«БЕСприданница» в Театре Моссовета - тотальная и фатальная НЕлюбовь

Новости

«БЕСприданница» в Театре Моссовета - тотальная и фатальная НЕлюбовь

«БЕСприданница» в Театре Моссовета - тотальная и фатальная НЕлюбовь

В апреле 2023 года исполнилось 200 лет со Дня рождения великого драматурга Александра Николаевича Островского, чьё творчество является одним из фундаментов русского театра и не теряет актуальность в динамике современного мира. Меняются эпохи, государственные устройства, трансформируются нравы и обычаи, но главные человеческие качества, достоинства и недостатки, соблазны и пороки с течением летописи времён остаются неизменны.

Для режиссёра Евгения Марчелли А. Н. Островский — один из важнейших авторов, режиссер неоднократно обращался к его произведениям. В ноябре 2022 года художественный руководитель Театра Моссовета представил премьеру спектакля «БЕСприданница».

Режиссёр немного видоизменил название пьесы - нетрудно догадаться, что слово бес выделено неслучайно: героиню терзают страсти и стремления, сомнения и страдания. 

В спектакле Евгения Марчелли, словно "лёд  и пламень", сталкиваются мужской и женский менталитеты, эмоции и чувства вступают в поединок с корыстью и меркантильностью, а души прекрасные порывы юной девушки разбиваются о холодные неприступные "айсберги" цинизма, снобизма и равнодушия. В "БЕСприданнице" нет места для любви, лирики и романтики – герои измеряют жизнь не чувственными, а финансовыми эквивалентами личных амбиций.

Синопсис на сайте театра гласит:

Спектакль Театра Моссовета – о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, бесчувственном равнодушии, отсутствии эмпатии, цинизме, которыми заражен современный человек.

Для Евгения Марчелли история гибели Ларисы Огудаловой — трагедия, порожденная разным пониманием любви мужчиной и женщиной. Любовь, как считает режиссер, – это вообще смертельно опасная территория, на которую героиня Островского вступила совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для нее и крушением самой жизни. Страстная и цельная по натуре Лариса столкнулась с жестоким, холодным и расчетливым миром мужчин, воспринимающим женщину как приятную игрушку для развлечений. Единственный, кто смотрит на нее по-другому, — жених Ларисы, презираемый ею Карандышев, в котором она проглядела человека.

Согласно трактовке режиссёра, герои не привязаны к эпохе Островского – они абсолютно современны, а декорации (художник-сценограф - Игорь Капитанов) - минималистичны и лаконичны: на сцене нет аристократичных  интерьеров, в аскетичном сером пространстве не за что спрятаться – мотивы и чувства персонажей оголены, словно электропровода.

Текст великого классика звучит очень остро, ёмко, хлёстко и невероятно актуально.

Лариса Огудалова в воплощении Анастасии Беловой – не возвышенная наивная барышня, а эффектная молодая леди, которая уже знает, что такое боль от разочарований и предательства. Решившись выйти замуж за омерзительного ей Карандышева, она надеется убежать от своих чувств к Паратову, от нереализованных надежд и иллюзий. В некоторых сценах Лариса ведёт себя истерично, вызывающе – в её внешнем облике выражается внутренний протест и бунт. Художник по костюмам Фагиля Сельская облачила главную героиню в очень смелые и дерзкие наряды, среди которых есть даже купальник и болотные сапоги!

Эксцентрична и элегантна Харита Игнатьевна Огудалова в блистательном воплощении харизматичной Елены Валюшкиной - умудрённая опытом "выживания", знавшая нужду женщина ловко манипулирует окружающими, чтобы хоть как-то залатать бреши в финансовом бюджете их с Ларисой семьи. На контрасте с порывистой Ларисой Харита Игнатьевна гораздо более сдержанна в проявлении эмоций, но в её глазах читается боль и ужас – мать страдает от того, что никак не может помочь своей дочери.

Мужские образы спектакля – калейдоскоп пороков, от эгоизма и авантюризма до похоти, подлости и пошлости: искренним чувствам и романтике в системе координат этих героев нет места.

Обаятельный, импозантный, брутальный Сергей Сергеевич Паратов в исполнении Станислава Бондаренко (в другом составе - Павел Чинарев)  – настоящий мачо, перед задором и куражом которого едва ли может устоять какая-то женщина. И он, зная это, ловко использует свои мужские чары – планирует жениться по расчёту на богатой наследнице золотых приисков. В нем нет и тени сочувствия, милосердия и сострадания – Паратов не думает о том, насколько больно Ларисе.

Василий Данилыч Вожеватов (в разных составах -  Влад Боковин и Сергей Зотов), друг детства Ларисы, также напрочь лишён какой-либо эмпатии к юной бедной девушке. Без зазрения совести Вожеватов играет на судьбу Ларисы в "орла и решку" с похотливым Кнуровым (в разных составах - Виталий Кищенко и Дмитрий Щербина), которым движут исключительно плотские интересы (он хочет сделать красавицу своей содержанкой). Кнуров, судя по всему, страдает от меланхолии и скуки, он пресыщен жизнью и пытается найти хоть какую-то отдушину: как это часто бывает у зрелых состоятельных мужчин, которые видели и испытали всё, его уже очень мало что может увлечь и заинтересовать.

Для всех мужчин Лариса – всего лишь вещь, красивая игрушка, им даже в голову не приходит, что это живой человек и что кощунственно и жестоко так к ней относиться.

Пожалуй, единственный герой, который хотя бы видит в Ларисе человека, это Юлий Капитонович Карандышев (Дмитрий Подадаев, с другом составе – Антон Аносов). Хотя в искренность его любви верится очень слабо. Лариса для Карандышева  - возможность потешить своё тщеславие и личные амбиции, он не понимает, насколько нелепо и смешно выглядит в компании этих снобов из "высшего общества", для которых «неотёсанный провинциал» никогда не станет "своим".

Одна из кульминационных сцен -  «песня» Ларисы на званом обеде, который устраивает Карандышев. Гости на выбор предлагают девушке культовые композиции из знаменитого фильма Эльдара Рязанова (изящная параллель с любимой миллионами кинолентой), но юная Огудалова вместо чарующего вокала издаёт истошный, пронзительный вопль, полный боли и страданий. Это крик души и протест против лицемерия и несправедливости суровой реальности.

Все мы знаем, что жизнь молодой девушки на взлёте оборвёт роковой выстрел нелюбимого жениха.

В гротесково-гиперболизированном финале спектакля Евгения Марчелли Лариса в предсмертной агонии хотя бы на несколько мгновений попробует почувствовать вкус и безмятежность жизни: на адреналине последнего дыхания она с таким аппетитом уплетает пельмени, как будто благодарит своего убийцу за избавление от страданий и вечный покой.

«Я вещь! Наконец слово для меня найдено!»

Актуальность и современность строк Островского снова и снова поражает. Пожалуй, спектакль Евгения Марчелли мог бы назваться НЕлюбовь, тотальная, фатальная. Постановка на легендарной сцене Театра Моссовета не только и не столько про трагедию бедной девушки, сколько про смещение приоритетов и ценностей, хаос и сумбур, которые царят в сердцах и умах, про то, что человеческая жизнь и чувства становятся разменной монетой и предметом для рыночных торгов.

Ближайший показ «БЕСприданницы» - 10 июля.

 

Корреспондент -  Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра Моссовета, фотографы Елена Лапина и Женя Сирина

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь