«Каждому времени свой "Тартюф"»: вечно актуальный шедевр Мольера в восхитительном спектакле Евгения Писарева в Театре Наций

Новости

«Каждому времени свой "Тартюф"»: вечно актуальный шедевр Мольера в восхитительном спектакле Евгения Писарева в Театре Наций

«Каждому времени свой "Тартюф"»: вечно актуальный шедевр Мольера в восхитительном спектакле Евгения Писарева в Театре Наций

«Тартюф, или Обманщик» —комедийная пьеса Жана-Батиста Мольера, созданная в 1664 году, спустя почти четыре столетия продолжает вызывать живой интерес у людей разных возрастов, национальностей и социальных групп. Классика всегда остаётся актуальной, как и её многочисленные интерпретации и трактовки. Невозможно подсчитать, сколько раз эта пьеса была поставлена в театрах, сколько тысяч школьных сочинений и университетских докладов посвящено её анализу. Но факт остаётся фактом: в XXI веке «Тартюф» Мольера по-прежнему интересен, остроумен и оставляет уникальные ассоциации и аллегории в душе каждого зрителя, ведь восприятие искусства всегда индивидуально.

В декабре прошлого года замечательный режиссёр, художественный руководитель Театра Пушкина Евгений Писарев представил свою интерпретацию этого культового произведения в Театре Наций.

Как и предыдущая постановка Евгения Александровича в Театре Наций, музыкальная драма «Кабаре», удостоенная пяти национальных театральных премий «Золотая маска», «Тартюф» мгновенно стал театральным бестселлером – билеты на показы разлетаются мгновенно, а зрительский интерес только возрастает. «Тартюф» - лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль сезона».

Евгений Писарев в своих спектаклях всегда находит смыслы, актуальные для сегодняшнего времени, и расставляет психологические акценты так, что знакомые герои открываются зрителям с новых сторон.

Евгений Писарев: «Мне хочется, чтобы Тартюф был перевернутым князем Мышкиным, поэтому я позвал на заглавную роль Сергея Волкова, который несколько лет назад репетировал в спектакле «Идиот», увы, не дошедшем до премьеры. Несмотря на такой серьезный заход, по жанру наша постановка — семейное драмеди в стиле сатирического сериала «Наследники». И я надеюсь, что зрителю будет смешно, потому что все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны».

В литературном первоисточнике Тартюфа представляют как дряхлого, уродливого и омерзительного старика. В театральных версиях режиссёры в разных вариациях трактуют этого героя. В оригинальной постановке Евгения Писарева и в прекрасном воплощении Сергея Волкова этот персонаж предстаёт обаятельным и привлекательным молодым мужчиной, вызывающим доверие, располагающим к себе интеллигентностью и светлым взглядом. Под маской скромного аскетичного романтика таится расчётливый циник, готовый на всё ради своих корыстных интересов.  

На обаяние «светлого мальчика», на удивление, легко ведётся  глава почтенного семейства Оргон (Игорь Гордин) и его стильная элегантная мама (Ольга Науменко). Мать и сын буквально очарованы подлым лицемером, в то время, когда все другие члены семьи видят его фальшь, Оргон и Пернель не замечает откровенной лжи.

Парадокс этой ситуации усиливает и тот факт, что Оргон отнюдь не наивный и доверчивый дилетант – он опытный государственный деятель, который на своём веку повидал разные интриги и заговоры, а в некоторых даже прямо или косвенно был задействован. Согласитесь, не редкость, когда сильные мира сего видят решение свих проблем в целителях, магах и прочих шарлатанах, которых в наше время часто называют «коучами», «инфоцыганами» и другими терминами...

Эта история могла бы иметь печальный финал, если бы у Оргона не была такая крепкая сплочённая семья, развенчивающая многие мифы и стереотипы.

Молодая супруга Эльмира горой стоит за своего пасынка Дамиса (Глеб Шевнин) и падчерицу Марианну (в разных составах – Мила Ершова и Елизавета Кононова), мачеха всеми силами старается отстаивать интересы детей своего мужа, порой рискуя собственной репутацией. В образе смелой, страстной и соблазнительной Эльмиры предстаёт обворожительная Аня Чиповская. Если в детях Оргона бурлит юношеский максимализм, то у Эльмиры больше жизненного опыта и женской хитрости, именно она и поможет вывести негодяя на чистую воду.

Обострённое чувство справедливости Дамиса, который, без сомнения, вступает в конфликт с отцом, контрастирует с Марианной, пытающейся уйти от открытого противостояния, хотя у девушки есть все основания для возмущений: руку и сердце дочери очарованный обманщиком Оргон жаждет отдать Тартюфу.

На противоречивых парадоксах пылких юных сердец выстроено  объяснение в любви Марианны и её возлюбленного Валера (Григорий Верник/ Даня Киселев).

Если бы не мудрость служанки Дорина (Анастасия Лебедева), влюблённые могли бы разрушить свою жизнь опрометчивыми поступками. Хитрая, находчивая, дерзкая и проницательная Дорина, как это часто бывает, «серый кардинал», который гораздо влиятельнее, чем его социальное положение. Да, поведение Дорины нарушает субординацию, но благие намерения служанки сомнений не вызывают.

Харизматичен, брутален и дипломатичен брат Эльмиры Клеант (Денис Суханов/Сергей Шайдаков). Этому герою присущ светский гламур и некоторые другие не самые полезные привычки модного бомонда, но своей семье он желает только добра, поэтому ненавязчиво пытается открыть глаза родственнику, введённому в заблуждение.

«Тартюф» Евгения Писарева максимально реалистичен – события происходят не в Средневековье, а в современной Франции. Место действия – весьма условно: такие семьи живут в каждой стране мира, в том числе и в нашей. Изысканные современные интерьеры особняка также очень узнаваемы. Художник Зиновий Марголин создал пространство, в котором Франция времён Людовика XIV соединилась с современностью  - на сцене можно увидеть большой плазменный телевизор, у героев есть ноутбуки и телефоны.

Тартюфом движет корыстный интерес- он хочет завладеть внушительным движимым и недвижимым имуществом состоятельной семьи, а в идеале – лишить доверчивого Оргона и его супруги, к которой Тартюф питает самые страстные чувства.

Герои говорят в спектакле на современном языке  - автор нового перевода Сергей Самойленко гармонично и органично синхронизировал рифмы и ритмы с актуальным для сегодняшнего дня диалектом. Благодаря этому персонажи стали ещё ближе к зрителям.

Художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили придумала больше 20 костюмов, в которых великолепно миксуются разные стили, а экспрессия разных столетий соседствует с самыми смелыми и модными трендами двадцать первого века.

Эффектные и женственные наряды Эльмиры, строгий офисный стиль Дорины, фривольные шортики Марианны и сияние дорогих брендов властной и деспотичной Пернель… Мать Оргона настолько убеждена в своей исключительности, упивается влиянием и положением, что не замечает очевидного.

В воплощении Сергея Волкова Тартюф действительно очень опытный и проницательный обманщик – в первом действии в чистоту его мыслей и деяний могут поверить даже зрители, как и в нежность его чувств к Эльмире. И только когда мошенник получает могущество и власть, он показывает свою истинную корыстную личину.

В кульминационный момент трагической для семьи Оргона развязки действие спектакля, словно «колесо фортуны», совершает неожиданный поворот – Государь благородно спасает косвенно замешанного в заговоре «важного Господина Оргона» и за былые заслуги прощает все его поступки, которые шли в разрез с политикой правительства. Тартюф повержен и наказан, а Оргон готов верой и правдой служить Государю…

Спектакль великолепно балансирует между парадоксами непостижимой природы человеческой личности, а ещё постановка Евгения Писарева блистательно иронизирует над некоторыми общественными и государственными нормами, для которых закон, увы, далеко не всегда является последней инстанцией и высшим кодексом. 

Призрачные идеалы и вымышленные иллюзии, яркий гротесковый коктейль характеров и вечные пороки, изящно и искусно завуалированные... То, насколько тонко и точно, смело и виртуозно Евгений Писарев оживил Мольеровский шедевр в современном мире, вызывает абсолютный восторг!

Как и литературный первоисточник, спектакль Театра Наций «клеймит безнравственность и славит добродетель», но провести границу между этими противоречивыми понятиями режиссёр предлагает публике. Чутко расставленные режиссёром акценты задают множество риторических вопросов, отвечать на которые каждый зритель будет сквозь призму своей личности. Как говорится, «имеющий уши – услышит, имеющий глаза – увидит, а обладающий образным мышлением и воображением – проведёт с героями свои ассоциации».

Рекомендуем следить за афишами: как и всегда в Театре Наций, заботиться о билетах надо уже на старте продаж – «Тартюф» Евгения Писарева точно стоит того, чтобы его увидеть!

 

Прекрасный спектакль посетила корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Театра Наций

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь