В далёком 1983 году драматург Александр Гельман написал пьесу «Скамейка», её путь к зрителям был непростым, но стойко выдержал все испытания - за 40 лет произведение неоднократно инсценировалось не только в России, но и за рубежом, и очень полюбилось публике. Пока существует человечество, во взаимоотношениях Мужчин и Женщин будут актуальны те же вопросы и проблемы, что волновали наших предков столетия назад: эпохи меняются гораздо стремительнее, чем человеческая личность.
23 ноября продюсерская компания М-АРТ представила премьеру спектакля «Скамейка», приуроченную к 90-летию драматурга Александра Гельмана и к 40-летию легендарной пьесы.
Продюсер спектакля - Анастасия Могинова. Режиссёр - Михаил Цитриняк, поставивший в Театре Вахтангова «Крик лангусты», «Медею», «Соломенную шляпку».
Прожить на сцене культовую историю о любви и одиночестве приглашены всеми любимые актёры, народная артистка России Алёна Яковлева и популярный актёр, режиссёр, продюсер Александр Самойленко.
Алёна Юрьевна и Александр Валерьянович знакомы со студенческих лет, они вместе снимались в телесериале «Бухта страха», а в этом году судьба свела их на театральной сцене.
В сентябре на основной сцене Театра имени Гоголя состоялась премьера спектакля «Дядюшкин сон», в котором Алёна Яковлева блистает в главной роли, а Александр Самойленко является сопродюсером. Спектакль мгновенно стал одним из самых знаковых событий сезона, подробнее о нём можно почитать в рецензии (Эклектичный «Дядюшкин сон» в Театре имени Гоголя - экспрессивные «обломки аристократии» на сцене театральной Москвы!) и в эксклюзивном интервью Алёны Яковлевой нашему изданию (Алёна Яковлева: «Задача театра - потрясать!»).
«Скамейка» - очень камерная, душевная, трепетная история о любви и одиночестве, которую признанные мастера сцены проживают во всей гамме чувств и палитре эмоций.
Героями «Скамейки» являются два непохожих друг на друга человека - Она и Он, Мужчина и Женщина, запутавшиеся в своих судьбах и заблудившиеся в лабиринтах желаний, иллюзий, сомнений, стремлений и страданий.
Действие происходит в Центральном парке культуры и отдыха одного из городов.
Подвыпивший мужчина пытается найти компанию в лице женского пола для того, чтобы вместе скоротать вечер и приятно провести время. Случайно или неслучайно на его навязчивые ухаживания откликается яркая, эффектная женщина в нарядном платье. Вдруг оказывается, что это их не первая встреча…
На первый взгляд, всё очевидно: импозантный ловелас ищет приключения и находит их в лице обаятельной разведённой женщины, матери-одиночки, которая в парке мечтает встретить того единственного, который уж точно будет на всю жизнь и с которым она никогда не совершит тех же ошибок, что с первым мужем. Но интуиция нас обманывает: на самом деле всё гораздо сложнее, чем кажется.
Затейливые повороты захватывающего, увлекательного сюжета «Скамейки» непредсказуемы: от ироничной комедии до лирической мелодрамы, от лихо закрученного детектива до психологического триллера и человеческой драмы.
Она совсем не так наивна и беззащитна, какой показалась в начале, в разных обстоятельствах героиня превращается то в проницательную леди, то в подозрительную женщину-следователя, которая не остановиться ни перед чем, чтобы добраться до истины, а в какой-то момент в ней снова просыпается хрупкая, сентиментальная девочка, которая грезит о беспечном счастье и воздушных замках - загородном доме и уютном семейном гнёздышке.
Он - отнюдь не безнадёжный мачо, а скорее ранимый, трогательный мальчишка, который прячет за вымышленными именами и историями личную боль и драму: мужчина настолько запутался в своих сомнениях, соблазнах и страстях, что, кажется, сам начинает верить в ту ложь, в которой пытается убедить героиню.
Благодаря камерному пространству сцены все зрители чувствуют себя частью происходящих событий - они словно гуляют по атмосферному парку, в котором начинают падать первые осенние листья. Умиротворение и покой могут резко смениться дождём и ураганом - не только в парке, но и в жизни, где всё хрупко, зыбко и непредсказуемо.
Сценография - Янина Куштевская. Музыка композитора Бориса Кинера обрамляет каждую сцену особым настроением, от беспечного флирта до драматичного трагизма.
Время действия весьма условно - история вне эпохи и географии, она не про водителя-бабника и не про одинокую разведённую контролёршу чулочно-носочной фабрики: спектакль про Мужчину и Женщину, которые хотят обрести счастье и гармонию. Через диалог с другим человеком каждый пытается разобраться в самом себе, что-то понять и принять, что-то осознать, в чём-то признаться.
«Скамейка» - прекрасный психологический тренинг, в котором каждый герой прорабатывает свои незакрытые гештальты и помогает зрителям понять и принять самих себя.
Публика не просто наблюдает за героями, а узнаёт в них себя: у кого из нас призрачные надежды и иллюзии не разбивались об айсберги реальности? Как часто мы воспринимаем людей не такими, какие они есть, а такими, какими «нарисовало» их наше воображение? Но разве другие люди виноваты в том, что не оправдали наших ожиданий?
Противоречивость персонажей проецируют и их образы.
Художник по костюмам Мария Лазарева детально продумала брутальный и слегка небрежный внешний облик Фёдора (он же - Коля и Юра) и трогательный романтизм Веры, облачённой в нежно-голубое платье с кокетливым ягодным принтом, придающим особое очарование.
Героиню Алёны Яковлевой зовут Вера и, наверное, это неслучайно: доверие, верность, уверенность. Без этих качеств невозможны отношения людей не только друг с другом, но и с самим собой. Потеря уверенности в себе, например, сопоставима с утратой жизненного фундамента.
Финал «Скамейки» открыт и драматичен: осенний ливень внушает тревожность и меланхолию, но также вода уносит с собой все разочарования и обиды.
Такие спектакли, как «Скамейка», никогда не утратят актуальность. И пусть сейчас, в динамичном 21 веке, редко кто ищет свою судьбу в Центральном парке культуры и отдыха, всё чаще используя для этого социальные сети, проблема человеческого одиночества, пожалуй, стоит ещё острее, чем раньше, а найти по-настоящему родственную душу становится всё сложнее и сложнее. В погоне за призрачным счастьем неизбежны ошибки, но хочется верить, что за каждым, даже самым тяжёлым расставанием, непременно рано или поздно ждёт новая встреча: главное, не закрывать свои сердца для новых чувств и продолжать верить, надеяться и ждать.
Поздравляем всех причастных с премьерой восхитительного спектакля, который, без сомнения, ждёт долгая и насыщенная творческая жизнь!
Ближайшие свидания на «Скамейке» назначены на 21 декабря («Меридиан») и 13 января («Театр Эрмитаж»).
На «Скамейке» в ЦПКИО провела прекрасный вечер корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии предоставлены компанией М-АРТ, фотограф - Геннадий Комин