7, 8, 9 февраля на сцене КЦ «Москвич» пройдут первые в этом году показы одной из самых громких и масштабных премьер 2019 года – мюзикла «Вий» команды STAIRWAY. Повесть «Вий» является одним из самых загадочных и мистических произведений классика мировой литературы Николая Васильевича Гоголя. С этим произведением связано огромное количество тайн, легенд и слухов.
Создатели спектакля пошли на смелый эксперимент: поставить наполненную легендами и преданиями историю в жанре музыкального театра.
Эксперимент удался и риск полностью оправдан: мюзикл «Вий» поражает и восхищает самых искушённых зрителей.
Команда создателей спектакля изобилует знаменитыми именами, в творческом багаже которых большое количество профессиональных успехов.
Режиссер-постановщик мюзикла «Вий» – Николай Покотыло, 6-кратный номинант на премию «Золотая маска» за мюзикл «Винил», режиссёр-постановщик, главный режиссёр Красноярского музыкального театра.
Художник по костюмам мюзикла «Вий» – Вячеслав Окунев, воплотивший как художник постановщик более 300 постановок, среди которых мюзиклы-бестселлеры «Монте-Кристо» и «Граф Орлов». Композиторы мюзикла –Артур Байдо и Евгений Загот, личности, причастные к большинству популярных мюзиклов последних лет.
В постановке аккумулирован блестящий актёрский состав: востребованные и любимые публикой талантливые актеры и вокалисты - Анастасия Макеева, Теона Дольникова, Дарья Бурлюкало, Игорь Балалаев, Максим Заусалин, Игорь Портной, Сергей Усков, Антон Дёров, Алексей Петрухин, Игорь Скрипко, Дмитрий Савин, Фёдор Воскресенский, Елена Моисеева и другие актёры, каждый из которых хорошо известен любителям мюзиклов.
Как известно, у Гоголя никогда не было случайных персонажей или событий, все его герои или сюжетные линии – мудрая метафора, которую каждый читатель (а в данном случае – зритель) интерпретирует сквозь призму своего восприятия.
Каждый актёр на 100% вживается в образ своего героя. А совместными усилиями с художниками-сценографами, костюмерами и гримёрами в консенсусе с концепцией режиссёра перед зрителями разворачивается Украинский хутор, словно сошедший из книжных страниц, с уникальным колоритом, самобытными нравами и разнохарактерными персонажами.
Бравые казаки, много что знающие о жизни, но держащие «носы по ветру», ловко приспосабливающиеся к той или иной ситуации (Сергей Усков, Фёдор Воскресенский, Сергей Олексяк, Алексей Шулин), обаятельная Хавронья, которой свойственны и женская мудрость, и хитрая проницательность (Елена Моисеева, Таис Урумидис), не обременённые моральными нормами Бурсаки (Ярослав Баярунас, Максим Клестов, Андрей Сунцов, Евгений Аксёнов) и Ректор (Игорь Портной/ Антон Деров), который не прочь погрешить в свободное от службы время, другие жители хутора… Каждый персонаж вносит свою лепту в развитие действия, костюмы и грим героев также придают героям острохарактерные черты.
Актёрским и человеческим подвигом участие в этом спектакле является для исполнителей ролей Панночки (Макеева, Дольникова, Барлюкало), Хомы Брута (Скрипко, Петрухин, Савин) и Сотника (Балалаев, Заусалин).
Убитый горем от потери единственной дочери Сотник и он же, предводитель тёмных сил Вий, для которого нет никаких табу и запретов, олицетворение двойного дна в человеке.
Красивая Панночка и ужасная Ведьма в одном лице – символ борьбы добра и зла, очаровательная девушка и коварная ведьма. «Не спасёт её Богословье, загубила столько душ». Все мы сотканы из противоречий: не бывают абсолютно положительных и полностью отрицательных людей. Природа человеческой личности загадочна и непредсказуема: добро и зло, покой и гнев - миллионы других субстанций в каждом из нас ведут непрерывную борьбу, и никто никогда не знает, что победит в следующую минуту?
Значительную часть действия героиня проводит в гробу и в воздухе, летая не только над сценой, но и над зрительным залом. Мы смотрели состав с Анастасией Макеевой и можем только восхититься как человеческой смелостью, так и физической подготовкой актрисы.
Семинарист Хома Брут, вольно или невольно ставший главным героем этой истории, преодолевает на глазах зрителей непростой путь от безверия к вере и от эгоизма к гуманизму.
Молодой легкомысленный парень сталкивается с беспощадной жестокостью потусторонних сил и, чтобы спасти душу и жизнь, он должен многое осознать и переоценить. Хома –студент-семинарист, который вместо молитвы предпочитает «разгуляться от души», неслучайно становится мишенью и объектом для тёмных сил. Гоголь говорит о том, что негоже будущем духовному пастырю быть таким равнодушным к миру, аморфным и беззащитным перед соблазнами и пороками. В нашем репортаже в роли Хомы – Игорь Срипко.
В постановке передан до мельчайших нюансов весь колорит Гоголевских событий и национальных традиций: палаты Сотника, хаты местных жителей, дом старухи-ведьмы, киевская семинария и заброшенная церковь на окраине, где Хома Брут должен отпевать Панночку… Смену времён суток ознаменуют не только пение петухов, но и грозно нависающие над сценой тучи.
На заднем пространстве чётко очертен лик Христа, который освещается в определённых моментах. Смысл этой иконы особенно символичен: она не только является частью действия, но и своеобразным оберегом всех участников мюзикла, в основе которого повесть, окутанная ореолом мистических совпадений и ужасающих легенд.
Воплощать на сцене потусторонние силы – всегда непростая и очень хрупкая задача для артистов и постановщиков, в «Вие» создателям удалось это сделать экспрессивно, но при этом деликатно.
Захватывающее действие, философское либретто, восхитительная музыка и масштабная сценография проекта делают мюзикл не только захватывающим, зрелищным, динамичным и интересным, но и гуманным, социально-значимым.
«Ты сможешь устоять, души не потерять, приняв свой крест», - фраза одной из арий вновь и вновь говорит зрителям о том, что никогда нельзя изменять самому себе.
А основная мысль как произведения Гоголя, так, соответственно, и мюзикла «Вий» зашифрована также в одной из арий:
«Кто проклятье шлёт вместо молитвы,
Проиграет тот с нечистью битву…»
Если абстрагироваться от иллюзорных персонажей и транспонировать это на нашу жизнь, становится жутко: как часто мы отвечаем злом на зло, оскорблением на унижение, яростью на обиду? Вместо того, чтобы быть мудрее, глубже и милосерднее?
Вопрос риторический и, возможно, многие из нас после просмотра этого мюзикла пересмотрят линии своего поведения в тех или иных ситуациях.
«Только тот,
Кто в час полночный веру в сердце сохранит,
Крест в руке сжимая прочно,
Только тот и победит!..»
Строками из этой арии мы заканчиваем наш репортаж и ставим в финале пленительное многоточие… Лично мы полны решимости вернуться на эту прекрасную постановку и раскрыть много новых пасхалок, тонко и виртуозно завуалированных в этом масштабном проекте.
Напоминаем, что ближайшие показы спектакля в Москве: 7, 8, 9 февраля! Уточняем, что 8 и 9 спектакли пройдут в 14 и в 19 часов, таким образом в этом блоке «Вия» - 5 спектаклей! Торопитесь своими глазами увидеть это захватывающее зрелище, с увлекательным сюжетом и мудрым философским смыслом!
Билеты: https://мюзиклвий.рф/#tickets
В мир потусторонних сил погружались:
Корреспондент - Бурулёва Юлия
Фотограф - Самсоненко Лидия