Кинорежиссер Алексей Мизгирев главными действующими лицами премьерной постановки сделал супругов главных героев чеховской «Дамы с собачкой», перенеся действие в кабинет психотерапевта. «Это, прежде всего, великий рассказ великого писателя… Он же вкладывал в это какую-то свою задачу, свою эмоцию, свою тему. И для меня было важно понять, про что это было написано на самом деле. Мне показалось, что это написано про непростые отношения мужчины и женщины, которые и спустя 125 лет не менее актуальны», - сказал режиссер журналистам перед показом.
Спектакль делится на две части: первая - сеанс групповой психотерапии, где каждый участник событий рассказывает свои переживания. Вторая часть: эмоционально-арбузная, где только двое, и та самая ягода, которая вместо собачки. Как же хорошо, что режиссер заменил собачку полосатым фруктом…
Чеховско-Мизгиревскую то ли даму, то ли собачку разыгрывают: Сергей Волков, Полина Романова, Дарья Юрская, Кирилл Власов и Ростислав Лаврентьев. «Человек пришел начать новую жизнь, решил попробовать это сделать, но у него не хватает воли, силы побороть себя и выйти окончательно из старой схемы своей жизни», - так емко и четко охарактеризовал происходящее на сцене актер Сергей Волков.
Зритель на протяжении 70 минут наблюдает «Чехова будто глазами Бергмана», по словам постановщика. Алексей Мизгирев «расширил полномочия» жены Гурова и мужа Анны Сергеевны, которые вместе с доктором решают, возможно ли прощение тех, кого «попутал нечистый», кто ушел «налево»?
На протяжении всего действа не покидало ощущение, что режиссер будто снимает фильм. Да, кино и театр - миры параллельные, но не до такой же степени…
В реальности представить картину, в которой главный герой пришел с женой и любовницей и ее мужем на психотерапию – ну очень сложно. На Малой сцене МХТ имени Чехова у актеров и режиссера это точно получилось. Герой решил начать новую жизнь, а значит надо разобраться со старой. Но Гурову не хватает на это силы воли, разума и смелости.
И о финальной сцене, которая буквально заставила мозги закипеть. Арбуз (который вместо собачки) – это «метафора мужского абьюза», препарированного страданиями, из которых получился портрет душевных терзаний любовников. Сцену грехопадения героев «подкрашивают» куски сладкой красной ягоды, которую герои едят руками, крошат на мелкие части, валяются в разбитой мякоти по сцене. Необычное режиссерское решение - стильно, ну уж очень «грязно». Если так и было задумано, то тут уж ничего не попишешь - «художник так видит».
Отдельная песнь художнику Марии Мелешко, которая на заднике сцены написала цифры: 1899 - год создания Антон Павловичем Чеховым «Дамы с собачкой», а рядом - 2024. Само пространство зала «распределено» по секторам, которые повернуты лицом к подиуму, на котором и разыгрываются «арбузные страдания».
Постановка, придуманная Алексеем Мизгиревым и сыгранная артистами МХТ, уж точно необычна и тем интересна. Терапирование себя, друг друга и зрителя - всем ли придется по нраву такая трактовка Чехова?
Владимир Сабадаш.
Фото – Анна Духон.
Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции