Представляем Выпуск №. 3 ежедневной хроники с 43-го Московского международного международного кинофестиваля от кинорецензента World Podium Горелова Даниила: Дневники 43-го ММКФ. День 2: «Женщины», «Чрево моря» и «Естественный свет».
ЖЕНЩИНЫ (2021) - Конкурсная программа
реж. Нобутеру Учида
«Женщины» – очень грустная картина, рассказывающая о страдающих женщинах. Режиссёр Нобутеру Учида на протяжении всего фильма проводит очевидную параллель, сравнивая представителей прекрасного пола с пчёлами: они много работают, не отдыхают и чувствуют себя изолированными от свободы и любви. Мисаки, так зовут центральную героиню ленты, несмотря на престижное образование, так и не смогла найти себя в профессии. Жизнь складывается совсем не так, как ей хотелось бы. Дома её терроризирует наполовину парализованная мать, на работе шпыняют все кому не лень. Единственный фактор, сдерживающий Мисаки от нервного срыва – небольшая интрижка с социальным работником, после разрыва с которым её мир начинает трещать по швам.
Нобутеру Учиба вгоняет своих персонажей в рамки как визуально при помощи обрамления кадра, так ещё и через внутренние конфликты. Им некуда бежать, не к кому пойти. Таким образом режиссёр на протяжении всего фильма подводит зрителя к центральной проблематике фильма, выстраивая вокруг неё управляющую идею картины. Все беды, происходящие с женщинами в ленте, это следствие отсутствия сопереживания в современном обществе у людей. Неважно в каком именно, в японском или же каком-нибудь другом – история «Женщин» универсальна, она отражает современный мир в целом, а не определённую страну. Благодаря этому у кино нет проблем с поиском своего зрителя – оно подойдёт почти каждому, даже несмотря на целый ряд затянутых сцен.
3 из 5
![](/system/files/images/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B.jpg)
ЧРЕВО МОРЯ (2021) - Конкурсная программа
реж. Агусти Вильяронга
«Чрево моря» – чёрно-белый арт-хаус из Испании с редким вкраплением цвета в историю, пытающийся играться со своим зрителем в глубокое кино через вопросы, связанные с моралью, милосердием, честью, жизнью и смертью. Но фильм именно пытается, поскольку несмотря на целый ряд интересных авторских задумок, которые режиссёр Агусти Вильяронга отражает через многочисленные метафоры и образы, картина ничего внутри себя не несёт. Она способно показать красивый и даже весьма богатый визуальный ряд, а поэтичные словесные обороты заставляют вслушиваться в каждую фразу, произносимую героями ленты. И за всем этим зрителю было бы интересно наблюдать, если бы в сменяющихся друг друга красивых кадрах была хоть какая-то целостность.
На дворе 1816 год. Французский фрегат садится на мель и команда, дабы выжить, строит из шлюпок своеобразный плот для размещения на нём всего экипажа. Солдаты, матросы, офицеры и пассажиры попадают в западню, когда плот относит в открытое море. Ничего не напоминает? Ещё как! В основу сюжета легли реальные события, произошедшие с уцелевшими членами экипажа фрегата «Медуза». Этот инцидент получил огласку сначала из-за суда над выжившими участниками тех событий, которые убили и съели своих слабых товарищей, а затем в искусстве - Теодор Жерико написал картину «Плот "Медузы"» в 1819 году.
На известную во всём мире картину Жерико режиссёр «Моря» пару раз за фильм ссылается, но не более. Да и показанные в картине события связать с реальностью очень сложно, поскольку картина существует глубоко внутри себя. Вильяронга гиперболизирует реальность, уводя сюжет в одну большую метафору. Даже плот у режиссёра не где-то в море путешествует, а в павильоне с залитой по щиколотки водой. Да, это уже вторая лента из Конкурсной программы, которая пытается подражать Ларсу фон Триеру. Увидеть в «Чреве моря» прямые заимствования из «Догвилля» проще простого, в отличие от идеи – невозможно увидеть то, чего нет.
2 из 5
![](/system/files/images/%D0%A7%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%8F.jpg)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ (2021) – 8 ½ фильмов
реж. Денеш Надь
«Естественный свет» – антивоенная драма режиссёра Денеша Надь, удостоившегося Серебряного Медведя за лучшую режиссерскую работу в рамках 71-го Берлинского кинофестиваля. И именно к режиссуре и к тому, как Надь работает с кадром – вопросов и претензий меньше всего. Режиссёр грамотно расставляет акценты в сценах, не затягивает и не летит впереди паровоза, плавно рассказывая о том, как человека меняет война. Вот только сама история ничем кроме грязной эстетики похвастаться не в силах. Отсюда начинаются главные проблемы картины, связанные с тем, что помимо отличной картинки и мастерской режиссуры, ей нечем больше удивлять.
«Естественный свет» следует всем знакомым тропам антивоенного кино, пытаясь выжать из зрителя эмоции за счёт страдающих на войне детей и женщин. Он использует эти образы лишь для того, чтобы эмоционально хоть как-то цеплять, а не чтобы раскрывать и углублять за их счёт сюжет. Причём это всегда происходит настолько в лоб и без грамма изобретательности, что вера в происходящее на экране умирает мгновенно. Даже весьма натуралистические съёмки не спасают положение, когда лента снова и снова показывает ужасы войны не ради донесения идеи или чего-то ещё, а просто ради того, чтобы показать ужасы войны. В этом плане «Свет» похож на «Разукрашенную птицу» 2019. Он менее жестокий и аморальный, но точно такой же претенциозный и скучный.
2 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!