пару песен Алле Пугачевой. Где они сегодня?
-Но бывают же неудачи... С Аллой Пугачевой в то время я не работал, работал я с ней до фильма "31 июня".
-А что сегодня у Вас с Аллой Борисовной?
-Мы с ней давно расстались, после фильма "Женщина, которая поет". Мы с ней раз в год, и то по телефону, общаемся. Кроме того, она пела на моем 75-летии.
– Есть ли сегодня у композитора кураж, чтобы сочинять такие же хиты, которые принесли ему славу в прошлые годы?
– А у меня сейчас нет ни поэта, ни исполнителя, который мог бы стать вровень с такой певицей как, например, Алла Пугачёва

-А почему с Резником не вышло?
-Может быть потому, что не те артисты- сам не знаю.
-Как относитесь к сегодняшним кавер- версиям на свои песни?
-Я приветствую, когда человек делает песню заново.
-А сегодня Вы что-то делаете, что-то пишете?
-Ну Вы понимаете, сегодня очень изменилась обстановка. Напишешь песню- и очень тяжело ее раскручивать. У меня сегодня в Санкт-Петербурге идет мюзикл, в Новосибирске идет мюзикл, и я не завишу вообще ни от чего. Да и нельзя забывать, что фильм- это мощная реклама песне, всегда была и остается сегодня.
-А как Вы относитесь к тому, что песни в фильмах стали называться саундтреками?
-А почему комиссионный магазин стал называться секонд- хендом? Мода на английские слова, далеко не всегда обоснованная.
В былые времена проходили актёрские пробы – сейчас это зовётся кастингом. Ну что ж, американцы живут по своим правилам, со своими традициями и языком. И мы – как американцы…
-Вы говорили, что не в восторге от сегодняшних исполнителей...
-Да, и не только у нас в стране.
-Есть ли у Вас ученики?
-Если глобально- то нет. Бывает, что приходят ко мне музыканты, которые по часу играют одну и ту же мелодию, и в конечном итоге играют хорошо- ну какие ж это ученики? Ко мне порой приходят лишь для того, чтобы узнать звучание той или иной песни, которую я написал когда-то.
Мне мои родные иногда говорят "ты пишешь для своего поколения...

-Как Вы относитесь к тому, что в советское время государство финансово участвовало в создании тех или иных шедевров, а сейчас фактически это исчезло?
-Да, со мной заключали договора на музыку, государство давало деньги на фильм, но существовала определенная смета... Не знаю даже, когда лучше- тогда или сейчас...
– Как вы обычно создавали песни: на готовые стихи или сначала сочиняли музыку?
– Это происходило по-разному, но обычно у меня всегда были какие-то заготовки: мелодии, которые я сочинял и держал, что называется, в столе. Так было с фильмом «Бриллиантовая рука»: Леонид Дербенёв принёс стихи, а у меня уже была музыка! Кстати, когда Леонида Петровича не стало, я предложил соавторство Ларисе Рубальской, но она отказалась: сказала, что не может писать стихи на мелодию.
-У Вас очень много совместных творений с Леонидом Дербеневым. Скажите, как вообще происходил процесс их рождения?
-У меня обычно музыка была раньше. 
-Бывало ли, что кинолента забывалась, а песня оставалась?
– Так произошло с кинолентой «Фантазии Веснухина». Песня «Волшебник-недоучка» в исполнении Аллы Пугачёвой стала хитом, хотя, кстати, сначала песня никому не понравилась и судьбу хита предрекали совсем другой. Или кинолента «Она с метлой, он в чёрной шляпе»… Сценарий был очень слабенький, он мне сразу не понравился, да и сегодня мало кто его вспомнит, как-то не пошёл он в прокате, но музыка звучит до сих пор.
– Извечная тема: художник и власть. А какие ваши отношения с власть предержащими?

– Нет, я не часто сталкивался с какими-то запретами. Иногда приходил на радио, а редактор передаёт – просили изменить то-то и то-то. Но я говорил: "Так звучит в фильме". И это всегда выручало.
-Сегодня многие исполнители, в том числе достаточно известные, пишут песни, не зная нот...
-Для того, чтобы писать песни, высшего образования не надо..

-Известный в Белоруссии Эдуард Ханок запретил исполнять пять своих давно известных песен. Как Вы к этому относитесь? Этот момент славы важен, чтобы упоминали авторов песни при ее исполнении?
-Конечно, этот момент важен, если ты работаешь, и работаешь много. Но всему же есть предел.
-Что Вам сегодня снится?
-Иногда- что сочинил хорошую песню. А когда проснешься- понимаешь, что это- полная галиматья.
-Как у Вас сегодня обстоят дела с авторскими вознаграждениями?
-У меня в этом плане проблем никаких нет. Тем более, что я эти вопросы веду не лично, а через своего представителя.
-Каков секрет Вашей молодости?
-Да какая ж уже молодость! Когда я делаю зарядку- мне так тяжело! А еще дочь, у которой я живу, постоянно говорит мне: "папа, тебе нужно ходить". А это мне тоже нелегко дается.

-Доводилось слышать, что главное в зарядке- улыбка. А для Вас?
-Ну вообще я стараюсь улыбаться в жизни. Только не всегда, к сожалению, это получается.
-Как Вы в целом относитесь к использованию технического прогресса в музыке?
-С техникой у меня всё хорошо. Не то, что я сам ее паял. Но когда появился первый компьютер- он у меня был.
-Считаете ли Вы себя человеком мира?
-Я остался русским, хоть и живу во Франции (у дочери, около Женевы).
-Пропадаете ли Вы в Интернете?
-В компьютере- да, в Интернете- нет.
-Что Вам сегодня интересно?
-Хотелось бы найти мюзикл русский, трагический, который бы напоминал французскую "Королеву Марго".
-С кем Вы сегодня из творческих людей общаетесь?
-С Геннадием Гладковым, да еще с несколькими поэтами.

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь