Сергей Безруков «зажёг» гигантскую луну и оживил героев Чеховской «Чайки» в естественных природных декорациях живописного Лефортовского парка: 20 июня в Московском Губернском театре состоялось открытие VI Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского».
По доброй традиции открытие фестиваля всегда проходит в формате open air - планировалось, что в этом году на торжественной церемонии представят эскиз первого действия комедии А.П. Чехова «Чайка» в постановке Сергея Безрукова - под масштабный замысел режиссёра идеально подошёл Народный парк «Усадьбы Лефортово», именно эта локация и был выбрана для открытия. Высокопрофессиональная команда фестиваля детально готовилась к предстоящей церемонии, были специально установлены зрительская трибуна и дополнительные декорации. Но погода внесла свои коррективы: в связи с неблагоприятными метеоусловиями и обрушившимся на Москву ураганом организаторы приняли непростое, но единственно верное решение - перенеси церемонию открытия в помещение театра, а эскиз спектакля продемонстрировать в формате видеоверсии, запечатлённой накануне, филигранно смонтированной в захватывающий фильм в рекордно короткие сроки.
Вопреки форс-мажорным обстоятельствам непреодолимой силы всё получилось великолепно. В фойе Губернского театра гостей встречал Губернаторский оркестр Московской области под руководством Сергея Пащенко - музыкальные шлягеры согревали гостей, преодолевших на пути в театр залповые ливни и ураганный ветер, и настраивали публику на встречу с «Чайкой».
Предваряя показ эскиза, Сергей Безруков отметил: «По традиции наш фестиваль открывается эскизом будущего спектакля, который потом находил свое воплощение на сцене Московского Губернского театра. В этом году мы выбрали «Чайку»: эта пьеса напрямую ассоциируется со Станиславским и Художественным театром. А для меня как для худрука и режиссера - это продолжение нашей чеховской трилогии. В репертуаре Губернского театра уже есть классический «Вишневый сад», есть спектакль «Дядя Ваня». И, конечно, я мечтал поставить «Чайку». Пока это только проба, эскиз. Интерпретаций «Чайки» было множество, разных и по стилю, и по смыслам. Я увидел «Чайку» вот таким образом — это совершенно современный вариант трактовки. Повторить потом на сцене эту версию один в один будет, конечно, сложно. Здесь в эскизе вы видите настоящее озеро, в котором, как и в пьесе Чехова, действительно много рыбы. Пока мы репетировали, над озером летали чайки, квакали лягушки, - все живое, настоящее. Такой натурализм очень любил Константин Сергеевич. Это создает атмосферу и помогает артистам. У нас получился театр в живой атмосфере, «по Станиславскому».
Гости вечера стали свидетелями рождения нового спектакля, в котором культовые персонажи - наши современники: удивительно, насколько органично звучит текст великого классика в воплощении многогранных актёров Губернского театра. В бессмертном шедевре Чехова затронуто множество основополагающих тем человеческих отношений, эмоций, поступков и стремлений, актуальных во все времена.
Пленительный пруд, утопающий в зелени ветвей и озарённый чарующим светом гигантской луны, словно в зеркале, отражённой в зыбкой водной глади, пение птиц, стрекот лягушек, кузнечиков и стрекоз, умиротворяющий шёпот ветра… Это лишь часть невероятной атмосферы, воссозданной во всей палитре чувств и ассоциаций.
Живые природные декорации Сергей Безруков обрамил неожиданными деталями - режиссёрский плейбэк Треплева, приусадебный бассейн, телевизор, на котором демонстрируют звёздные роли Аркадиной, а затем выводят караоке-экран и…легендарная машина Волга «Чайка», которая в финале выполнит важную сценарную функцию. Луну воссоздал шар, который используют в кинематографе - эту часть сценографии доставили в парк по воде.
Действие начинается с диалога учителя Семёна Медведенко (Кирилл Новышев) и Маши (Полина Галкина) - занимаясь йогой на свежем воздухе, герои ведут хорошо знакомую всем со школьной скамьи беседу. Они говорят о брешах в финансовом бюджете молодого учителя и жизненных приоритетах безответно влюблённой в Константина Треплева Маши, предпочитающей в одежде чёрный цвет, который молодая девушка называет «трауром по своей жизни».
Смеркается, вечереет… Дерзкий, порывистый Константин Треплев (Алексей Ярмущик) вступает в полемику со своим дядей, мудрым и обаятельным Петром Сориным (Леонид Громов): герои спорят о непростых взаимоотношениях Константина с матерью, размышляют о противоречиях театрального искусства. Треплев с волнением готовит свой режиссёрский дебют, в главной роли в котором должна блистать его возлюбленная Нина Заречная (Анастасия Дворянская). Яркая, эффектная брюнетка влетает на берег на модной машине - у девушки совсем мало времени, она очень волнуется, ведь её актёрский дебют будет смотреть не только мать Константина, известная актриса Аркадина (Анна Снаткина), но и её молодой сожитель, популярный писатель Тригорин (Павел Харланчук). Брутальный доктор Дорн (Сергей Вершинин) общается со своей ревнивой дамой сердца (Юлия Романович), которая является женой управляющего имением Ильи Шамраева (Григорий Фирсов). Словно тайфун энергии и цунами амбиций, в действие врывается Аркадина - экспрессивная, эмоциональная женщина ведёт себя эпатажно и истерично: каждая её реплика, жест и взгляд говорят о нестабильном нервном состоянии и желании быть в центре внимания. Её импозантный молодой бойфренд, напротив, спокоен и расслаблен - чувствуется, что беллетрист Тригорин не видит поводов для беспокойства, воспринимая всё происходящее и саму жизнь иронично-саркастически…
Конечно, мы не будем пересказывать весь сюжет оригинального, захватывающего и увлекательного действия, которое охватывает все пространства, включая воду: герои купаются на закате солнца, в одной из кульминационных сцен Константин Треплев переплывает пруд, а действие его неожиданного театрального перформанса происходит на водной глади. Нина Заречная читает свой знаменитый монолог в очень экзотичном и эксцентричном образе, в кульминационном моменте её плот, словно вулкан, озаряется калейдоскопом разных световых эффектов и, словно в вечности, растворяется в дымовой завесе…
Нервная Аркадина воспринимает спектакль сына, как «декадентскую» провокацию, а Доктор, напротив, улавливает в замысле Константина мощные философские смыслы. В трактовке Сергея Безрукова главный акцент сделан на нелюбви матери к сыну. Конфликт поколений, буйство противоречий, ревность и ярость набирают обороты…
Согласно оригинальной задумке режиссёра, легендарная Волга «Чайка», установленная на берегу озера, словно «Чайка» упорхнёт вместе с Константином в непредсказуемое будущее, исчезнув в синих сумерках. В финале Доктор зажигательно поёт известный шлягер Вячеслава Добрынина «Колдовской озеро», который метафорично напомнит зрителям, что самые глубинные недра - не водоёмы, а непостижимые и непредсказуемые человеческие души…
И даже метеорологические катаклизмы не омрачили знаковое событие. Благодаря неприятным сюрпризам погоды и капризам природы театральный эскиз обрёл профессионально снятую и смонтированную по лучшим канонам кинематографа видеоверсию, которая, безусловно, войдёт в историю театрального искусства и станет важным мостиком из прошлого в настоящее и будущее.
Если создавать новые формы и позволять себе эксперименты с классикой, то только так, как это сделал Сергей Витальевич: да, в его трактовке Чеховские герои сменили эпоху, но они сохранили главное - реальность и достоверность. В каждом персонаже Безруковской «Чайки» мы видим жизнь человеческого духа, узнаём себя или окружающих людей и верим в предлагаемые обстоятельства. Именно это и есть главный смысл фестиваля «Фабрика Станиславского».
После демонстрации видеоверсии под бурные аплодисменты публики на сцену Губернского театра вышел Сергей Безруков и все актёры, задействованные в «Чайке». Художественный руководитель, основатель и вдохновитель «Фабрики Станиславского» сказал приветственные слова, поблагодарил артистов за замечательный эскиз и торжественно объявил фестиваль открытым!
«Конкурсная программа подобралась очень сильная, и мы с нетерпением ждем встреч с нашими коллегами - театрами из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Севастополя, Челябинска, Красноярска и Самары. По традиции приветствуем на «Фабрике Станиславского» и будущих актеров - студентов актерских факультетов из различных вузов страны. В рамках образовательной программы фестиваля они будут учиться профессии у замечательных мастеров, педагогов, теоретиков и практиков театра.
В конкурсной программе - спектакли талантливых режиссеров, но особенность нашего фестиваля в том, что посвящен он, прежде всего, его величеству Актеру. Именно актер воплощает и доносит зрителю замысел режиссера, благодаря ему мы можем видеть на сцене «жизнь человеческого духа», как учил Станиславский. В финале мы будем награждать именно артистов – за лучшую мужскую и женскую роль, лучший актерский ансамбль и лучший дуэт».
За вклад в развитие культуры и искусства премией «Верю!» был награжден заслуженный артист РФ, актер Московского Губернского театра Виктор Шутов. 21 июня Виктор Дмитриевич отмечает свое 85-летие, и в честь юбилея на церемонии открытия ему также был вручена почетная грамота от Московской областной думы. Вручая грамоту, заместитель председателя Мособлдумы Олег Рожнов поздравил участников и гостей с открытием фестиваля и отметил: «За время существования Московского Губернского театра появилось немало ярких добрых традиций, и я надеюсь на новом этапе жизни театра, федеральном этапе, не только название театра – Губернский – и эти традиции, люди сохранят духовную связь с Московской областью».
Фестиваль создан в 2017 году. Основная идея фестиваля - собрать театральные коллективы, режиссеров и актеров, исследующих и развивающих наследие театрального реформатора К.С.Станиславского. Мы предлагаем посмотреть на культуру, созданную Станиславским, как на уникальный опыт мирового театра, в согласии или в полемике с которым рождается новое искусство, новые поколения режиссеров, актеров, педагогов.
Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры и туризма Московской области. Организатор - Московский Губернский театр. Художественный руководитель фестиваля - народный артист России Сергей Безруков.
Шестой фестиваль «Фабрика Станиславского» проходит с 20 по 29 июня 2024 года в Москве. Фестиваль представит значимые постановки региональных театров и яркие актерские работы, которые не всегда доступны столичному зрителю. В фестивальной афише - спектакли самых разных театральных концепций и школ, но в центре внимания - традиционный психологический театр, в котором все идеи и смыслы транслируются через актера.
Конкурсную программу 21 июня открыл показ спектакля «Мудрецы» Театра «На Литейном» из Санкт-Петербурга. Всего же «Фабрика Станиславского» покажет столичному зрителю значимые постановки театров из 8 регионов России: «Коварство и любовь» Красноярского драматического театра им. А.С.Пушкина, «Возвращение» Самарского театра юного зрителя «Самарт», «Дон Кихот» Нижегородского ТЮЗа, «Фото на развалинах» Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская», «Лес» Севастопольского академического русского драматического театра, «Дом Бернарды Альбы» Челябинского театр драмы им. Н.Орлова, «Подсвечник» Театра «Сфера». Основная площадка фестиваля - Московский Губернский театр.
Афиша фестиваля доступна по ссылке: https://www.fsfest.ru/poster/
Участниками образовательной программы стали 29 студентов актерских факультетов из Барнаула, Нальчика, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Калуги и Тольятти. Для них в рамках фестиваля в Московском Губернском театре 24 преподавателя проводят свои мастер-классы по дисциплинам «мастерство актера», «сценическая речь» и «сценическая пластика», а также лекции по истории театра, психологии творчества и другим дисциплинам. Среди преподавателей – Сергей Безруков, Сергей Федотов, Александр Коршунов, Тереза Дурова, Ольга Егошина, Павел Руднев, Ксения Аитова, Айдар Закиров, Владимир Аносов, Константин Мишин и другие.
Также в рамках образовательной программы фестиваля «Фабрика Станиславского» впервые будет проведена программа мастер-классов для молодых актеров Подмосковья. Участниками актерского интенсива станут 20 актеров из семи театральных коллективов Московской области: Мытищ, Щелково, Серпухова, Истры, Жуковского, Ногинска и Люберец.
Фестиваль завершит свою работу 29 июня: на сцене Московского Губернского театра подведут итоги фестиваля и вручат премии победителям. Лауреатов фестиваля определит жюри, в составе которого в этом году – театральные критики Павел Руднев, Ирина Алпатова и Ксения Аитова. Призы вручаются в трех номинациях: за лучшую женскую и лучшую мужскую роль, а также за лучший актерский ансамбль. Победителям вручаются памятные статуэтки «Верю» - эксклюзивная миниатюрная скульптура Станиславского из "бисквитного" фарфора, созданная мастерами Дулевского фарфорового завода.
Символично, что старт фестиваля совпал по времени с важным событием в жизни Московского Губернского театра: МГТ стал не региональным, а федеральным театром! Смена формы собственности открывает новые горизонты в развитии театра, масштабирует его гастрольную деятельность.
Нет никаких сомнений, что это эпохальное событие станет новой страницей и для фестиваля губернских театров, который внимательно относится к неразрывной связи поколений, бережно сохраняет и приумножает лучшие традиции великих. С интересом наблюдаем за насыщенной программой «Фабрики Станиславского»!
Синергией формы и содержания вдохновлялась корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Фестиваля, фотографы - Герман Жигунов и Галина Фесенко
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.