«Держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе»: ​​ГОЛИАФ, реж. Адильхан Ержанов

Новости

«Держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе»: ​​ГОЛИАФ, реж. Адильхан Ержанов

«Держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе»: ​​ГОЛИАФ, реж. Адильхан Ержанов

«Голиаф» Адильхана Ержанова идейно продолжает развивать идеи «Чёрного, чёрного человека» – это всё ещё кино о том, как маленький человек сталкивается с сильными мира сего, устанавливающими правилами на землях, которые они провозгласили своими. Однако «Голиаф» сильно отличается от предыдущих хитов режиссёра, поскольку Ержанов начал заигрываться ещё сильнее с религиями и мифологиями, опираясь при этом на труд Никколо Макиавелли «Государь», предлагая своеобразную интерпретацию трактата о методах правления и захвата власти. С одной стороны, «Голиаф», как следует из названия, напоминает современную вариацию библейской истории из Ветхого Завета о Давиде, победившего Голиафа, с другой – приземлённую, тихую, жестокую притчу о том, как слабый человек превращается в сильного, медленно и вдумчиво получая своё отмщение.

Этим «Голиаф» и ценен, особенно если сравнивать его с тем же «Нет» Джордана Пила, который вне метафор не работает. Адильхан Ержанов умело жонглирует киноязыком так, чтобы и эрудированный зритель остался доволен, и чтобы та часть аудитории, которой чужды все эти религиозные метафоры и цитирования Макиавелли получила эмоциональный отклик от фильма. Благо у Ержанова имеется целый ряд драматургических инструментов, которыми ему удаётся удерживать интерес зрителя, в нужный момент пробирая его до мурашек. Режиссёр не делит мир на хороших и плохих, доходчиво объясняя взгляды и правду жизни обоих сторон конфликта, даже злодея делая человеком чести и по-своему привлекательным. При этом, из-за наличия дочки у главного героя, цена за проигрыш высока, как никогда, а потому ему приходиться быть хитрее и радикальнее.
 
На первый план режиссёр выводит актёрскую игру, в частности перформанс Данияра Алшинова, играющего ержановского Голиафа. Становится всё заметнее, что самая сильная сторона режиссуры Ержанова заключается в его умении работать с актёрами, которые отыгрывают в его фильмах так, как ни у кого другого. Алшинов из «Чёрного, чёрного человека» и Алшинов из «Голиафа» – настолько кардинально разные, что становится сложно поверить в то, что это один актёр. Немногословный Берик Айтжанов так и вовсе главное украшение фильма, проходящий через всевозможные метаморфозы на протяжении истории. Контуженный, хромой, слабый и напуганный главный герой Айтжанова метафорично сам превращается в сильного государя, ловко обращаясь с оружием и мыслящего на множество шагов вперёд.

Нельзя не отметить и не узнаваемого Дмитрия Чеботарёва («Майор Гром: Чумной доктор») и Александру Ревенко из неудачного «Штурма» Ержанова – этих двоих режиссёр и вовсе смог пересоздать в актёрском плане, открыв в них новые грани.

«Голиафа» можно трактовать по-разному, но благодаря универсальности истории и методам её донесения, фильм уж точно нельзя назвать отрешённым. Да, Ержанов сделал холодное, тёмное, страшное кино, но оно удивительным образом способно найти точки соприкосновения с любым зрителем, благодаря социальным комментариям внутри себя, политическим аллюзиям, религиозным метафорам и культурным отсылкам. Как минимум благодаря своей актуальности картину Адильхана Ержанова, заслуженно являющегося одним из самых престижных казахских режиссёров современности, стоит советовать к просмотру.

4 из 5

В российском прокате с 29 сентября 

 

Мнение корреспондента может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2022.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь