В Нью-Йорке на 92-м году жизни скончался Эрнст Неизвестный. Один из самых мощных и самых неординарных художников ХХ века. Его работы не раз называли «эталоном современной скульптуры» и «примером независимой творческой мысли». Сама личность мастера не менее монументальна, чем его произведения. Её масштаб в контексте времени передаёт знаменитая фраза Энди Уорхола: «Никита Хрущёв – средний политик эпохи Эрнста Неизвестного». Авангард Неизвестного, который так шокировал советских чиновников – не просто игра с формами. Это гимн свободе, обретённой через боль, символ вечного противостояния искусства и диктатуры.
Эрнст Неизвестный совершил революцию в скульптуре, создал новый пластический язык – не всем понятный и не всеми принятый, многих завораживающий, кого-то пугающий. Он лепил грубо, резко и жёстко. По его собственный словам, «как мясник, как демиург». Его восприятие мира, эпохи было таким – острым, трагическим. Свою жизнь Неизвестный – сын репрессированных, фронтовик, прошедший всю войну – тоже воспринимал как драму, которая, причиняла боль, и тем не менее, питала его как художника.
«Моя жизнь написана очень бездарным писателем, по первым правилам Литературного института: сюжет, завязка и неожиданная развязка», - говорил скульптор.
Неизвестный всегда был заметной и нетипичной фигурой для советской арт-среды. Равнодушных к его искусству было мало – его любили и о нём спорили. Ругали – особенно власти. На знаменитой выставке в Манеже в 1962-м году, Никита Хрущёв назвал его искусство дегенеративным. Возмущался: «Почему скульптор так искажает лица советских людей?». Неизвестный не испугался, вступил в полемику, защищал неофициальное искусство от нападок вождя. Бескомпромиссный, отважный, импульсивный. Промолчать было не в его стиле.
«Он выстоял и противостоял этому безумному напору, когда его обвиняли во всём, и даже министр госбезопасности Серов кричал: "Откуда вы взяли бронзу?" - он выстоял и остался самим собой, потому что он оставался непреклонным в своих убеждениях», - отметил народный художник России Борис Мессерер.
После смерти Хрущёва Эрнст Неизвестный создал памятник на его могиле. Когда его спросили: «Зачем?» - ответил: «Художник не должен быть злее политика, я его простил». Искусство Неизвестного – экспрессивное, мощное, часто тяжёлое, пронизанное болью и страданием. Но вот злобой – никогда. Во всём мире Неизвестного называют эталоном, уникумом, скульптором редкой породы.
Гонимый и притесняемый советской властью, в 1976-м Эрнст Неизвестный навсегда покинул родину – уехал в Швейцарию, а затем в США. На Западе его приняли, полюбили, недавно назвали «Человеком года русскоязычной Америки». В Россию после перестройки часто возвращался и работал – в Магадане стоит его монумент жертвам политических репрессий, в Калмыкии – жертвам депортаций, в Кузбассе – погибшим шахтёрам. Эрнста Неизвестного называют певцом свободы, которая часто обретается через страдание. Так было и в его жизни.
Источник:tvkultura.ru