Павел Сурков: «Тяжёлые времена легче переживать не в одиночестве»

Новости

Павел Сурков: «Тяжёлые времена легче переживать не в одиночестве»

Павел Сурков: «Тяжёлые времена легче переживать не в одиночестве»

19 декабря свой первый спектакль онлайн-пространстве сыграет новый театр: Виртуальный Художественный Театр. О новом проекте, его идее и задачах мы поговорили с продюсером Павлом Сурковым.

Как появилась идея Виртуального Художественного Театра? Расскажите подробнее о проекте в целом.

У этого проекта довольно длинная история. Началось все примерно год назад, когда я оказался в Оренбурге и совершенно случайно попал на театральный вечер, посвященный закрытию Года Театра. На этот вечер меня пригласила министр культуры Оренбургской области, удивительный человек и профессионал Евгения Шевченко. Ни о какой пандемии никто тогда и не думал, театры строили разнообразные планы, все было донельзя радужно. За два часа передо мной на сцене прошли неким «парадом» все театры Оренбургской области – в режиме коротких театральных этюдов. Я увидел массу замечательных артистов, с великолепным потенциалом – но о которых столичный зритель и массовый зритель, увы, не знает ничего! Это меня так ошеломило, что я, помню, ушел в гостиничный номер и пару часов пребывал в откровенном шоке. Вот ведь парадокс – утащишь такой талант в столичный театр, так региональные подмостки останутся пустыми. А показывать этих людей надо, просто необходимо, но единственная возможность – это театральные фестивали, которые зачастую проходят мимо массового зрителя… И передо мной возникла проблема, которую я, как продюсер, захотел решить…

А потом пришла еще большая проблема…

Именно! Потом случилась пандемия. Театры закрыты, индустрия терпит крах. И тут мы вместе с Театром на Юго-Западе, в который я как зритель хожу уже тридцать лет – придумали такой проект как Виртуальная сцена. Мы открыли репертуарную Виртуальную сцену, для которой ставились спектакли, делались театральные вечера – и театр продолжал жить, несмотря на пандемию, регулярно встречаться со своим зрителем. Это невероятно поддерживало и актеров, и режиссеров. Здесь, конечно, надо отдать должное художественному руководителю Театра на Юго-Западе Олегу Леушину, который в этот проект поверил, поддержал, включился в него – и как постановщик, и как артист. И вот так мы жили всю пандемию, вплоть до лета.

И тут – вторая волна…

И тут – понимание того, что надо делать что-то еще более масштабное. Создать единую театральную площадку, на которую может прийти любой актер, любой режиссер – и сделать «здесь и сейчас» самый настоящий театральный проект, но – в виртуальном пространстве. Место, которое будет объединять людей из разных театров, из разных городов, из разных стран. Единое творческое пространство. Но – живущее по всем театральным законам: репертуар, художественное руководство, продюсирование.

Объясните, как это выглядит? Вы снимаете спектакли и транслируете их?

Ни в коем случае! Все играется абсолютно вживую – здесь и сейчас. Актеры находятся каждый в своем пространстве, зрители – в своем. Вы получаете ссылку на Zoom-трансляцию, заходите по ней – и попадаете в настоящее пространство спектакля. Который играется вживую. Здесь и сейчас. Каждый раз – по-новому, каждый раз – только для пришедших зрителей. Этим наш театр и отличается от всех имеющихся сейчас записей, инстаграм-трансляций и прочих экспериментальных проектов. Это – полноценные драматические спектакли, играющиеся без записи, абсолютно «вживую». Все, как и должно быть в театре.

И кто работает с вами?

Конечно, расскажу и об этом. Есть я – автор идеи и продюсер, то есть человек, который предлагает какие-то творческие решения, но – организационного и экономического характера прежде всего. Например, мне хочется, чтобы уже в январе у нас случился первый межтеатральный проект, чтобы некоторые спектакли московских театров игрались на нашей площадке, чтобы наконец-то пошел творческий диалог артистов и постановщиков всего театрального сообщества, чтобы начались эксперименты… Вот это – моя прерогатива. А есть Наталья Сажина – наш художественный руководитель. У нее есть опыт работы с собственными театральными проектами, поэтому она отвечает за творческий процесс, коммуницирует с артистами, занимается вопросами постановок, репетиций… А мне остается удовольствие подглядывать за этим в щелку и никак не касаться самого творческого процесса. Надо четко разделять функционал.

Но ведь zoom-трансляция накладывает на актера определенные технические ограничения? Не будет ли зрелище выглядеть немного… скучновато?

Мы все понимаем об этих ограничениях – и работаем с ними. Постепенно постановки будут становиться технически и технологически сложней: мы будем обрастать аппаратурой и, соответственно, техническими возможностями. Пока мы специально включаем в репертуар не слишком сложные с исполнительской точки зрения истории – хотя у нас будут и песни, и музыка, и, конечно, драматическая составляющая.

Какие спектакли у вас уже в репертуаре?

Сейчас мы покажем два спектакля – первый называется «Своими словами»: это такая романтическая история о любви. Собираются три девушки, включают zoom – и начинают своими словами, как и сказано в названии, рассказывать о своих чувствах, переживаниях, личных историях. Это наш «звездный» спектакль, не скрою, в нем заняты два лауреата «Золотой маски» – Теона Дольникова и Агата Вавилова. Более того, в спектакле звучат стихи и песни, авторы которых – собственно, актрисы занятые в спектакле, так что это еще и способ увидеть любимых актрис с еще одной, для кого-то, возможно, неожиданной стороны… И еще мы готовим спектакль «Безымянная звезда» по пьесе Михаила Себастьяна, который зритель тоже увидит в нашем репертуаре совсем скоро. Впереди еще идея детской пьесы – специально для новогодних каникул, отдельного проекта об итальянском искусстве… Одним словом: планов очень много, но мы при этом открыты для сотрудничества.

А собственную пьесу поставить не хочется? Вы же драматург, у вас вышло уже два сборника пьес…

Как я уже сказал, постановочная часть – не моя прерогатива. Если художественный руководитель поверит в молодого драматурга Суркова – то драматург будет только рад. Хотя, конечно, какие-то авторские задумки у меня имеются, но это тоже – дело будущего.

Кстати, о будущем. Есть ощущение, что вы придумали новый театральный формат?

 Ничего нового мы, собственно говоря, не придумали. Объединение трупп, режиссеров, актеров было всегда. Многие режиссеры с удовольствием ставят спектакли в разных театрах нашей страны и за рубежом. Это естественный творческий процесс, который был всегда. Мы просто хотим этот процесс сделать еще более заметным, приблизить его к зрителю, показать тех людей и те театральные идеи, которые массовый зритель вряд ли увидит. Мы хотим привести театр прямиком в ваш дом, поставить сцену прямо у вас на столе. Да, мы взяли множество существующих идей и механизмов, объединили их – и получился ВХТ. Мы не только придумываем. Мы объединяем. И приглашаем всех объединяться вместе с нами. Тяжелые времена легче переживать не в одиночестве.

 

Беседовала Марина Белова

P.S. Сайт нового проекта - vht-official.ru  https://vht-official.ru/ . Там вы можете подробнее узнать о постановках, а также приобрести билеты на мероприятия.

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь