«Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни

Новости

«Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни

«Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни

"В искусстве уютно быть сдобною булкой французской, но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ», - эти строчки из стихотворения «Памяти Шукшина», написанного Евгением Евтушенко в год смерти Василия Макаровича, тонко характеризуют жизнь и творчество выдающегося сценариста и писателя, актёра и режиссёра.

В декабре 2024 года, в год его 95-летия Василия Шукшина, Театр на Бронной представил премьеру спектакля «Калина красная» по одному из самых известных его произведений. В прошлом году исполнилось 50 лет, как Василий Шукшин ушёл в вечность: ему было отмерено на Земле всего 45 лет, но этот уникальный человек навсегда вошёл в историю.

Режиссер-постановщик Марина Брусникина: «Меня взволновал сюжет повести, невероятная мощь и свежесть текста Василия Шукшина. Думаю, что тема о стремлении и невозможности русского человека жить счастливо — всегда актуальна и не привязана к какому-то конкретному времени. Почему всё так, а не иначе? — этот вопрос плотной бечевой протянут через всю повесть, и давние узлы на ней развязываются трагическим, но закономерным образом. Хочется дать героям вырваться из этих обстоятельств, вдохнуть надежду, открыть «выход к свету». В этом контексте показательно пронзительна судьба Петра — брата возлюбленной главного героя — можно быть справедливым человеком, совершать благородные поступки — и всё равно оказаться на дне жизни. В этом заключается невероятный парадокс русского характера».

Марина Брусникина является одним из самых талантливых современный режиссёров, работающих с прозой.  Создатели не пытались копировать культовый фильм Василия Шукшина или пародировать его героев: это невозможно.

В Театре на Бронной пронзительно и проникновенно, трогательно и трепетно рассказали свою историю, поставленную по гениальной киноповести, исследующей непостижимую русскую душу. Как дань памяти и референс из прошлого в будущее, спектакль начинается с финальных титров легендарного фильма: герои на сцене вместе со зрителями досматривают кинокартину и начинают свой рассказ…

В спектакле «Калина красная» нет эпатажа и провокаций, в центре истории человек, который стремиться к гармонии, но, в силу множества причин и противоречий, не может обрести заветное счастье.

Контрасты и парадоксы непостижимой человеческой души отражены и в невероятно метафоричной сценографии спектакля, и в костюмах героев.

Художник-постановщик и художник по костюмам Нана Абдрашитова в тандеме с видеохудожниками Аланом Мандельштамом, Никитой Андреевым, Михаилом Мясниковым и художником по свету Иваном Виноградовым создали очень образное пространство, в центре которого огромное срубленное дерево, которое то статично замирает, то раскручивается, словно маховик времени и рок судьбы…

Символ деревни и природы, мост из прошлого в настоящее и будущее… множество ассоциаций. Как пшеничное поле и белоснежные берёзки, которые являются олицетворением России, эталоном робости и силы, трогательной нежности и красоты.

Чёрно-белая стилистика спектакля и костюмы героев тоже тонко коррелируются с берёзами, с которыми так трепетно ведёт диалог главный герой, пытаясь найти ответы на многие вопросы и обрести почву под ногами. Книжный текст, словно ритм сердца, чётко проецируется на стены, принимая причудливые формы: то корова, то бокал…

Русский язык – квинтэссенция спектакля: на нём герои не только говорят, но и чувствуют, мыслят, мечтают. Слова значат очень много и имеют огромную силу. И познакомились Люба и Егор благодаря переписке.

В поэзии и прозе жизни открывается множество парадигм.

Тихая уютная пристань деревенского быта противопоставляется гламурной пошлости городских соблазнов, при этом границы между городскими и деревенскими жителями  весьма призрачны и размыты.

Доярка Люба Байкалова в воплощении Катерины Васильевой совсем не выглядит провинциальной барышней – эта стильная красивая молодая женщина, которая восхищает своей доверчивостью, эмпатией и принятием, силой духа и добротой.

Артём Быстров в роли Егора Прокудина – дерзкий, смелый, авантюрный мужчина, который решил «завязать» с бурными прошлым и начать новую жизнь. Он неистово и искренне этого хочет, но, увы, не всё зависит от него…

 Артём Быстров, исполнитель главной роли: «Калина красная — как гимн жизни. Такой жизни, в которой поди разберись, когда оглядываешься назад и понимаешь, что жил не так и не о том. А о чём жить — не знаешь, и просто радуешься солнцу, воздуху, березкам. Как говорит Егор, мой персонаж, - «Душа у меня какая-то наскипидаренная, заведёт она меня куда-нибудь, как волю почую, не могу себе место найти…»

Трагична и драматична Вера Майорова в роли матери Егора, очаровательны Владимир Яворский и Александра Николаева в роли родителей Любы, конкретен и понятен Динис Громаков в образе её брата Петро, прошедшего фронт и плен, но не ожесточившегося и не разучившегося верить  людям. Деревенские жители покоряют своей простотой и наивностью, в них нет подлости и злобы.

Городская «банда» из прошлой жизни Егора Прокудина – типичные рецидивисты и «гопники» не только Советских времён, но и лихих 90-ых, а может быть, и нашего времени.

Если бы мы встретили кого-либо из героев спектакля на фешенебельных Патриарших или неторопливом Тверском  бульваре, едва ли бы они вызвали у нас диссонанс.

Тихая уютная пристань деревенского быта противопоставляется гламурной пошлости городских соблазнов.  На постановке «Калина красная» публика будет радоваться и грустить, смеяться и плакать, а ещё – петь вместе с артистами любимые песни!

Музыка дополняет текст Шукшина, раскрывает новые глубинные смыслы, помогает приблизиться к пониманию такой противоречивой и бездонной души русского человека.

 Само название – тонкая аллегория: для славянских наро­дов калина всегда была символом добра, красо­ты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и не­винность. Как известно, все герои Шукшина – простые русские люди, порядочные и подлые, добрые и злые, бескорыстные и алчные, ищущие счастье и гармонию, заблудившиеся в лабиринтах судьбы и неразрывно связанные со своей страной и разными вехами в её непростой истории.

Премьерный спектакль в постановке Марины Брусникиной можно рекомендовать для просмотра самым разным категориям зрителей, от школьников до пожилых людей. В ближайшие месяцы «Калина красная» расцветёт в  Театре на Бронной 9 апреля и  20 мая.

 

"Калину красную" посетила корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Театра на Бронной

 

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь