«Обнимая небо!» - рандеву света и тьмы в премьере спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре

Новости

«Обнимая небо!» - рандеву света и тьмы в премьере спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре

«Обнимая небо!» - рандеву света и тьмы в премьере спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре

В 1665 году великий драматург Жан-Батист Мольер написал пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир», которая, как и другие произведения гениального автора, изящно и остроумно «клеймит безнравственность и славит добродетель». Во все века цивилизованное общество пытается справиться с пороками, но это невозможно, ведь добро и зло в разных пропорциях синхронизируются в каждом из нас…

8, 9 марта, а также 2, 3 апреля в Московском Губернском театре состоялись премьерные показы спектакля «Дон Жуан. Новый миф».

Талантливый режиссёр, Лауреат российских и международных театральных премий,  выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (курс Леонида Хейфеца) Максим Меламедов, обладающий ярким индивидуальным почерком, поставил невероятно образный и метафоричный спектакль о вере и безверии, вечном противостоянии света и тьмы в каждом человеке.

В роли Дон Жуана – Антон Хабаров, один из самых востребованных и многогранных актёров в своём поколении. Символично, что премьера состоялась в День рождения актёра и в эти же сроки на Первом канале транслировался второй сезон телевизионного многосерийного фильма «Казанова» с Хабаровым в главной роли, который стал настоящий бестселлером и получил множество премий.

Неудивительно, что премьера «Дон Жуана» вызвала особый ажиотаж и у зрителей, и у знаменитых гостей.

Первые показы посетили представители министерств и ведомств, художественные руководители и директора театров, режиссеры, продюсеры, телеведущие и известные актеры театра и кино: Сергей Першин, Елена Харламова, Олег Рожнов, Дмитрий Маликов, Татьяна Арнтгольц, Светлана Ходченкова, Александр и Екатерина Стриженовы, Дмитрий Хрусталев,  Светлана Зейналова, Сергей Майоров, Даниил Вершинин, Валерий Яков, Наталья Мазур, Александр Новиков, Александр Коручеков, Агата Муцениеце, Пётр Дранга и другие.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Говоря о выборе этой пьесы для репертуара, художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил: «Губернский театр зарождался как театр, в основе которого лежит отечественная и мировая классика. Вечные ценности, вечные вопросы, которые волнуют человечество, великолепная драматургия и мощные герои, - об этом мечтает любой худрук, режиссер, актер. В нашей афише есть Пушкин, Чехов, Островский, Шекспир, Лопе де Вега, Стивенсон, а теперь появится и Мольер. «Дон Жуан» станет нашей первой постановкой этого автора. Я рад за наших актеров, которые получили возможность поработать с прекрасным текстом мольеровской комедии под руководством молодого, талантливого режиссера. Высокая комедия – это всегда вызов, проверка на уровень мастерства, потому что она требует от режиссера и актера легкости, точности, виртуозности в сочетании с серьезностью темы пьесы. Я очень люблю такую режиссуру, когда комедия превращается в исповедальное творчество, когда это разговор о душе. И в этом спектакле мы не только радуем зрителя, смешим, хулиганим, но и заставляем задуматься о вечных вопросах».

Максим Меламедов, режиссер: «На мой взгляд, именно Мольер развил кочующий уже не одно столетие архетип Дон Жуана. Создал образ  сложного, неоднозначного Дон Жуана.  Наш герой - не просто обольститель женщин, циник и  обаятельный ловец умов. Он в первую очередь человек сломленный, человек, который ни во что не верит: ни в людей, ни в любовь, ни в Бога, ни в черта. Но рядом с ним - преданный Сганарель, голос совести, спасающий, но не спасший. Мне кажется, что это главная тема, о которой сегодня хочется поговорить и поспорить без морализаторства  - о прелести зла, о слабости добродетели, о нас, чья вера в Бога, в искусство, в человека, в любовь все время подвергается сомнениям и утратам».

Антон Хабаров, исполнитель роли Дон Жуана, признается, что «получить такую роль, как Дон Жуан, – это подарок для артиста», и работа над персонажем длилась почти год. «Репетиции длились два месяца, но с режиссером Максимом Меламедовым начали готовиться к работе за год до начала репетиций, переписывались, это дало нам возможность заранее отсечь лишнее в трактовке моего персонажа и произведения, - говорит Хабаров. - Максим очень талантливый режиссер, и работать в его рисунке - большое счастье. Здесь есть и мольеровский фарс, и настоящая трагедия в финале. Потому что мой Дон Жуан – это обреченный на безверие человек, который сам страдает от этого. В своем тщеславии он доходит до вседозволенности - ему кажется, что поскольку нет справедливости, миром правят деньги, нет ни бога, ни черта, то нет и наказания ни за что. Но это его большая ошибка. А его слуга и друг Сганарель, наоборот, уверен, что существуют Небеса, есть душа, есть честь, совесть, что можно просто бескорыстно помогать людям. Наш спектакль – это притча про двух друзей, но в принципе это один человек. В каждом из нас есть и Дон Жуан, и Сганарель, которые находятся в постоянном споре друг с другом».

ПРОТИВОСТОЯНИЕ СВЕТА И ТЬМЫ

Режиссер Максим Меламедов предлагает увидеть неоднозначный, сложный образ Дон Жуана в вечном конфликте добра и зла, в смертельно опасной игре обольщений, в споре двух героев - Дон Жуана и Сганареля (Михаил Шилов).  Лейтмотив спектакля Максима Меламедова – поиск Неба: для Сганареля понятия веры и чести очевидны, а Дон Жуан отрицает всё и всех.

Если для Сганареля единственное пагубное пристрастие – это табак, то у Дон Жуана гораздо больше искушений и соблазнов, главный из которых – женщины. В искусстве соблазнения он достиг совершенства: каждой леди герой даёт возможность почувствовать себя особенной и уникальной, с лёгкостью возводит на «пьедестал», виртуозно низвергая в нравственную пропасть… Испытывает ли он удовольствие от этого? Скорее нет, чем да. Человек, который утратил «небо» над головой и «почву» под ногами, едва ли способен на высокие эмоции и чувства – для него нет ничего святого, и это главная трагедия героя.  Образ жизни Дон Жуана - бегство от самого себя.

Одна из кульминационных сцен спектакля – монолог Дон Жуана о лицемерии и фатальных, неискоренимых пороках и размышление Сганареля о могуществе и силе веры, милосердия и воображения.

Слуга искренне сопереживает, пытается «достучаться» до  погрязшей в искушениях души своего хозяина, взывает к его разуму, достоинству и здравому смыслу, но натыкается на «бетонную стену» равнодушия и отрицания.

И для Антона Хабарова, и для Михаила Шилова их роли в премьерном спектакле – настоящий актёрский бенефис: за два часа великолепные актёры во всей гамме чувств проживают на сцене безграничную палитру чувств.

Женские образы не менее пронзительны, чем мужские.

Порывиста и экспрессивна  жена Дон Жуана Эльвира (Елена Хабарова). Она одержима идеей отомстить герою, но не может совладать со своими чувствами к нему.

Сцены в храме на исповеди Сганареля и соблазнение монахини (эту героиню в разных составах воплощают Юлия Романович и Александра Питиримова) конкретно говорят о том, что для главного героя нет запретов и табу.

Невероятно эстетична и элегантна сцена грехопадения Шарлотты (в разных составах Наталья Качалкина и Валерия Минина) и Матурины (Ирина Токмакова и Полина Галкина). Словно «Пигмалион», Дон Жуан лепит своих Галатей и вдыхает в них эликсир жизни, однако, это оказывается лишь иллюзией… Шарлотта и Матурина и их мужья словно бы говорят зрителям, что каждый «кузнец и строитель» своего счастья и что нужно быть внимательным к своим близким, слушать и слышать их.

Знаменитая комедия Мольера в версии Московского Губернского театра стала притчей о поиске утраченной веры – в небеса, в любовь, в человека. Сценограф Филипп Шейн  создал на сцене многоуровневое пространство, центром которой стала полуразрушенная колокольня церкви – символ веры, которую рано или поздно предстоит восстановить, обрести заново. Но удастся ли это Дон Жуану?

Магнетический эффект обрамляет потрясающая музыка Андрея Александрова. Световая партитура Эмиля Аврааменко и чёрно-бело-серые костюмы героев (художник по костюмам Денис Шевченко) усиливают противостояние света и тьмы в каждом человеке. Импозантный, страстный, эротичный облик Дон Жуана контрастирует со слегка нелепым образом Сганареля в забавной шапочке.

Очень мощная и сильная находка, что Максим Меламедов сделал фундаментом спектакля именно отношения Дон Жуана и Сганареля, как порок и совесть, которые ведут борьбу в каждом человеке. Режиссёр «отсёк» и кредиторов, и жертв Дон Жуана – герой ведёт борьбу с самим собой, бросает вызов морали и небесам, не понимая, что рано или поздно за всё придётся расплачиваться и отнюдь не материальными эквивалентами. Сцена с Нищим (Андрей Чанцев и Андрей Мисилин) демонстрирует моральную и ментальную пропасть, которой Дон Жуан проложил между собой и нравственными нормами.

РАНДЕВУ СО СМЕРТЬЮ

Апогеем финала является виртуозный танец героя со Смертью, поставленный в стиле балетного перформанса. В роли Смерти предстаёт актриса МГТ, профессиональная балерина Анастасия Теплинская (в других составах - Дэйманте Таранда и Софья Болдырева).

В спектакле Губернского театра время растворяется в  пространстве: затронутые темы созвучны с чувствами, мыслями и поступками каждого из нас. В постановке Максима Меламедова аллегорично продемонстрирован вечный конфликт личности и среды, человека и общества, которое отнюдь не безупречно. Но так или иначе каждый человек сам волен выбирать: стремиться к Небесам или падать в пропасть тьмы.

Жанр спектакля – «трагикомедия». «Дон Жуан. Новый миф» - философский эклектичный синтез трагичного и комичного, в спектакле нет пошлости и провокаций, но есть необъятная глубина, открывающая новые проекции и перспективы в сущности бытия и непостижимой природе человеческой личности, которая не поддаётся никаким статистическим, математическим и каким-либо ещё алгоритмам. Поэтому и счёты, который являются важным символом постановки, в финале разобьются...

После этого потрясающего спектакля возникает желание «обнять Небо» и начать постигать бесконечную Вселенную своей собственной души.

Поздравляем всех причастных с премьерой и не сомневаемся, что Новый миф о Дон Жуане станет одним из ярчайших событий театрального сезона и на много лет вперёд «зарезервирует» себе место в многогранном репертуаре Московского Губернского театра. Следующие премьерные показы состоятся 27, 28 мая и 17 июня.

 

Новый миф о "Дон Жуане" постигала корреспондент  - Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Московского Губернского театра (Галина Фесенко и Герман Жигунов)

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь