Имя одного из величайших классиков мировой литературы Николая Васильевича Гоголя прочно вошло в историю многоликим творчеством. Николай Васильевич был большим мастером гиперболы и гротеска, а об его уникальном умении описывать разные потусторонние силы написана ни одна диссертация. Бесконечные аллегории и метафоры Гоголя тонко коррелируются с реальными людьми, подчёркивая их достоинства, обличая пороки, соблазны и грехи. По произведениям Гоголя ставятся спектакли и мюзиклы на театральных сценах всего мира, их экранизируют в кинематографе и на полотнах художников.
В 21 веке герои Гоголя актуальны, остры и современны, это проекция реальных людей всех эпох и сословий.
Одним из самых загадочных и мистических произведений классика, бесспорно, является «Вий». С этой повестью связано огромное количество тайн, легенд и слухов.
С 4 по 6 октября на сцене КЦ «Москвич» с успехом прошли три премьерных показа одного из самых ожидаемых проектов года – мюзикла «Вий» команды STAIRWAY.
Создатели спектакля пошли на смелый эксперимент: поставить наполненную легендами и преданиями историю в жанре музыкального театра.
После трёх премьерных дней можно смело утверждать, что эксперимент удался и риск полностью оправдан: мюзикл «Вий» поразит и восхитит самых искушённых зрителей.
Команда создателей спектакля изобилует знаменитыми именами, в творческом багаже которых большое количество профессиональных успехов.
Режиссер-постановщик мюзикла «Вий» – Николай Покотыло, 6-кратный номинант на премию «Золотая маска» за мюзикл «Винил», режиссёр-постановщик, главный режиссёр Красноярского музыкального театра.
Художник по костюмам мюзикла «Вий» – Вячеслав Окунев, воплотивший как художник постановщик более 300 постановок, среди которых мюзиклы-бестселлеры «Монте-Кристо» и «Граф Орлов». Композиторы мюзикла – Артур Байдо и Евгений Загот, личности, причастные к большинству популярных мюзиклов последних лет.
В постановке аккумулирован блестящий актёрский состав: востребованные и любимые публикой талантливые актеры и вокалисты - Анастасия Макеева, Теона Дольникова, Дарья Бурлюкало, Игорь Балалаев, Максим Заусалин, Игорь Портной, Сергей Усков, Антон Дёров, Алексей Петрухин, Игорь Скрипко, Дмитрий Савин, Фёдор Воскресенский, Елена Моисеева и другие актёры, каждый из которых хорошо известен любителям мюзиклов.
Как известно, у Гоголя никогда не было случайных персонажей или событий, все его герои или сюжетные линии – мудрая метафора, которую каждый читатель (а в данном случае – зритель) интерпретирует сквозь призму своего восприятия.
Каждый актёр на 100% вживается в образ своего героя. А совместными усилиями с художниками-сценографами, костюмерами и гримёрами в консенсусе с концепцией режиссёра перед зрителями разворачивается Украинский хутор, словно сошедший из книжных страниц, с уникальным колоритом, самобытными нравами и разнохарактерными персонажами.
Бравые казаки, много что знающие о жизни, но держащие «носы по ветру», ловко приспосабливающиеся к той или иной ситуации (Сергей Усков, Фёдор Воскресенский, Сергей Олексяк, Алексей Шулин), обаятельная Хавронья, которой свойственны и женская мудрость, и хитрая проницательность (Елена Моисеева, Таис Урумидис), не обременённые моральными нормами Бурсаки (Ярослав Баярунас, Максим Клестов, Андрей Сунцов, Евгений Аксёнов) и Ректор (Игорь Портной/ Антон Деров), который не прочь погрешить в свободное от службы время, другие жители хутора… Каждый персонаж вносит свою лепту в развитие действия, костюмы и грим героев также придают героям острохарактерные черты.
Актёрским и человеческим подвигом участие в этом спектакли является для исполнителей ролей Панночки (Макеева, Дольникова, Барлюкало), Хомы Брута (Скрипко, Петрухин, Савин) и Сотника (Балалаев, Заусалин).
Убитый горем от потери единственной дочери Сотник и он же, предводитель тёмных сил Вий, для которого нет никаких табу и запретов, олицетворение двойного дна в человеке.
Красивая Панночка и ужасная Ведьма в одном лице – символ борьбы добра и зла, очаровательная девушка и коварная ведьма. «Не спасёт её Богословье, загубила столько душ». Все мы сотканы из противоречий: не бывают абсолютно положительных и полностью отрицательных людей. Природа человеческой личности загадочна и непредсказуема: добро и зло, покой и гнев - миллионы других субстанций в каждом из нас ведут непрерывную борьбу, и никто никогда не знает, что победит в следующую минуту?
Значительную часть действия героиня проводит в гробу и в воздухе, летая не только над сценой, но и над зрительным залом. Мы смотрели состав с Анастасией Макеевой и можем только восхититься как человеческой смелостью, так и физической подготовкой актрисы.
После премьеры актриса поделилась в Инстаграм эмоциями и развеяла суеверия (орфография и пунктуация автора сохранены): «Мне десятки людей задают один вопрос! Боюсь ли я ложиться в гроб? Дорогие друзья! Да, все мы люди мнительные и это волнительно ложиться туда, где все окажемся безусловно. Но страха у меня нет. 3 октября приходил к нам отец Виталий и освятил спектакль и декорации и так же и наш гроб по моей личной просьбе. В ответ же на мои сомнения, он сказал, что многие монахи и священнослужители спят в гробу, дабы помнить, что жизнь лишь переход в иной мир и как ты эту жизнь проживешь, так и жить будешь дальше. Ну и вообще, конечно, хочется от вас слышать иного рода вопросы! Если вы думаете, что в этой роли самое сложное лечь в гроб, то сильно ошибаетесь. А теперь, поздравьте меня от души с моей личной победой самой себя. Я сыграла Панночку и старуху и это две роли в одном словно Джекил и Хайд и это для меня большая удача. Все кто писал, что я мало публикую про профессию, ваш час настал меня отметить и поздравить. Я родилась, родилась как Панночка и старуха и дай Бог,чтоб наша история имела свой длинный путь и жила в сердцах людей и главное, чтоб каждый задумался о своей душе и своём выборе. Знакомьтесь, моя Панночка в мюзикле «Вий»».
Семинарист Хома Брут, вольно или невольно ставший главным героем этой истории, преодолевает на глазах зрителей непростой путь от безверия к вере и от эгоизма к гуманизму.
Молодой легкомысленный парень сталкивается с беспощадной жестокостью потусторонних сил и, чтобы спасти душу и жизнь, он должен многое осознать и переоценить. Хома –студент-семинарист, который вместо молитвы предпочитает «разгуляться от души», неслучайно становится мишенью и объектом для тёмных сил. Гоголь говорит о том, что негоже будущем духовному пастырю быть таким равнодушным к миру, аморфным и беззащитным перед соблазнами и пороками.
В постановке передан до мельчайших нюансов весь колорит Гоголевских событий и национальных традиций: палаты Сотника, хаты местных жителей, дом старухи-ведьмы, киевская семинария и заброшенная церковь на окраине, где Хома Брут должен отпевать Панночку… Смену времён суток ознаменуют не только пение петухов, но и грозно нависающие над сценой тучи.
На заднем пространстве чётко очертен лик Христа, который освещается в определённых моментах. Смысл этой иконы особенно символичен: она не только является частью действия, но и своеобразным оберегом всех участников мюзикла, в основе которого повесть, окутанная ореолом мистических совпадений и ужасающих легенд.
Воплощать на сцене потусторонние силы – всегда непростая и очень хрупкая задача для артистов и постановщиков, в «Вие» создателям удалось это сделать экспрессивно, но при этом деликатно.
Среди гостей премьерных показов было много актёров, музыкантов и других представителей творческих профессий.
Актёры Антон Эльдаров и Мария Беккер поделились своими впечатлениями.
Антон Эльдаров: «Зная, как тяжело всегда выпускать спектакль, я считаю, что ребята совершили настоящий подвиг, ярко воплотив на сцене такое непростое произведение. Молодцы! Очень задорно, весело! Дети в восторге: им было и страшно, и смешно, и интересно, нам, взрослым, тоже! Мне очень понравились танцы, ансамблевая работа. Есть большое желание сходить на разные составы, чтоб можно было сравнить. С каждым новым показом ребята будут разыгрываться больше и больше! Только вперёд, ещё смелее!»
Мария Беккер: «Это хороший мюзикл для семейного просмотра, когда можно прийти вместе с детьми. Гоголь манит и киномир, и мир театральный, в нем есть и колорит, и характеры, и мистика. Интересное решение самого Вия, я всё ждала, как это будет».
Захватывающее действие, философское либретто, восхитительная музыка и масштабная сценография проекта делают мюзикл не только захватывающим, зрелищным, динамичным и интересным, но и гуманным, социально-значимым.
«Ты сможешь устоять, души не потерять, приняв свой крест», - фраза одной из арий вновь и вновь говорит зрителям о том, что никогда нельзя изменять самому себе.
А основная мысль как произведения Гоголя, так, соответственно, и мюзикла «Вий» зашифрована также в одной из арий:
«Кто проклятье шлёт вместо молитвы,
Проиграет тот с нечистью битву…»
Если абстрагироваться от иллюзорных персонажей и транспонировать это на нашу жизнь, становится жутко: как часто мы отвечаем злом на зло, оскорблением на унижение, яростью на обиду? Вместо того, чтобы быть мудрее, глубже и милосерднее?
Вопрос риторический и, возможно, многие из нас после просмотра этого мюзикла пересмотрят линии своего поведения в тех или иных ситуациях.
«Только тот,
Кто в час полночный веру в сердце сохранит,
Крест в руке сжимая прочно,
Только тот и победит!..»
Строками из этой арии мы заканчиваем наш репортаж и ставим в финале пленительное многоточие… Лично мы полны решимости вернуться на эту прекрасную постановку и раскрыть много новых пасхалок, тонко и виртуозно завуалированных в этом масштабном проекте.
Поздравляем всех причастных к мюзиклу «Вий» с премьерой и анонсируем ближайшие показы спектакля в Москве: 9, 10 ноября 6, 7, 8 декабря.
В мир потусторонних сил погружались:
Корреспондент - Бурулёва Юлия
Фотограф - Самсоненко Лидия
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.