В театральных кругах, широко известно, где творят волшебство и иначе как шаманским воздействием, погружением в иные миры, в саму суть человека, его страсти и бурю эмоций, спектакли этого режиссера охарактеризовать многие не могут. Его постановки пронизаны безграничной любовью, граничащей с одержимостью, вселяющие веру, пугающие своей остротой и актуальностью. Его знают во всем мире, его любят, его ругают, им восхищаются и не понимают, его боготворят и ненавидят, о нем непрестанно говорят, а он больше чем полвека творит и живет в своем лично созданном мире, которым не прочь поделиться с каждым, кто готов прочувствовать и увидеть. Имя его, Роман Григорьевич Виктюк, он один из немногих, кто никогда не боялся идти наперекор времени, власти, мнениям и устоям. Все, что связано с ним громко, ярко и крайне необычно.
Вот и 5 октября в его театре, именуемом в народе «Дом Света», прошла встреча с самим Мастером и его коллегами, ярчайшими режиссерами нашего времени, Камой Гинкасом и Михаилом Левитиным. У каждого из мэтров, совсем недавно, вышли в свет книги, презентация которых и состоялась в рамках вечера.
Роман Виктюк ( Советский, российский и украинский театральный режиссер, художественный руководитель Театра Романа Виктюка, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Украины, народный артист Российской Федерации) к своему дню рождения осенью прошлого года выпустил двухтомник «НЕБО», объединивший переиздание знаменитой книги середины 90-х «Роман с самим собой» (новое название «НЕБО. Полет первый») с совершенно новой книгой «НЕБО. Полет второй», написанной в соавторстве с театральным критиком Татьяной Печегиной. В книге собраны размышления Романа Григорьевича о театре, искусстве, актерах, с которыми он работал и работает, о вечных ценностях, а также рецензии и эссе Татьяны о спектаклях Виктюка, его творческом пути и роли в мировой культуре; в книге о Романе Григорьевиче рассказали и его любимые «дети» – артисты и художественно-постановочная часть, люди, которые работают бок о бок с ним в сотворчестве многие годы.
Книга Камы Гинкаса (режиссер, театральный деятель, профессор Школы- студии МХАТ, народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии) «Как это было» создавалась несколько десятилетий, возникала постепенно – в его интервью, монологах, статьях. Все эти материалы встретились под одной обложкой, чтобы рассказать о его непростой судьбе, человеческой и творческой, о том, как рождались знаменитые спектакли Гинкаса на сценах разных стран, о том, что он знает и что думает о жизни, театре и литературе, о людях, с которыми встречался.
Книга Михаила Левитина (театральный режиссер, художественный руководитель театра Эрмитаж, народный артист Российской Федерации, писатель, автор двух десятков книг.) «После любви: роман о профессии» – это роман о профессии режиссера, о спектаклях, об актерах, об Одессе и Москве, об эксцентрике и обэриутах и конечно, о людях театра. Михаил Жванецкий и Виктор Шкловский, Алиса Коонен и Любовь Полищук, Роман Карцев и Виктор Ильченко, Петр Фоменко и Юрий Любимов, Рита Райт-Ковалева и Курт Воннегут, Давид Боровский и Владимир Высоцкий..
«Театр – это ты. Из ничего. В поисках самого себя. Непременно живого, не найденного, не обнаруженного, но живого, отмеченного Богом. Участь персонажа – бессмертие. Каждого!»- Михаил Левитин.
Роль ведущей на себя взяла литературный критик Клариса Пульсон, профессионально и творчески ставя акценты и задавая вопросы о самом важном и интересном для зрителя, превращая презентацию книг, в увлекательнейшую, живую беседу о жизни, театре, творчестве, отношению к миру и всему окружающему.
Такие не похожие, по-разному видящие, чувствующие, ставящие, живущие и творящие в одно время, полностью отдающие себя профессии, шаг за шагом, отвечая на вопросы, рассуждая и делясь самыми сокровенными мыслями и воспоминаниями, из абсолютных небожителей, раскрылись для присутствующих в зале, как ироничные, трогательные, сильные и в тоже время ранимые художники, показывающие нам жизнь своими глазами, пропуская все через свои души.
Такие встречи и беседы, когда у зрителя есть возможность не только послушать, но и распросить режиссера, во многом сближают, объясняют и раскрывают порой непонятные замыслы сложных постановок. Чем больше узнаешь творца, тем интересней, по-новому, с оглядкой на услышанные истории от первого лица, смотреть его работы.
Надеемся, что подобные, атмосферные, уютные, домашние встречи, станут постоянной формой общения зрителя и тех, кто дарит возможность разглядеть свою жизнь под другим углом, проецируя себя на того или иного персонажа, на его действия и поступки, побужающие к самопознанию и самосовершенствованию.