Сбербанк и киностудия "Союзмультфильм" создали совместное предприятие. В рамках сотрудничества планируется создание уникального контента, в первую очередь - детской анимации, будут производиться новые проекты киностудии - сериалы для дошкольников и школьников, полнометражные фильмы для семейной аудитории. Безусловно, это новый этап развития для "Союзмультфильма", новые возможности для развития российской анимации. На эту тему и на ряд иных тем- наш разговор с руководителем "Союзмультфильма" Юлианой Слащевой.
-Юлиана, прошло три года с тех пор, как Ваша команда пришла на "Союзмультфильм". Каковы, с Вашей точки зрения, итоги работы?
-Без ложной скромности скажу: очень хорошие. Три года назад, когда мы пришли, фактически была студия- банкрот. Убыток 30 миллионов рублей. Долги перед государством, перед авторами- вообще перед всеми.
И с этого крайне низкого уровня мы поднялись до уровня оборота в миллиард рублей.
За 3 года нам удалось сделать полноценно работающую студию, возродить производство, которое было давно забыто, возродить, если угодно такое сравнение, генетическую память нашей студии.
Сегодня одновременно в производстве находится 10 сериальных проектов, три полных метра и еще 16 проектов в стадии разработки. В ближайшие 3-4 года это выведет нас на первое место по анимации в стране, сейчас мы занимаем второе место. Хотя рынок анимации- очень маленький, но есть куда развиваться.
Доля российского контента еще не вышла на паритет с иностранным. Была задача в 20-м году паритета достичь. И кризис, и пандемия вмешались, конечно, в наши планы, но в конце 2020 года, надеюсь что будет паритет 50 на 50. Весьма важным для достижения этой цели является то, что 80 процентов от своего общего дохода анимационная отрасль сегодня зарабатывает внутри страны и 20 процентов- от экспорта. Кусок экспорта может расти. Ведь наши анимационные фильмы за рубежом сегодня нравятся как авторские, так и зрительские.
-Почему вы решили сотрудничать со Сбербанком?
-За три года, пока мы управляли Союзмультфильмом, мы достигли максимума того, что можем сами. И во многом потому меньше чем за год мы договорились и пришли к сделке. У нас не было возможности выбора из многочисленных банков какого-то банка. Сбербанк фактически к нам пришел сам. Для нас был вопрос безусловной синергии, химии. И она буквально с первых встреч сложилась у нас.
-Чего вы собираетесь достичь к 2029 году благодаря вхождению Сбербанка в Ваши проекты?
За 10 лет "Союзмультфильм" должен достичь долю в 30% в смотрении анимации, 20% в деньгах, которые анимация в России зарабатывает. Планируем выйти на производство 5 тысяч минут анимации ежегодно, сейчас производим 700 минут.
Кроме того, планируем развивать сотрудничество с зарубежными партнерами.
Замещать планируем уже на первом этапе слабые иностранные бренды, которых до сих пор в России очень много. На втором этапе- и сильные иностранные бренды.
-Каким жанрам и направлениям мультипликации планируется уделить внимание в первую очередь?
-Мы будем продолжать делать детский контент, останемся в этой нише, и этот контент разбит на 4 целевых аудитории по возрасту. Первая- 1-3 года- спокойные развивающие фильмы, заключительная 8-12 лет- практически уже подростковая аудитория, для которой практически ничего не снимается. Для них, в частности, будут научно-популярные истории. Мы думаем о том, чтобы было несколько сериалов для более взрослых детей. А если говорить об образовательном направлении как таковом- визуализация образования- это тренд последующих 5-7 лет и в этом направлении, разумеется, планируем участвовать.
У Сбербанка разработана и уже функционирует очень системная образовательная платформа. Мы думаем, что с помощью анимации можно мотивировать детей к учебе куда больше, чем сегодня мотивируют учебники
-На что планируете опираться при работе с зарубежной аудиторией?
-Для того, чтобы работать на международном рынке, мы сегодня находимся в поисках дополнительной команды. Вполне может быть, что эта команда и вообще не будет жить в России. Пандемия нас научила работе на удаленке.
-Принесла ли эпидемия кроме падения доходов какие-то положительные перспективы?
-Про перспективы пока что довольно сложно сказать. Но что она точно принесла- понимание- что практически идеально бизнес- процессы выстроены. Мы на удаленку 19 марта переходить стали, то есть, тогда, когда не было еще обязаловки в этом плане, и не сорвали ни одного выхода серии. За 3 месяца полной изоляции выход 30 серий у нас был. Это большой успех для нас. Для меня самой было удивление, что бизнес- процессы и творческие процессы у нас выстроены настолько идеально.
-А вообще планируете с удаленки вернуться?
-Мы 1 сентября с удаленки вернуться планируем. Ведь для творческих людей необходима социализация. Мы понимаем ценность коллективного разума и творческого порыва
-Какие изменения ждут кадровый состав киностудии?
-Сегодня очень профессиональная, очень энергичная и делающая двигаться вперед команда. В первые три года работали по 20 часов в сутки, все занимались всем.
Команда очень сильная, постоянно пополняется новыми специалистами
Нам надо усилить международное направление, международный скрипт-райтинг. Мы усилим фестивальное направление, направление авторской анимации, усилим режиссерские курсы
-Спасибо за интересную беседу!