Евгения Симонова и Михаил Филиппов в премьере спектакля «Скучная история» на Основной сцене Театра Маяковского: «Умно, благородно, талантливо!»

Новости

Евгения Симонова и Михаил Филиппов в премьере спектакля «Скучная история» на Основной сцене Театра Маяковского: «Умно, благородно, талантливо!»

Евгения Симонова и Михаил Филиппов в премьере спектакля «Скучная история» на Основной сцене Театра Маяковского: «Умно, благородно, талантливо!»

В год юбилея Антона Павловича Чехова Театр Маяковского выпустил две премьеры по произведениям гениального писателя: в мае на Малой сцене с публикой впервые встретился «Дядя Ваня» в постановке мэтра Русского психологического театра Юрия Иоффе (рецензия по ссылке  - Премьера спектакля «Дядя Ваня» в постановке Юрия Иоффе на Малой сцене Театра Маяковского: «Я был светлою личностью, от которой никому не было светло…»), а 2 и 3 октября на Основной сцене легендарной Маяковки режиссёр Денис Хуснияров представил спектакль по повести «Скучная история».

Литературный первоисточник имеет подзаголовок «Из записок старого человека», а жанр премьерной постановки определён, как бессонница, и это очень точная характеристика - в спектакле сюжет повести Чехова разворачивается в пространстве полумистическом, где перемешиваются бессонница и кошмарные сны, реальность и вымысел.

Ранее Денис Хуснияров выпустил в Театре  Маяковского спектакль «Симон» по одноименному роману Наринэ Абгарян (рецензия по ссылке -  Мировая премьера спектакля «Симон» на Основной сцене Театра Маяковского: «Каждое небесное тело - чьё-то отверженное сердце»).

Чеховскую «Скучную историю»  смело можно назвать бенефисом народных артистов России, Евгении Симоновой, в этом году отметившей юбилей, и Михаила Филиппова. Признанные мэтры актёрского мастерства во всей палитре эмоций проживают на сцене безграничную палитру человеческих эмоций и чувств.

«Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть…»

Профессор медицины Николай Степанович (Михаил Филиппов) добился вершин в науке, пользуется почетом среди студентов и уважением коллег. Однако семейная жизнь уже не приносит той радости, что раньше. Жена Варвара Андреевна (Евгения Симонова), которую он когда-то страстно любил, раздражает, кажется мелочной и пустой, а дочь Лиза (Наталия Филиппова) разочаровывает, собираясь замуж за неподходящего человека. Радуют Николая Степановича только встречи с приемной дочерью Катей (Наталья Палагушкина), которая оказалась под опекой семьи профессора много лет назад после смерти родителей. Но и ее жизнь тоже не складывается: она мечтала стать актрисой, но разочаровалась в сцене, пережила несчастную любовь, похоронила ребенка. Как врач Николай Степанович понимает, что умирает, и пытается найти внутреннее равновесие и примириться с родными…

Главный герой - тайный советник, кавалер, профессор медицины, многоуважаемый и коллегами, и студентами Светило науки, мучительно страдает от бессонницы: "Если бы меня спросили: что составляет теперь главную и основную черту твоего существования? Я ответил бы: бессонница".

На закате жизни Николай Степанович вдруг понимает её призрачность и хрупкость: его терзает диссонанс профессиональной и личной жизни, отчуждение родных, отсутствие чётких алгоритмов и констант в человеческих отношениях.

Его жена Варвара Андреевна – эталон женственности, деликатности, благородства. Евгения Симонова невероятно трогательно воплощает смущение героини, которая не решается заговорить с мужем о том, что важно обсудить: зрители чувствуют, с каким смущением, трепетом и волнением Варвара Андреевна настраивается на этот диалог.

У Чехова повествование ведётся от лица Николая Степановича, а в спектакле Дениса Хуснияров происходит разделение – часть рассказа идёт от лица Варвары Андреевны.

По эмоциональному накалу мужская и женская энергия кардинально отличаются – супруги фактически не разговаривают друг с другом, каждый находится «на своей волне», и это только усугубляет их взаимное раздражение и обиды.

Первый акт – размышления, рефрены, внимание к деталям и предметам, как, например, выезжающий на авансцену самовар, плед, цены на сахар и хлеб.

Второй акт спектакля  – инфернальный сон главного героя, балансирующего между реальностью и фантазией, между здравым смыслом и безумием.

Николай Степанович вдруг оказывается на своих же похоронах и видит, что происходит после его смерти.

Атмосферу экзистенциального кризиса накаляют второстепенные персонажи -  Первая подруга (Арина Назарова), Вторая подруга (Анастасия Горелова), Гнеккер (Виталий Ленский), Григорий Николаевич (Иван Ковалюнас).

Художник Семён Пастух погружает зрителей в серые аскетичные интерьеры – квартира главных героев напоминает затейливые лабиринт с множеством коридоров, кафедра университета, где преподаёт главный герой, также не выделяется чем-то примечательным.

Яркий акцент унылой серости бытия  - Катя в воплощении Натальи Палагушкиной.

В эффектном красном платье героиня появляется во втором акте, словно вулкан страстей, и эта метафора очень подходит к порывистой героине, которую испепеляют её страдания и разочарования, разившиеся об айсберги иллюзий надежды и мечты, сгоревшие в пламени страстей чувства, желания и амбиции.

На контрасте с Катей родная дочь главных героев Лиза представлена в гротесково-гиперболизированном амплуа – она не настоящий человек, а фантазия больного воображения Николая Степановича.

«Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена»

Программка и афиша с куполами старой Москвы и аллегорией на «орлов и кур», которые метафорично упоминаются в тексте, образно погружают в смысловой контекст постановки.  Купола будто бы говорят о том, что вера была, есть и будет мощным фундаментов в поиске себя.  Программка – дневник главного героя, с записями, датами, схематичными рисунками на «злобу дня…»

Сюжет «Скучной истории» - философское размышление о вечности, самосознании, поиске своего предназначения и смысла жизни, гармонии с миром и с самим собой…

Спектакль о том, «человеку нужно не три аршина земли» (примерно столько места занимает гроб), а «весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа», что каждый человек – это Вселенная, непостижимая и необъяснимая.

У «Скучной истории» нет конкретного финала – каждый зритель должен сам для себя решить: происходило это наяву или в воображении главного героя.

В процессе размышлений Николай Степанович понимает, что в тени его профессиональных достижений и увлечений потерялось что-то не менее важное и ценное: например, душевное общение и духовная близость с самыми родными людьми.

Такие спектакли, как «Скучная история», необходимы зрителю – очень важно, чтобы в параде оригинальных форматов, смелых экспериментов и неожиданных интерпретаций театр продолжал говорить с публикой о человеческой душе, ведь природа человеческой личности была, есть и будет главной загадкой, которую никогда не объяснит ни одна наука.  

«Скучная история» на Основной сцене Театра Маяковского – 25 октября, 6, 14 ноября, 6, 18 декабря.

 

Корреспондент Бурулева Юлия

Фотограф – Дмитрий Дубинский (пресс-служба Театра Маяковского)

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь