Геннадий Краковский – ЗВЕЗДА «Театра Терезы Дуровой», глава актерской династии, прекрасный муж, заботливый отец и добрый дедушка. Беседуем с уникальным артистом после его очередной премьеры в театре.
«Оскар за роль Ишака» – такие предложения последовали от представителей СМИ после просмотра премьеры музыкального спектакля «Далеко-далеко на Востоке», в котором вы как раз и играете Ишака – верного спутника главного героя Ходжи Насреддина. Как вам давалась эта роль и довольны ли вы результатом?
- Роль Ишака не очень простая. Главная проблема, это сложность в эмоциональном и пластическом выражении. Ишак не говорит, на голове маска, то есть отсутствует мимика. И пластически костюм тоже не слишком выразителен. Приходится так строить мизансцену, чтоб не пропасть на фоне остальных героев спектакля. Главное быть рядом с Ходжой, быть его другом, помощником, но иметь свой характер. И все-таки стараться по повадкам походить на Ишака. Доволен ли я результатом, говорить рано, мной было сыгранно всего 3 спектакля.
Вы в «Театре Терезы Дуровой» (прежде Московский театр клоунады) с 1994 года. Каков был ваш путь в этот храм Мельпомены?
- Вы верно заметили, что я пришёл в Театр клоунады. Мое детство и юношество прошло в цирковой студии, поэтому мне был ближе цирк. Я был жонглером, клоуном, немного фокусником, немного акробатом. Было время, я выступал как уличный артист - в Вильнюсе и в Харькове. В театр меня привёл друг, с которым мы вместе занимались в студии. Он уже работал в театре, был в очень знаменитой клоунской группе "Микос". Он меня и позвал в театр, когда в 1994 году, Тереза Дурова делала набор актёров-стажеров.
Ваш послужной список насчитывает более 20 наименований спектаклей (плюс более 30 архивных) в театре. Это вы такой многостаночник, или режиссеры вас любят?
- Хочу сказать, что и Тереза Ганибаловна меня любит, и мои навыки, которые у меня остались после цирковой студии мне очень помогали, и помогают. Если надо лезть по стульям под софиты — это я, крутить китайские тарелочки — тоже я. А благодаря постоянным тренингам, занятиям по речи, пластике, степу, актёрской игре появилась некая универсальность. Единственное, я не пою, так как это делаютпрофессионалы. Но мне хватает работы и без вокала.
Играть для детей и для взрослых – это два разных амплуа, или я не прав?
- Даже не знаю, как ответить на ваш вопрос о разных амплуа. Я видел актеров, которые прекрасно понимают взрослую публику и не могут работать для детей и наоборот. Я люблю любого зрителя. И со всеми нахожу общий язык. Мне кажется, что все взрослые иногда очень хотят побыть детьми. Богатый опыт за 30 лет - трудно испугать "тяжёлым залом".
Вы исполнитель трюковых номеров в театре – этому учат, или это «полет фантазии»?
- Про трюковые номера я ответил в предыдущих вопросах. Это цирковое прошлое, которое приучило пахать, особенно если это касается трюка. Это надо много репетировать. Это цирковая закалка, как говорят про меня некоторые актёры театра.
Спектакль «Московский дворик», где рассказывают истории, делятся воспоминаниями, поют, танцуют, играют, ссорятся, мирятся, влюбляются – это дань Памяти героям Великой Отечественной войны. А что это лично для вас?
- Спектакль "Московский дворик" для меня это "Чтобы не было войны". Я помню с детства ветеранов войны, без рук, без ног. Мой дедушка воевал. Очень хочется мира!
Вы играете у Ирины Пахомовой в спектакле «Дубровский». У нее просто потрясающие постановки – как вам с ней работалось?
- С Ириной Пахомовой очень интересно работать. Сейчас мы репетируем новую постановку. Здорово, что она очень скрупулёзно погружается в материал, с которым работает. Узнает исторические факты, особенности того времени, куда затаскивает и нас.
Роль отца мальчишек в фильме «Вратарь Галактики» - вы любите фантастику, или это просто работа?
- Я больше люблю фэнтэзи - Толкиена, Стругацких, Воннегута. Хотя фантастика это тоже здорово. Особенно когда ты в детстве думаешь, как здорово было бы звонить по телефону и видеть с кем разговариваешь. И вот оно сейчас есть. Круто!
Работа в спектакле «Принц и нищий» по мотивам исторического романа Марка Твена с Терезой Дуровой – возвращение к корням, или новый этап в карьере, учитывая молодежный состав постановки?
- Спектаклю "Принц и нищий" уже много лет, кажется 11. Принца в первом составе играл мой сын Арсений еще, когда учился в школе. Это очень хорошая и одна из сильнейших постановок в нашем театре, по моему мнению. И у меня там роль, в которой можно подурачиться, импровизировать. И партнёры тебя обязательно поддержат. Нас там трое поваров, и все разные.
Ваша супруга Мария Морозова и дети (Арсений, Софья и Серафима) – все играют в «Театре Терезы Дуровой». Не сложно ли это, когда вы и на работе и дома все вместе?
- Да у нас актёрская семья. Нам не сложно! Конечно, много разговоров о работе, но мы пока от неё не устали. К тому же помимо театра есть много разных интересов. Дети все учились в музыкальной школе, занимались спортом, танцами. У нас есть дача, на которой мы выращиваем много всего. Очень отвлекает работа на земле, голова вообще отключается от повседневной жизни.
Что там за знаменитый коронный номер с жонгляжем, с которым вы вместе с женой выходили на сцену?
- Знаменитый жонглёрский номер возник как семейный дуэт. Я хотел научить Машу жонглировать. У нас в театре была прекрасная режиссер цирков номеров Мая Костюк. Она и предложила сделать номер. Там было много юмора, и необычные жонглерские перекидки, и конечно актёрские взаимоотношения.
Если возможно – историю вашего знакомства с очаровательной Марией Морозовой?
- С Машей мы одновременно пришли в театр в 1994 году. Нас тогда пришло 8 человек. Шесть осталось, и до сих пор мы служим в театре. Появилось три семьи из этих 6 человек. Все наши дети работали или работают в театре. У нас хороший дружный коллектив.
Ваши дети профессионально играют в театре, даже иногда главные роли – помогает ли вы им в освоении премудростей профессии и как?
- Конечно, помогаем! Они молоды и энергичны, но у нас есть опыт. Подсказывали и с этюдами в институте, и что лучше почитать или рассказать. Помогаем с трюками, разными навыками.
Ваш сын Арсений женат на актрисе театра Дарье Коршуновой, у которой просто потрясающий вокал. Когда ждать в театре новых Краковских – уже третье поколение?
- Да у нас есть внукПлатон, ему скоро будет 4 года. Арсений вышел на сцену, когда ему ещё не было 3-х лет. Я даже не знаю, пока Платонзанят игрой в машинки. Это надо спросить у родителей, они пока не проявляют активности. У нас с Арсением просто не было выбора, он с нами был в театре. Бабушки были далеко, и приходилось брать его с собой.
Актерство, отцовство – что в этих понятиях общего и чем разнятся?
- Актёры, мне кажется, хорошие родители. Мы же не очень серьёзные люди и поэтому легко относимся к воспитанию. Легко, но ответственно. Главное - найти детям хороших учителей.
Дети и правда «цветы жизни» - или это просто красивая фраза?
- Дети, конечно - цветы жизни! Если их правильно поливать, удобрять почву, подрезать, опылять вовремя, пересаживать наконец.
Владимир Сабадаш.
Фото – из личного архива Геннадия Краковского.