Олег Малахов: «В работе с артистами важен человеческий контакт»

Новости

Олег Малахов: «В работе с артистами важен человеческий контакт»

Олег Малахов: «В работе с артистами важен человеческий контакт»

Сегодня наш собеседник - актер театра "Школа драматического искусства", режиссер и мастер актерского курса Института культуры и искусства Московского городского педагогического университета Олег Малахов. Когда-то он стал одним из первых участников Лаборатории Анатолия Васильева, режиссера и экспериментатора, создателя идеи игрового театра, основателя театра "Школа драматического искусства".

Васильев создавал новую систему как аналог системе Станиславского. Решил уйти от психологической драмы. Загорелся желанием приблизиться к метафизике и найти ключ к литературе, которая «не занимается человеком как производным социально-бытовой среды». А занимается «онтологическим человеком, поставленным в сложный интеллектуальный, часто метафорический контекст культуры и цивилизации». Уйдя от театра человека, Васильев пошел к противоположной культуре — идеалистической.

Об теории игрового театра Анатолия Васильева, о том, как важно передать молодым артистам собственный уникальный опыт, установить человеческий контакт и развить уже существующую систему мы и побеседовали с Олегом Малаховым.

Студенты, которые приходят к вам на актерский факультет, понимают, что они будут работать в системе Анатолия Васильева, в традициях игрового театра? Или же они просто пришли "на актерский"?

Я думаю, что они просто пришли на актерский факультет, и большинство из них даже ничего и не слышали ни о Васильеве, ни о его методике. В сентябре я набрал новый актерский курс, и теперь за четыре года обучения должен передать им все, что знаю о театре. С курсом, который выпустился в 2022 году и с которыми теперь в ШДИ мы играем спектакль "Мольер. Экспромт" на Сцене на Новослободской, я провел только два года. До этого их мастером был Александр Огарев, но так сложилось, что я должен был подхватить этот курс после второго года обучения. Было непросто и мне, и им. Но мы, преодолев трудности, нашли общий язык.

Я предложил им свой путь обучения, поменял некоторые установки, предложил иные правила работы. Им нужно было переформатировать себя, многое переосмыслить. Я предложил курсу изучать роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин", и решил через эту учебную работу передавать им свое понимание театра, актерскую технику и иные знания о профессии. Уже через несколько месяцев я увидел, что студенты меняются, начинают слышать меня, появляется настоящий актерский ансамбль. Сейчас это универсальные артисты, они умеют играть талантливо, глубоко и ярко.

Как вы отбирали студентов на свой курс? По какому критерию?

Ко мне как-то перед прослушиванием подошла девушка и спросила: «А для вас имеет значение национальность?» Я ответил: "Для меня имеет значение талант". Так вот талант или актерские способности, а также дополнительные умения абитуриента - это то, что я хотел разглядеть, поэтому устраивал поступающим провокации, репетировал с ними, заставлял их быстро меняться, импровизировать. Хотя человеческий фактор тоже никто не отменял. Интуитивно считываешь, подходит тебе этот абитуриент по химическому составу или же нет.

Вы открыли что-то новое для себя в теории игрового театра, благодаря вашей педагогической работе?

Вся моя работа подтверждает одно: то, что разработал Васильев как систему - реально работает. Это живая и действенная методика, позволяющая актеру раскрыть свой потенциал. Когда мне приходилось работать или ставить спектакли с артистами, владеющими только психологической школой, в начале всегда был обоюдный дискомфорт, ведь мы, как иностранцы, говорили на разных языках. Но вскоре между нами устанавливался нужный диалог и мне удавалось наполнить актера иными задачами, позволяющими ему достичь интересных актерских результатов, отличных от прежних. И то, что было сначала крайне трудно или даже невозможно, вдруг начинало получаться.

Насколько востребованными будут ваши выпускники у режиссеров, работающих в традициях системы Станиславского?

Мне кажется, что с ними смогут работать любые режиссеры. Это доказывают выпускники 2022 года. Некоторые из них работают в театрах, где ничего не знают о школе Анатолия Васильева, но очень довольны новыми артистами, работающими в этой технике. Необходимо понимать, что методика Васильева ни в коем случае не отрицает систему Станиславского, наоборот, она опирается на нее, являясь, по сути, своеобразной надстройкой. Психологию взаимоотношений между людьми на сцене никто не отменял, но есть тексты, где главенствуют идеи, где борьба этих идей становится первична, а нюансы человеческих взаимоотношений как бы уходят на второй план. Именно в этих текстах нужны иные способы игры и работы с материалом, иначе они просто не оживают.

Для того, чтобы начать заниматься игровым театром, надо ли иметь какой-то базис, ту же систему Станиславского, или же лучше быть совершенным неофитом?

Когда Васильев набирал нашу лабораторию, то брал людей опытных, которые уже окончили высшие театральные заведения и даже где-то играли. До поступления в его лабораторию я окончил Щепкинский театральный институт и уже два года играл сразу в двух театрах. Васильеву нужна была эта база актера, на которой он мог бы развить свою методику работы. Когда мы постигали науку его театра, то занимались довольно сложными текстами, например Платоном. В этом материале те правила разбора текста и актерской игры, которые нам известны по психологической школе, просто не работали. Вот именно на таких произведениях мы и изучали иные правила, позволяющие справляться с подобными текстами.

Когда же мы переходили к Чехову, то опять возвращались к традициям психологического театра. Затем Васильев предложил заниматься Пушкиным, который находится на стыке двух методик, то есть мир идей Пушкина помещен в среду человеческих взаимоотношений. Вот здесь нам и пригодились ключи игрового театра. Если Пушкина рассматривать только через взаимоотношения героев, то материал становится тяжелым, малоподвижным, лишается крыльев поэзии и своего содержания. А если произведения Пушкина рассматривать только как мир идей, то он лишается своей основы, человека. Очень много текстов, которые находятся как раз на этой границе, между миром идей и миром людей.

Как проходили занятия в Лаборатории Анатолия Васильева?

Попав в лабораторию Васильева, я окунулся в совсем иной мир театра и театральной философии. В течение первых трех лет в первой половине дня мы занимались ушу, вербальным тренингом и другими практиками с разными мастерами, а только потом приходили на репетицию текстов к Васильеву. В завершении трех лет лаборатории мы получили дипломы о ее окончании и стали актерами труппы театра «Школа драматического искусства». К этому времени у нас появился первый спектакль "Пушкинский утренник", в виде открытого урока, который имел довольно простую внешнюю и в то же время очень сложную внутреннюю форму существования. Выходя на сцену, актеры садились в круг и в течении двух часов читали стихи, которые выглядели как диалоги. Казалось бы, очень просто, выходи и читай стихи, чему там учиться несколько лет? Но я уверен, что повторить это никто не сможет. То, что выглядит легко, является степенью мастерства актера. Можно очень долго и подробно рассказать о методике репетиции А.Васильева и его системе, которую мы изучали, но понять это без практики не представляется возможным.

А какая ваша роль в "Школе драматического искусства", полностью сделана по правилам игрового театра?

Есть спектакль "Как важно быть серьезным", там я играю мистера Джона Уординга, так вот этот спектакль сделан в чисто игровых правилах. Многие спектакли Игоря Яцко, в которых я играю, сделаны на игровых файлах. Каждый из этих спектаклей для меня любимый и особенный, и существую я в них по-разному, все зависит от автора. Но есть такие спектакли, которые сделаны в миксе техник. Например, в спектакле «Опасные связи» первый акт сделан в игровой манере, а второй акт наполняется психологизмом.

Каким вы видите идеального зрителя для спектаклей, сделанных в традиции игрового театра?

Это зритель, который любит театральные впечатления, неоднозначность, зритель, который не является ярым сторонником бытовых сериалов, зритель, интересующийся разным театром, искусством вообще.

Есть ли в игровом театре понятие "амплуа"?

Конечно есть. Это связано с возможностями артиста, его физическими и психическими данными. От этого зависит насколько он может отразить тот или иной психотип или характер. Но есть еще понятие художественности. Например, Васильеву нравились у артистов длинные волосы. Когда я пришел к Васильеву в лабораторию, то у меня была довольно короткая стрижка. Как-то он мне намекнул, что пора отращивать волосы. Я не понял этого «жирного» намека, который был на самом деле почти приказом. Через некоторое время он позвал к себе в кабинет моего товарища Александра Огарева, и сказал: "Ты передай Олегу, что надо отращивать волосы, а то ходит солдатиком и вид у него совсем не художественный". После этого замечания я начал отращивать волосы и носил их около двенадцати лет.

На Сцене на Новослободской театра "Школа драматического искусства" идет спектакль "Мольер. Экспромт", который вы сделали с молодыми артистами - вашими выпускниками. Почему был выбран этот материал?

В своей жизни я уже несколько раз работал с драматургией Мольера. У меня самые яркие впечатления от встречи с этим гениальным автором. Со студентами четвертого курса мне хотелось сделать какую-то яркую дипломную работу в игровых правилах. И я вспомнил о пьесе Мольера "Версальский экспромт". Это пьеса-репетиция. В нашем спектакле зрителям представлен весь закулисный мир театра. Сюжет прост: Мольер с артистами своей труппы репетирует спектакль, посмотреть который вскоре приедет сам король. Диалоги о театре, об искусстве актера, этические и эстетические законы театра, сцены-импровизации - все это является частью этой пьесы. Мы взяли основу этой пьесы, но во многом ее переписали, дополнив современной театральной реальностью, интерактивом с публикой и разными импровизациями. Зритель, входя в зал, сразу попадает в процесс репетиции Мольера со своей труппой. Этот спектакль сделан как раз в игровых правилах, которые разрабатывал Анатолий Васильев, а студенты постигали в процессе своего обучения.

Еще одна яркая работа вашего выпуска - спектакль по "Евгению Онегину" А.С. Пушкина. Можно ли рассказать о нем?

Мы его делали весь третий курс. Сначала мы читали текст романа и проникали в его содержание, а потом сочиняли форму. Наша театральная версия романа начинается со сна Татьяны, с мистического и ключевого места произведения. Калейдоскоп ярких событий сна со всей эмоциональностью захватывает внимание публики, а после представление как бы отпускает свои «поводья» - запускается линия сюжета. Потом опять отвлечения, импровизации на темы и вновь возвращение к истории. Так же устроен и сам роман. Он то забегает далеко вперед, то возвращается назад, то вообще уходит в сторону, отвлекаясь от основного рассказа. В нашем спектакле всем знакомый сюжет романа рассказывается языком образов, ассоциаций, метафор. Мы нашли много интересных решений, и текст начинает оживать в сегодняшнем дне. Ранее в своем театре-студии "Малахит" я также занимался этим произведением, а еще до этого играл Ленского в спектакле А. Васильева "Из путешествия Онегина". Так что это произведение Пушкина, к которому я периодически возвращаюсь. Я очень люблю Пушкина и его тексты. Люблю разбирать их, изучать. Это всегда увлекательный кроссворд и разговор с гением!

Что вы особенно цените в нынешней работе со своими выпускниками?

Когда они еще были студентами, а не коллегами, то часто мечтали, чтобы курс стал отдельной труппой. И сейчас как раз есть спектакль, есть отдельная труппа, я - их режиссер и на сцене - коллега, так как исполняю роль Мольера. В этом спектакле мы, по сути, выносим на сцену наши собственные отношения режиссер-актеры, учитель-ученики.  Параллель можно провести еще и в том, что у Мольера с труппой были очень доверительные отношения, очень прочный человеческий контакт. И у меня со студентами за эти два года сложились тесные дружеские отношения. Несмотря на то, что я продолжаю для них быть мастером и режиссером, все равно мы находимся на общей, очень доверительной человеческой волне. И особенно важно то, что все, что сейчас происходит с нами, мы воспринимаем как начало чего-то нового.

 

Марина Белова

Фото - Наталия Чебан

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь