На Петербургском культурном форуме решили расшифровать культурный код

Новости

На Петербургском культурном форуме решили расшифровать культурный код

08.12.2019
На Петербургском культурном форуме решили расшифровать культурный код

Где хранится нематериальное культурное наследие? Как стать волонтером культуры? Чем «дышат» молодые ученые? Куда глобализация ведет юные умы? Каков он – творческий вуз? Вот вопросы, объединившие профессионалов разных поколений в ходе трехдневной работы трека.

  Конференция «Перспективы развития профессионального образования в сфере искусств» (в 2-х частях) собрала представителей ведущих учебных заведений мира для обсуждения ключевых вопросов, которые ставит современность перед образовательными учреждениями, выполняющими миссию воспитания новой творческой интеллигенции.

   Ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Александр Соколов подчеркнул важную роль студенческих инициатив в повышении эффективности учебного процесса и формировании культурного сообщества. «Мы нередко сетуем на инертность студенчества за пределами своей профессии, а точнее за пределами ремесла, на их безучастность к проблеме ближнего своего. Виртуальный мир сегодня действительно нередко подменяет мир, открывающийся непосредственным живым общением. Но ведь искусство, которому наши студенты предназначили свою жизнь, является противовесом этому, так сказать, тренду современности, и возможность расширить свой кругозор, постигнуть суть гуманизма, следовать принципам морали и нравственности открывается сегодня и в новых, и в порой достаточно хорошо забытых формах», — напомнил собравшимся Александр Соколов и привел примеры успешно реализованных  студенческих инициатив в области межвузовского сотрудничества, благотворительности и воплощения культурных проектов.

       Ректор Центральной консерватории музыки в Пекине профессор Юй Фэн рассказал, как в КНР строится система музыкального образования, которому уделяется особое внимание на уровне государства. «Наша философия – вырастить музыканта за 17 лет, от первого класса начальной школы до выпуска из вуза. Для этого используется интегрированная система преподавания и профессиональная система двустороннего выбора. То есть педагоги учатся у студентов, а студенты — у педагогов. Также идет индивидуальное обучение специальности в режиме один на один. Все преподаватели у нас — университетские».

     Свое мнение о международном сотрудничестве в области музыкального образования высказал директор римской консерватории Санта-Чечилия Роберто Джулиани. «В нашей консерватории считается, что итальянская музыкальная культура находится в постоянном диалоге с другими европейскими странами, но также ведёт постоянную и быструю экспансию на восток, который с интересом смотрит на наше историческое наследие».

       Стефан Гиз, глава Ассоциации европейских консерваторий (Германия) видит цель работы своей организации в развитии инноваций в искусстве, лучшего понимания искусства и культуры в обществе, профессиональной подготовке молодых артистов. «Мы работаем не только в Европе, но и за ее пределами, у нас есть программы обмена, которые обычно охватывают всю Европу. Мы работаем в трех областях: создание сетей, включая тематические, лоббирование, и являемся мозговым центром новых тенденций, нового развития», — делится с участниками дискуссии докладчик.

    Александр Рыжинский, ректор Российской академии музыки им. Гнесиных (Россия) посвятил свой доклад актуальной проблеме, с которой сталкиваются все российские учебные заведения, — практическому применению Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Меняется социокультурная ситуация, меняется образовательный стандарт и образовательным учреждениям приходится оперативно адаптироваться к этим изменениям. «Понятно, что по отношению к искусству, по природе своей нестандартному в проявлениях, применение стандарта — это какая-то вынужденная мера, а что касается процедуры государственной аккредитации, то это скорее инструмент, чтобы задать некую линейку для того, чтобы измерить неизмеряемое. Поэтому в основном, конечно, стандарт сегодня — это целый ряд формальных признаков, будем говорить честно — мёртвых», — обозначил проблему Александр Рыжинский.

      «Образование в сфере культуры и искусства уникально, потому что оно передается на кончиках пальцев, на кончиках нашей души, и поэтому те технологии, которые мы используем, могут передаваться только от мастера к мастеру, — считает Наталья Шутенко, директор Департамента образования и науки Министерства культуры Российской Федерации. — От имени Министерства Культуры и департамента науки и образования мне хотелось бы отметить, что мы вместе с нашим вузовским сообществом много обсуждаем, куда нам идти дальше, как сохранить нашу творческую педагогическую школу и что нового мы можем привнести». Кроме того, в своем выступлении Наталья Шутенкообратила внимание собравшихся на необходимость внедрения высоких технологий в образовательный и научный процесс и на роль профессионального менеджмента в организации работы творческих вузов.

   Одним из итогов конференции стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского (Россия) и Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова (Россия).

 

    Важное событие произошло в рамках работы трека «Культура и молодежь» в жизни музыковедческого сообщества. В ходе сессии «Союз молодых ученых в области музыкального искусства: цели, задачи, перспективы сотрудничества», прошедшей на площадке Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, состоялось учредительное собрание новой научной общественной организации — Союза молодых ученых Региональной ассоциации восточнославянских стран Международного музыковедческого общества (IMS). IMS — профессиональный международный союз музыковедов со штабом в Базеле. Организация спонсирует и курирует деятельность всемирной сети музыкальных библиотек, баз рукописных и иконографических источников, сохраняя и поддерживая наследие, служащее для развития музыковедения. В структуру IMS входят ассоциации различных стран и региональные ассоциации, одной из которых является Региональная ассоциация восточнославянских стран, а также study groups, объединенные не по географическому, а по тематическому принципу.

    «В начале третьего тысячелетия российское музыковедение стало планомерно вливаться в международное профессиональное сообщество», — отметила Наталия Брагинская, заведующая кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, глава Региональной ассоциации восточнославянских стран IMS.

       Председатель Союза молодых ученых Михаил Черниговский, видит основной задачей новой организации создание условий для научной деятельности молодых специалистов и уверен, что это поможет снизить отток перспективных кадров из отрасли.

    «Миссия IMS — объединять музыковедов всего мира. В качестве молодых ученых вам нужно быть как локальными, так и глобальными. Сегодня это очень важно. Сохраняя эту взаимосвязь, вы сможете влиться в международное сообщество музыковедов», — напутствует своих молодых коллег президент IMS, руководитель Школы гуманитарных наук Университета Гонконга, профессор Даниэль Чуа.

  Помимо учредительного пленарного заседания, в рамках инаугурационной сессии прошел круглый стол «Актуальные проблемы современного музыкального театра», на котором молодые участники из разных городов России, Беларуси и Словении обсудили различные вопросы, касающиеся жизни современных музыкально-театральных жанров.

 

    Представители международных неправительственных организаций, политические и общественные деятели, лидеры молодежных общественных организаций и деятели культуры собрались на панельной дискуссии «Большая Евразия: Культура и молодежь», чтобы обсудить роль молодых людей в поддержании межкультурного взаимодействия и налаживании межгосударственного диалога, направленного на понимание и сохранение общих гуманистических ценностей.

      «Наряду с интеграционными процессами, к сожалению, проходит много дезинтеграционных процессов. И в основе этих процессов стоят, к сожалению, молодые люди, - отмечает Вадим Петров Рошманов, председатель молодежной организации «Ассоциация международного общественного развития» (Болгария). - Процесс глобализации протекает во всех сферах общественной жизни. Межкультурный диалог -  фактор объединения народов, дополнение к традиционному международному диалогу, который включает в себя изучение традиций культурного исторического наследия, посещение культурных памятников разных стран».

       «Нам нужна продуктивная деятельность, нужно больше обменов нужно развивать молодежные группы, нужно инвестировать в различные институты, которые будут подготавливать молодежь, - считает Далбир Сингх, сопредседатель Генерального совета Ассамблеи народов Евразии,  Национальный Секретарь Индийского Национального Конгресса, Президент Фонда Политики и Управления (Индия). - Мы должны наделять молодежь новыми правами. Нужно прививать им новые навыки и таким образом давать лучшие перспективы для будущего»

   Председатель Молодежной Ассамблеи народов России «МЫ-РОССИЯНЕ» Дина Громатикополо также высказала свое мнение о методах формирования гуманистического общества: «Очень важны те проекты, те форматы, которые способствуют сотрудничеству между старшим и молодым поколением. Сейчас очень быстрое время, меняются тренды и технологии. Молодежь - та энергичная сила, которая способствует этим изменениям и тому, чтобы люди, родившиеся чуть раньше, могли за этим успевать и быть эффективными». Эксперт призывает не сбрасывать со счетов значимость информационного SMM-пространства: «Тот контент, который мы создаем в социальных сетях может способствовать как миру и согласию, так и конфликтам, которые мы, являясь лидерами мнений, можем предотвращать».

 

        Внимание экспертов, собравшихся на дискуссии в формате  круглого стола «Нематериальное культурное наследие как образовательный ресурс: опыт российских и зарубежных образовательных организаций, учреждений науки и культуры», было сфокусировано на сохранности фольклорно-этнографических фондов. Ценнейшие аудио и видео материалы – база для научной, исполнительской и образовательной деятельности. Специалисты, работающие в этномузыкологической области, констатируют отсутствие налаженной, унифицированной системы сохранения и доступа к таким объектам нематериального культурного наследия. Екатерина Дорохова, кандидат искусствоведения, заместитель руководителя Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, старший научный сотрудник отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, член Союза композиторов России (Россия) обратила внимание собравшихся, что в обществе нет консолидированного мнения о том, что является объектом культурного наследия и подчеркнула необходимость государственной поддержки в сохранении фольклорно-этнографических материалов, а также создания ассоциации, которая сможет заниматься решением существующих проблем, привлекая к работе всех заинтересованных лиц и организации.

   Дмитрий Морозов, руководитель Центра русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, заместитель председателя Правления Российского фольклорного союза (Россия) призвал к популяризации народного творчества, пробуждению интереса молодежи к фольклору и пересмотру стандарта обучения этномузыкологии.  Асель Арынова, магистр искусствоведческих наук, преподаватель кафедры музыкального образования факультета искусства и спорта Павлодарского государственного педагогического университета (Казахстан) рассказала об образовательном эксперименте, когда этносольфеджио было введено как обязательная образовательная дисциплина в музыкальной школе.

     Марина Иоанну, аспирант Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Греция) привела пример обязательных уроков народных танцев в Греции и на Кипре. А Содгэрэл Туваанжав, кандидат искусствоведения (Монголия) поделилась опасениями, что отток монгольской молодежи из провинции в столицу поставит под угрозу сохранение традиционного горлового пения – умения, передающегося от поколения к поколению.

 

        В этом году электронный билет участника Общественного потока стал пропуском на главную площадку Культурного форума – Главный штаб Эрмитажа. Широкая аудитория получила возможность насладиться концертом «От берегов Сунгари до берегов Невы», в котором приняли участие оркестры народных инструментов Санкт-Петербургской и Харбинской консерваторий. Событие было приурочено к 70-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и проводилось в рамках перекрестного года России и Китая.

   Все нечуждые теме добровольчества смогли посетить сессию «Волонтеры культуры: массовое движение или событийный энтузиазм?»На мероприятии собрались представители волонтерских организаций, учреждений культуры и социокультурных проектов. Аудитории были представлены лучшие практики и программы взаимодействия волонтеров с культурными институциями.  Модератором сессии стала Дарья Жукова, руководитель дирекция общественного движения «Волонтёры культуры» (Россия). В 2019 году Министерством культуры РФ федеральная программа «Волонтеры культуры» было включена в национальный проект «Культура». Спикеры, среди которых были Мурад и Наталья Османн, авторы и главные лица проекта «Следуй за мной» (#FollowMeTo), Михаил Кожуховский, начальник сектора по работе с волонтерами Государственного Эрмитажа (Россия), Дарья Сухорукова, руководитель Волонтерской программы Государственного музея истории (Россия) дискутировали о роли волонтеров в представлении культуры страны, о кадровом резерве, кроющемся в волонтерском сообществе, о привлечении молодежи к социокультурным событиям и проектам.

        Двухдневная выставка «Золотым пером Н. А. Римского-Корсакова», прошедшая в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, впервые в истории предоставила посетителям возможность ознакомиться с подлинными рукописями великого композитора. В торжественном открытии выставки приняла участие правнучка Н. А. Римского-Корсакова Вероника Прокофьева.

     Участники, выбравшие музыку своей профессиональной стезей, а также те, кто любит «во всем дойти до самой сути» посетили сессию  «Чтения по музыкальному источниковедению и текстологии», посвященную теме рукописного наследия Н. А. Римского-Корсакова и вопросам источниковедения русской музыки, на которой выступили крупнейшие специалисты по истории русской музыки. На круглом столе «Актуальные проблемы современного музыкального театра» обсуждались пути развития оперы в XXI веке и социокультурный феномен современного музыкального театра - его направления, жанры и персоналии. Также в рамках трека «Культура и молодежь» состоялась научно-практическая сессия «Санкт-Петербургская консерватория в диалоге поколений: современные проблемы исполнительского искусства», ставшая площадкой для совместной работы маститых профессоров и молодых музыкантов. Приверженцам фольклорного искусства было из чего выбирать: для них были организованы мастер-класс «Практика и перспективы аутентичного фольклорного исполнительства», круглый стол «Певческое наследие традиционных восточноевропейских и западноевропейских культур в системе образования и просветительской деятельности» и мастер-класс «Древнерусское певческое искусство: практика исполнения монодии и многоголосия». Самые увлеченные фольклористы воспользовались возможностью получить уникальный опыт и посетили все три мероприятия, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.

 

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь