«Как провести реабилитацию души и тела? В чем движущая сила? Как взлететь? Что я могу, что мне позволено, а что нет? Отвечая на эти вопросы, я понял, что не надо останавливаться, надо мечтать, надо ставить себе невозможные задачи, и только тогда жизнь приобретает интерес. Надо дать человеку возможность быть тем, кем он хочет быть. Чтобы ему не мешали в этом, тогда он счастлив» - так говорит о своей работе автор пьесы и режиссер спектакля Борис Константинов. Он «сделал повесть вторым планом, а первый план, события в отдельно взятой горной психбольнице примерно сто лет назад, сыгран живыми актерами».

Спектакль по мотивам повести Ричарда Баха рассказывает о бывшем летчике-испытателе, который видит смысл своей жизни лишь в полете. «В винтажном инвалидном кресле сидит человек, вокруг него снуют врачи во главе с инфернальным доктором Ченгом». Все перемешано в спектакле: больничный халат необъятных размеров внезапно превращается в гнездо чаек, и вот уже папа и мама переживают за своего сыночка, что летать он должен исключительно для получения пропитания; то клиника и перед зрителями пациент, считающий себя сыном Большой Чайки; то снова Герой, который нашел средство, чтобы осуществить свою мечту; то персонал клиники «заразившийся» от него надеждой и не готов уже по указанию Доктора Ченга продолжать его жестокие эксперименты.
В этом спектакле две параллельно рассказываемые истории: куклами и людьми – «соединение кукольной пластики, маски и так называемого "живого плана"». Повествование «осуществляют»: Адиль-Искандер, Алия Гаттарова, Владислав Камышников, Донат Гильманшин, Илья Обухов, Руслан Васильев, и Эльвира Исламова. Автор пьесы и режиссёр Борис Константинов. Художник – Александра Громова. Музыкальное оформление – Егор Чудинов. Художник по свету – Юрий Лебедев.

Зрители погружаются в пространство спектакля еще в фойе. Это приемная-лаборатория доктора Ченга. Здесь можно узнать предысторию главного героя – летчика с позывным «Чайка». Достаточно развернуть газету или прочитать письмо доброжелателя. Создатели спектакля утверждают: «зрителю нужно время и пространство на отчуждение от повседневности. Звуковые эффекты, игра света на белых простынях деформируют ощущение действительности».
Спектакль-гротеск о мечтательном безумце завершается трагически. Но каждый зритель разделяет стремление героя полететь со скоростью мысли, или не каждый, и не полететь…
Наталья Логинова.
Фото – пресс-службы театра Образцова.
