Вечером 29 января в Легендарном первом павильоне «Мосфильма» состоялось торжественное вручение Премии «Золотой орёл».
«Золотой орёл» - национальная кино-награда России, учреждена «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России» в марте 2002 года. Отбор по номинациям осуществляет «Экспертный совет». Премия присуждается по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов Академии.
Эта премия - одна из самых престижных и ожидаемых наград в Российском кинематографе. Победителям в каждой номинации вручается статуэтка приза из позолоченной бронзы, подставка из индийского зеленого мрамора, с эмалью на кончиках крыльев — триколор российского флага, с изумрудами, обозначающими глаза орла.
В этот вечер, что и подобает уровню мероприятия, церемонию посетили много знаменитостей, составляющих цвет Российского кинематографа.
На главный приз в номинации «Лучший фильм» претендовали 5 фильмов: «Про любовь» режиссёра Анны Меликян, «Батальонъ» Дмития Месхиева, Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина и "Милый Ханс, дорогой Петр" Александра Миндадзе.
Фаворитами считались масштабные, трогательные и глубокие картины, основанные на реальных событиях, о женщинах на войне: «Батальонъ», в котором сюжет разворачивается вокруг женского «батальона смерти» в кровопролитных сражениях «Первой мировой войны» и «Битва за Севастополь», посвящённая биографии легендарной женщины-снайпера, получившей прозвище "Леди-смерть" - Людмилы Павличенко, уничтожившей в годы Великой Отечественной Войны сотни фашистов.
Однако, главного приза за «Лучший фильм» удостоилась картина Анны Меликян «Про любовь», которая ранее уже завоевала гран-при фестиваля «Кинотавр». Видимо, экспертный совет всё же решил таким образом проиллюстрировать, что любовь в этой жизни Превыше всего.
Для многих стало неожиданностью, что в этой номинации победил именно философский фильм Меликян, а не пронзительные патриотичные драмы «Батальонъ» и «Битва за Севастополь», но эти картины, разумеется тоже не остались без наград, и удостоились почётных статуэток.
«Битва за Севастополь» победила в номинациях: «Лучшая операторская работа» -оператор Юрий Кроль и Юлия Пересильд за роль в этом фильме стала триумфатором «Золотого Орла» за «Лучшую женскую роль» (также на эту награду претендовали Мария Аронова за фильм «Батальонъ» и Рената Литвинова («Про любовь»). К слову, для прекрасной Юлии Пересильд это уже вторая статуэтка «Золотого Орла» (первая -была за «Лучшую женскую роль второго плана» в фильме «Край» в 2010 году).
Фильм «Батальонъ» удостоился наград в номинациях «Лучшая женская роль второго плана» ( награду вручили Марии Кожевниковой, которая обошла номинированных также Анну Чиповскую (фильм «Без границ») и Равшану Куркову («Про любовь»)), лучшая музыка -композитор Юрий Потеенко, монтаж — Мария Сергеенкова и Алексей Маклаков и работа звукорежиссера-Анатолий Белозёров и Лев Ежов.
В ещё в одной из самых престижных номинаций: «Лучшая мужская роль в кино» «Золотого орла» получил Фёдор Бондарчук за фильм «Призрак», обойдя номинированных Евгения Цыганова («Битва за Севастополь») и Ивана Колесникова («Конец прекрасной эпохи»).
В номинации «Лучшая режиссёрская работа» победу одержал феноменальный Станислав Говорухин за киноленту «Конец прекрасной эпохи», также среди претендентов были — Сергей Мокрицкий ( «Битва за Севастополь») и Александра Миндадзе ("Милый Ханс, дорогой Петр").
Если в прошлом году- кинолента «Левиафан» Андрея Звягинцева была явным лидером в количестве наград, то в нынешнем вручении-призы между основными претендентами распределились примерно в равных пропорциях.
Полный список победителей премии «Золотой орел-2016»:
Лучший игровой фильм – «Про любовь», Анна Меликян
Специальный приз «За вклад в мировой кинематограф» – Никита Михалков
Лучший режиссер – Станислав Говорухин, «Конец прекрасной эпохи»
Лучший сценарий – Александр Миндадзе, «Милый Ханс, дорогой Петр»
Лучшая женская роль в кино – Юлия Пересильд, «Битва за Севастополь»
Лучшая мужская роль в кино – Федор Бондарчук, «Призрак»
Лучшая женская роль второго плана – Мария Кожевникова, «Батальонъ»
Лучшая мужская роль второго плана – Дмитрий Астрахан, «Конец прекрасной эпохи»
Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий) – «Палач», Вячеслав Никифоров, Первый канал
Лучший телевизионный фильм (более 10 серий) – «Екатерина», Александр Баранов, Рамиль Сабитов, «Россия»
Лучшая женская роль на телевидении – Виктория Толстоганова, «Палач»
Лучшая мужская роль на телевидении – Андрей Смоляков, «Палач»
Лучшая операторская работа – Юрий Король, «Битва за Севастополь»
Лучшая работа художника-постановщика – Валентин Гидулянов, «Конец прекрасной эпохи»
Лучшая работа художника по костюмам – Наталья Монева, «Конец прекрасной эпохи»
Лучшая музыка к фильму – Юрий Потеенко, «Батальонъ»
Лучший монтаж фильма – Мария Сергеенко, «Батальонъ»
Лучшая работа звукорежиссера – Анатолий Белозеров, «Батальонъ»
Лучший неигровой фильм – «Варлам Шаламов. Опыт юноши», Павел Печенкин
Лучший анимационный фильм – «Три богатыря: Ход конем», Константин Феоктистов
Лучший зарубежный фильм в российском прокате – «Бердмэн», Алехандро Гонсалес Иньярриту
После завершения церемонии гости не спешили расходиться, поздравляли победителей с заслуженными наградами, в легендарных коридорах «Мосфильма» царила замечательная атмосфера творческого общения. Мы поздравляем победителей, призываем не огорчаться тех, кто был номинирован, но не стал лауреатом. Разумеется, титулы, премии, звания-это замечательно и престижно, но всё же главная награда- это любовь и признание публики, которой все они обладают!
Каждая такая премия- это определённый рубеж, подведение итогов. Впереди- новая часть этого прекрасного романа Кино, а через год- «Пятнадцатая церемония вручения премии Золотой Орёл». Учитывая, что 2016 год объявлен годом Российского кинематографа, можно быть уверенным, что в нынешнем сезоне публику ожидают интересные, многогранные и неординарные фильмы разных тематик и стилей, талантливые личности, яркие события и бесконечный карнавал эмоций и впечатлений.
Не случайно в известной песне есть слова: "Профессий много, но... Прекрасней Всех- Кино..." Да здравствует Российское кино, глубокое и чуткое, тонкое и пронзительное!