«Голиаф» Адильхана Ержанова идейно продолжает развивать идеи «Чёрного, чёрного человека» – это всё ещё кино о том, как маленький человек сталкивается с сильными мира сего, устанавливающими правилами на землях, которые они провозгласили своими. Однако «Голиаф» сильно отличается от предыдущих хитов режиссёра, поскольку Ержанов начал заигрываться ещё сильнее с религиями и мифологиями, опираясь при этом на труд Никколо Макиавелли «Государь», предлагая своеобразную интерпретацию трактата о методах правления и захвата власти. С одной стороны, «Голиаф», как следует из названия, напоминает современную вариацию библейской истории из Ветхого Завета о Давиде, победившего Голиафа, с другой – приземлённую, тихую, жестокую притчу о том, как слабый человек превращается в сильного, медленно и вдумчиво получая своё отмщение.
Этим «Голиаф» и ценен, особенно если сравнивать его с тем же «Нет» Джордана Пила, который вне метафор не работает. Адильхан Ержанов умело жонглирует киноязыком так, чтобы и эрудированный зритель остался доволен, и чтобы та часть аудитории, которой чужды все эти религиозные метафоры и цитирования Макиавелли получила эмоциональный отклик от фильма. Благо у Ержанова имеется целый ряд драматургических инструментов, которыми ему удаётся удерживать интерес зрителя, в нужный момент пробирая его до мурашек. Режиссёр не делит мир на хороших и плохих, доходчиво объясняя взгляды и правду жизни обоих сторон конфликта, даже злодея делая человеком чести и по-своему привлекательным. При этом, из-за наличия дочки у главного героя, цена за проигрыш высока, как никогда, а потому ему приходиться быть хитрее и радикальнее.
На первый план режиссёр выводит актёрскую игру, в частности перформанс Данияра Алшинова, играющего ержановского Голиафа. Становится всё заметнее, что самая сильная сторона режиссуры Ержанова заключается в его умении работать с актёрами, которые отыгрывают в его фильмах так, как ни у кого другого. Алшинов из «Чёрного, чёрного человека» и Алшинов из «Голиафа» – настолько кардинально разные, что становится сложно поверить в то, что это один актёр. Немногословный Берик Айтжанов так и вовсе главное украшение фильма, проходящий через всевозможные метаморфозы на протяжении истории. Контуженный, хромой, слабый и напуганный главный герой Айтжанова метафорично сам превращается в сильного государя, ловко обращаясь с оружием и мыслящего на множество шагов вперёд.
Нельзя не отметить и не узнаваемого Дмитрия Чеботарёва («Майор Гром: Чумной доктор») и Александру Ревенко из неудачного «Штурма» Ержанова – этих двоих режиссёр и вовсе смог пересоздать в актёрском плане, открыв в них новые грани.
«Голиафа» можно трактовать по-разному, но благодаря универсальности истории и методам её донесения, фильм уж точно нельзя назвать отрешённым. Да, Ержанов сделал холодное, тёмное, страшное кино, но оно удивительным образом способно найти точки соприкосновения с любым зрителем, благодаря социальным комментариям внутри себя, политическим аллюзиям, религиозным метафорам и культурным отсылкам. Как минимум благодаря своей актуальности картину Адильхана Ержанова, заслуженно являющегося одним из самых престижных казахских режиссёров современности, стоит советовать к просмотру.
4 из 5
В российском прокате с 29 сентября
Мнение корреспондента может не совпадать с мнением редакции